О новом «киношедевре» господина Н.Михалкова «Утомлённые солнцем - 2» сказано и написано уже столько, что не хочется лишний раз повторяться. Только ленивый ещё не проехался катком. Громкий провал фильма в прокате не удаётся пока компенсировать даже неприлично частым появлением фигуры самого мэтра на всех возможных телеканалах (включая спортивные). Не спасает самый грязный и чёрный пиар. Одним из компонентов такового, очевидно, планировалась программа «Гордон Кихот», выставленная в эфир ОРТ 14 мая. Главным героем стал… Нет, не ветеран войны и уж, тем более, не доярка-передовица… Сам, так сказать, «азм есмь царь».
Ведущий Александр Гордон, как он это умеет делать, в самом начале программы напустил интриги – де мы сегодня увидим самую необычную программу. Ну, думаю, сейчас начнётся. Много писали заочно о новой «саге» Михалкова в газетах, на сайтах и в блогах, теперь достанется сполна мэтру и очно. Понятно, что верные цепные псы будут рядом, на страже хозяина – куда ж без них - но ничего, это только добавит перцу.
Но… Облом вышел – про новый фильм ни слова! Внимательный зритель обратил внимание на в проброс сказанные слова о том, что запись передачи была намечена на 24 апреля. Не было ещё тогда премьеры фильма. Не вышел каменный цветок.
Пиарщики строили свой расчёт на поднятие старой замусоленной темы о внутренних разборках в Союзе кинематографистов. Несмотря на то, что СМИ уже года два этим тлеющим конфликтом мозолят людям глаза и уши, суть его понять крайне сложно. Бояре что-то не поделили между собой. А что бояре могут делить в принципе? Власть и деньги. Или даже так: «власть=деньги». Ну, прекрасно, деритесь, а мы то тут при чем? Все эти господа михалковы, рязановы, гусманы, захаровы и прочая творческая интеллиГЭнция, прекрасно уживавшаяся с Советской властью и снискавшая себе уважение и любовь миллионов зрителей, в конце 80-х резко развернулась на 180 градусов и стала антисоветской. Теперь внутри этого своего клана ведёт разборки; а нам-то что? Если бы от этого их «пожара» мы фильмы хорошие стали находить в отечественном прокате, то тогда конечно, можно было бы ещё подкинуть дровишек, пусть дерутся-грызутся на радость зрителю! Но пока мы наблюдаем только либерально-клерикальную антинародную, а то и просто фашистскую отрыжку в виде фильмов «Поп», «Утомленные солнецем-2», «Царь», «Одна война», «Сволочи», «Груз 200», «Штрафбат», «Адмиралъ», «Девятая рота», глянцевых идолов в «Обитаемом острове» и «Исаеве». Для молодежи тоже выходят отличные учебные пособия по жизни, такие как «Я», «Волчок», «Русалка», «Школа». Нет сомнений, что они "обогащают" духовный мир молодого зрителя, делают его чище и светлее!..
Очередной выпуск «Гордон Кихота», кроме напоминания людям, что есть такой господин Михалков на свете, ничего нового зрителю не поведал. То, что Михалков хам, мы и так давно знаем. Видимо, за недостатком или отсутствием аргументов, он по ходу эфира неоднократно намекал на психическое нездоровье оппонентов и даже признался в непреодолимом желании «дать в лоб». А что, он может – было уже, помним.
Обе стороны, участвующие в конфликте, точнее их представители, показанные в программе, не вызывают ничего, кроме чувства гадливости. Каждый говорит о чем-то своём, отстаивает какую-то свою правду, а истины мы всё равно не узнаем. Тогда логичный вопрос: зачем нам это показывать? Думаю, такой вопрос можно адресовать к подавляющему большинству различных так называемых «ток-шоу» на телевидении. Единственным ярким пятном в этом болоте стала видео-врезка интервью с режиссёром, художником-мультипликатором, автором таких работ, как «Ёжик в тумане», «Лиса и заяц», «Сказка сказок» - Юрием Норштейном. Очень лаконично и чётко описал он ситуацию в Союзе кинематографистов в 70-х годах (когда действительно существовала творческая атмосфера, каждый старался сделать свою работу как можно лучше) и в современном, где заправляют продюсеры, а зритель уже не способен отличить хорошее кино от плохого. И удивительно метко охарактеризовал Норштейн фильм Ф.Бондарчука «Обитаемый остров» - монтажная шелуха. Блестящая метафора!
Ещё показательная фраза, осознанно или нет брошенная одним из защитников Михалкова – Евгением Герасимовым - которая отлично иллюстрирует высказанную Норштейном характеристику современной российской киноиндустрии – «Михалков самый удачливый менеджер в нашем кино».
Вот вам, товарищи, и весь ответ. Не художники работают в кино, не режиссеры, а менеджеры! Ясно, что и на выходе будет продукт жизнедеятельности менеджера, а не творческой единицы. Вот мы и имеем, не кино, а монтажную шелуху - Норштейн прав. В одном только не соглашусь с Юрием Борисовичем. Да, понятие хорошего и плохого кино у массового зрителя сильно притупилось, но коль новая «нетленка» перевёртыша Михалкова с треском провалилась, не всё ещё потеряно. Во всяком случае, очень хочется в это верить.
Владимир Пронин