От себя сразу замечу, что, на мой взгляд, статья кое-где спорная, не во всём я согласен с автором. Но тем не менее..
Раздача «золотых орлов»
На страницах «Советской России» неоднократно появлялись отзывы на современные отечественные киноподелки, в том числе фильмы «Стиляги» и «Царь». Так, «Стилягам» была посвящена большая рецензия в номере от 22 января 2009 года, а 29 января того же года опубликованы несколько читательских писем на эту тему. 12 декабря минувшего года одна из читательниц газеты поделилась своими впечатлениями от фильма «Царь». В отличие от наших читателей и авторов, «киноакадемки» посчитали, что именно эти фильмы заслуживают высших оценок.
Российские киноакадемики присудили главный приз –
«Золотого орла» фильму «Стиляги». Вот уж воистину «шедевр». Не
удивлюсь, если они назовут его «великим». Пафос и надувание щек у них
сейчас в моде. Как говорится – сам себя не похвалишь, никто не
похвалит. В трудной борьбе «Стиляги» обскакали, обпели и обплясали еще
один «шедевр» – фильм «Царь» с Петром Мамоновым в роли не кого-нибудь,
а Ивана Грозного!
Ах, как им, стилягам, ярким личностям, было тяжело среди тотальной
серости Советского режима! Ах, как трудно было им петь, плясать, играть
джаз, ярко и вызывающе одеваться, пить, курить – в общем, радоваться
жизни, в то время, как «серость» вокруг строила заводы и города,
Магнитку и Норильск, запускала в космос первый спутник и первого
человека, закладывала грандиозный военно-промышленный и нефтегазовый
комплекс. Уж 20 лет прошло, с тех пор, как стиляги взяли верх, все
поют, пляшут и танцуют не переставая, одеваются, пьют, курят и радуются
жизни – все никак пропить и прогулять не могут.
«А в это время весь народ тебя кормил, поил, обувал, одевал, воевал за
тебя!» – как говорил Глеб Жеглов одному предшественнику стиляг.
«Ты все пела? Это дело…
Так пойди и попляши!»
Я не претендую на истину в последней инстанции, может, кто-то меня
обвинит в банальной вкусовщине, но сам образ стиляги мне категорически
не симпатичен. Ведь кто такие стиляги? «Мажоры» (детки обеспеченных
родителей), эгоисты, совершенно не отягощенные ни умственной, ни
общественно-полезной деятельностью. «Ах, Америка, это страна, где
гуляют и пьют без закуски!» А в это время кумиры «стиляг» бомбили
Корею, чуть позже – поливали вьетнамские джунгли напалмом и «эйджент
оранджем», а чуть раньше стирали с лица Земли Хиросиму, Нагасаки и
Дрезден.
Лучше всего образ стиляги был отражен в знаменитой карикатуре 1954 года
– «Папина «Победа» (художник – лауреат Ленинской премии Борис
Пророков). Не слишком молодой человек, опять же явно не отягощенный ни
умственной деятельностью, ни внешними данными, эдакий хлыщ с папироской
во рту, Полиграф Полиграфович Шариков, выбившийся-таки «в люди». «Выйди
на Кузнецкий – все в лаковых!» Стоит на фоне папиной «Победы», совсем
не дешевой по тем временам машины, из которой выпадают бутылки из-под
веселящих напитков. А главное – яркий, кричащий галстук с обезьяной.
Видимо, чтобы подчеркнуть духовное родство с нашими биологическими
предками. Что в нем стильного, что красивого? Кого из нормальных людей
может вдохновить такой образ?
«Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь!» – над этой
поговоркой и в те годы порой смеялись, а уж после начала «перестройки»
просто откровенно издевались. А оказалось – все точно. Как только
представилась возможность, так и продали. Моментально, по дешевке,
оптом и в розницу, безо всякого сожаления. Как туземцы, менявшие золото
на бусы и огненную воду.
Авторы, как и раньше в печально знаменитых «Сволочах», «Штрафбате», «9
роте», даже не скрывают, что и персонажи, и все события вымышлены, а
совпадениями с действительностью даже не пахнет – потому и песни звучат
не тех лет, а уже нынешних деятелей оранжевого perestroyka-рока –
«Наутилуса», «Кино» и прочих. А названия какие! «Сволочи», «Штрафбат»,
«Стиляги» – герои нашего времени. И «Бригаду» еще для полноты компании.
Конкуренты «Стилягам» были под стать. Я не знаю, что за человек Петр
Мамонов, может быть и неплохой. Но лично я вижу его разве что в роли
Петрушки, а вот в роли собирателя земель русских, царя, в несколько раз
увеличившего территорию Российского государства, просвещеннейшего
человека своего времени – в этой роли Мамонов для меня, как для
патриота, просто оскорбителен.
Вроде бы везде стали говорить о патриотизме, о воспитании молодежи.
Сегодня только ленивый не прошелся по сериалу «Школа», который
всего-навсего показывает обычного постперестроечного молодого человека,
его мир тотального эгоизма и индивидуализма, где всем на всех плевать
(они говорят – «пофигу»), никто никому не нужен, нет ни великих побед,
ни великих свершений, день прошел, и ладно. А «киноакадемики» всерьез
обсуждают фильм, чудовищный в своей жестокости и карикатурности, где
Россией можно разве что пугать.
За Державу стыдно и обидно. Чем порочнее – тем больше наград. Чем
больше ненависти к истории – тем более выдающийся «шедевр». Чем
«сволочнее» – тем лучше. А судьи кто? Там и Познер академик, наверное.
А ведь когда-то, по историческим меркам совсем недавно, здесь снимали
совсем другие фильмы. И смотрел их весь мир, и в очередях за билетами
стоял, и рыдал в кинозале. «Балладу о солдате» смотрели, «Летят
журавли» смотрели, «Судьбу человека». Смотрели, сопереживали, любили и
просто уважали. Уважали, даже если не разделяли идеологию и взгляды на
жизнь. А их «стиляг» смотреть не будут. Об уважении я уж и не говорю…
А еще где-то там «Обитаемый остров» затерялся. Тот самый, сюжет
которого, если верить некоторым нашим «кинокритикам» повторяет
«Аватар». И вот тут, мне кажется, мы подобрались к самой важной теме.
Не слишком жалует «Аватар» наша киношная «элита». Прямо сказать со
злобой смотрят, со злопыхательством. На отсутствие бюджетов сетуют.
Вон, говорят, у Кэмерона бюджет 260 миллионов долларов. Эх, говорят,
нам бы такой… Интересно, сколько ушло бы на откаты и распилы? Это я
так, к слову. Вот Фёдор Бондарчук собрал для своего «Обитаемого
острова» огромный по российским меркам бюджет, взял не самую худшую
литературную основу, а в результате, как мне кажется, лишь подтвердил
тезис, что на детях гениев природа отдыхает. Они ведь, наши
господа-«мастера культуры», любят о капитализме для народа рассуждать.
А для себя предпочитают госдотации выпрашивать и спонсоров искать.
Да, бюджет у Кэмерона большой. Сняли бы наши господа «Титаник» – может,
и им кто-нибудь такой дал. Да, и спецэффекты потрясающие, и художники
молодцы, и сценаристы с актерами постарались. Но главное-то не в этом.
Главное в том, что Добро в «Аватаре» победило Зло и сделало это со всей
наглядностью. Вот что хотят видеть люди, вот о чем они соскучились. В
отличие от всех этих «стиляг» и «сволочей» (язык не поворачивается
назвать их «нашими»), Кэмерон сделал фильм человеческий, при всей
внешней фантастике. Отсюда и сборы по всему миру. И Россия здесь в
первых рядах. Потому что, несмотря на все старания «киноакадемиков», из
наших людей не вытравить ни гуманизм, ни сострадание, ни любовь к
Родине, ни стремление к справедливости.
Дмитрий Аграновский.
Электросталь,
Московская область.