![]() |
Так называемый Збручский кумир Святовита - наиболее насыщенный по композиции, и потому является наиболее интересным из дошедших до нас изваяний славянских божеств. Сложность его композиции дает исследователям возможность делать выводы об отражении в ней представлений наших предков о строении мира. Поэтому со времени его находки в реке Збруч в 1848 году он постоянно находился в центре внимания историков и просто любителей славянской древности. ![]() |
![]() |
Молодое Солнце рождается 25 декабря, когда зимнее солнцестояние закончилось, и день начинает прирастать. Это Коляда. Праздновать его рождество солнечного Бога начали задолго до христианства, еще в 6-м веке на территории Германии празднование Рождества считалось языческим и жестоко преследовалось. А большая часть украинских колядок либо носит следы поздних христианских переделок, либо вообще не имеет отношения к христианству.
|
![]() |
Солнце растет, оно становится воином и побеждает тьму. День становится длиннее ночи. Это отражено в праздновании Великодня на весеннее равноденствие 21 марта. Распространено мнение о том, что подобно христианской пасхе, Великдень отсчитывается с учетом не только солнечных, но и лунных циклов, с целью удобства дальнейшего отсчета года фазами луны. Оставляем за собой право не согласиться. Сейчас это начало года астрологического - первый градус Овна, управляемого богом-воином Марсом (отсюда название месяца - март). Возможно именно в этот день начинался тогда месяц березень, месяц бога-воина Ярилы. На грани кумира, видимой смотрящему на восход и соответствующей Яриле, изображены меч и конь - чисто воинские атрибуты. Именно Ярило, как ипостась Святовита, был особо почитаем в Арконе - городе воинов, во времена Саксона-Грамматика. Атрибуты Великодня - высокий с шапочкой кулич, обложенный яйцами также указывает на культ плодородия, праздник мужской силы. |
![]() |
Ярило взрослеет. После победы над Тьмой наступает благоденствие и власть князя-воина заканчивается. В начале июня проходят торжественные похороны Ярилы-Костромы-Кострубоньки. Мужская кукла с ярко выраженными половыми признаками торжественно, под песни и пляски, опускается под землю - он уступает место Купале.
|
![]() |
Проходит время и Солнце стареет, день начинает уступать ночи, приходит время подведения итогов, наступает время свадеб. На этой грани кумира, видимой при взгляде на заход солнца, мы вновь видим Богиню, и человек в средней секции снова женщина. В это время начинается осенняя череда женских праздников зеркальная весенней мужской серии праздников Великодня. Первый из таких праздников остался в православной традиции под именем Рождества Богородицы 21 сентября, в канун осеннего равноденствия. С точки зрения астрологии наступает время знака Весов, самого взвешенного в Зодиаке. В этот день иранцы-зороастрийцы провожают улетающих к Ормазду Фравашей - души предков. Праздники продолжаются Покровом Богородицы - 14 октября. Это завершение осенних сельскохозяйственных работ, пора свадеб. У Богини в верхнем ярусе в руке кольцо, символ супружества и одновременно символ завершения цикла. Завершаются осенние праздники Богини празднованием Параскевы-Пятницы, покровительницы женщин, в которой четко просматривается славянская Макошь - Великая Мать.
|
Солнце постепенно умирает, все короче дни, все длиннее ночи. И, когда кажется, что зло победило, рождается новое Солнце, наступает зимний солнцеворот, начинается новый солнечный цикл. Этот день, день рождения Коляды выбрали днем рождения спасителей и пророков во многих религиях мира.
Таким образом, на изваянии Святовита отражена годовая мистерия Солнца, находящая отклик во всех трех мирах: Яви, Нави и Прави. Она изображена по ходу Солнца - по часовой стрелке. Попытки связать кумир с временами года, разумеется, уже были, но циклы Солнца пытались рассматривать против его хода, что вряд ли корректно.
Четкая ориентация изваяния по сторонам света дала возможность некоторым исследователям высказывать предположения о поклонении славян сторонам света, особенно выделяя поклонение Югу. Однако даже старинные названия сторон света (полдень, полночь, закат, восход), сохранившиеся до сих пор в украинском языке, неразрывно связывают их с циклами Солнца-Святовита. Збручский кумир стоял на капище таким образом, что глядя в лицо Купале, молящиеся смотрели на полдень, Яриле - на восход солнца, Макоши - на закат. Чтобы взглянуть в лицо Коляде, надо было зайти к изваянию с полудня и посмотреть на полночь. Поэтому особое внимание Югу обусловлено почитанию Солнца в зените, в момент наивысшей его творящей силы - ипостаси Купалы.
Здесь следует вспомнить, что Гельмонд, описывая храм Святовита в Арконе, называет Святовита "Deus Deorum", т.е "Бог Богов". В данном случае напрашивается тождественность Святовита-Дажбога Роду. И действительно в понятие "белый свет", отличное от понятия просто Солнца или солнечного света, вкладывался намного более глубокий смысл, отождествляемый с понятием Блага. На основании изучения Збручского кумира, вырисовывается образ Святовита как всеобъемлющего, всепроникающего бога. В нем слиты четыре лица - четыре времени года - четыре возраста человека - четыре стороны света. Он объединяет мужскую и женскую сущность, имеет власть в трех мирах.
Такое казалось бы невероятным при ставшем традиционным взгляде на славянскую мифологию, когда делается попытка четко расписать функции богам, как это сделано с поздней греческой мифологией. Однако славянская языческая религия является наследницей общей индоевропейской ведической традиции. А в ведизме, чем древнее гимны, тем яснее проглядывает множественность проявлений единого Бога, имеющего множество личностей. Это и есть Род-Дажбог-Святовит - Бог Богов, Deus Deorum.
Из христианских источников известно, что до насильственного введения Владимиром культа Перуна, наши предки почитали Рода и Рожаниц. При этом Род и Рожаницы как бы неразрывны, даже родство их имен указывает на теснейшую связь. В приведенном варианте прочтения Збручского кумира мы видим объединение под одной шапкой Святовита-Рода ребенка, мужчины и двух женщин. Возможно это и есть отражение Рода и Рожаниц, где ребенок отражает как бы переходной этап.
В любом случае этот сложный и всеобъемлющий образ, комплексно отражающий мировоззрение наших предков заслуживает самого пристального внимания и изучения.
Литература:
1. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян - М.: Русское слово, 1997
2. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси - М.: Наука, 1987
3. Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян - М.:Архэ, 1993
4. Миролюбов Ю.П. Сакральное Руси - М.: Золотой век, 1996
5. Шилов Ю.А. Пути Ариев - К.: Оболонь, 1996
6. Асов А.И. Русские Веды - М.: Китежград, 1992
7. Костомаров М.І. Слов'янська міфологія - К.: Либідь, 1994
8 Головацький Я.Ф. Виклади давньослов`янських легенд та міфологія - К.: Довіра, 1991
9. Матвеева Н. Солнцеворот - К.: Украинский Центр духовной культуры, 1995
10. Зенер Р.Ч. Учение магов - М.: Арта, 1992
http://www.kurgan.kiev.ua/