|
АНТОНИО ВИВАЛЬДИ.
Вивальди - выдающийся скрипач и композитор, один из величайших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века. Его значение, особенно в создании жанра сольного скрипичного концерта, выходит далеко за пределы Италии.
Наибольшую популярность приобрели четыре связанных между собой концерта для солирующей скрипки - "Времена года". По сути дела, это первый в истории музыки связный цикл, спаянный не просто программой, а сквозным симфоническим развитием, образной драматургией. Можно сказать, что это - "четырехактная скрипичная опера".
Но было бы не верно полагать, что во "Временах года" мы имеем дело со звукоизобразительностью, достаточно примитивным "воспроизведением" пения птиц, молнии и т.п. Основное - выпуклый показ образа, данный чисто инструментальными средствами, специфическим языком музыки, ее логикой.
Программа для Вивальди - лишь стимул для фантазии.
Предствить этот цикл "Времена года" мне бы хотелось, познакомив вас с видеофильмом - мультфильмом Ференса Сако. Это картины, которые создаются из песка на стекле мастером и повествуют о том, что собирался сказать Вивальди в своей музыке.
Зрелище потрясающее. Советую смотреть, слушать и читать историю, которая описывает, а что же все-таки слушателю надо уловить, услышать в музыке Вивальди, над чем задуматься, что понять.
Magyar Radio es Televizio Szimfonikus Zenekara
Budapest Symphony Orchestra
Kovacs Denes - первая скрипка
Lamberto Gardelli - Дирижер
.
|
|
.
|
Антонио ВИВАЛЬДИ
(1678-1741)
"ВРЕМЕНА ГОДА"
|

|
Концерт№1 Ми Мажор RV269
"La Primavera" | "Весна"
В "Весне" для 1й части имеется развернутая программа, содержащая три состояния. Следующие две части имеют по три строчки, передающие обобщенный образ. В "Лете" имеется вступление, передающее образ знойного лета. В "Осени" первая и третья части имеют развернутые программы, а средняя "Сон" - не имеет ее. И в "Зиме" программа дается для крайних частей. Тем самым уже намечается контраст 2х типов выразительных решений в цикле.
Первый концерт - "Весна". Первая часть - двухтемна. Образ весны - солнечный свет и пение птиц. Первая тема - динамична, вторая - статична, "размыта" в пространстве. Они и контрастны, и связаны единой мыслью. Вторая часть - "Спящий пастух" - идиллия. Плавная мелодия скрипки парит над звукоизобразительным фоном - как бы солнечным маревом. Здесь господствует полная статика. Финал - «Танец пастораль" - обобщенная жанровая программность, музыка основана на быстрой сицилиане, и мало расчленена. Неожиданно в конце, после области минора небольшая каденция скрипки приводит к ослепительно яркой мажорной репризе основной темы весны первой части, создавая образную арку.
.
|
|
|
.
|
|
 |
Концерт№2 Cоль минор RV315
" L'estate" | "Лето"
"Лето" развивает образы первого концерта. Небольшой энергичный рефрен - "изнеможение от жары" - рисует основное состояние. Паузы, обрывки фраз хорошо передают состояние вялости, утомления. Далее разворачиваются одна за другой картины, охватывая единым замыслом все части концерта и создавая форму, напоминающую рондо. В качестве эпизодов дано изображение кукушки (по сути дела, это первое "перепетуум мобиле" в скрипичной литературе; здесь голос кукушки как бы скрыт в вязи шестнадцатых (мелкой длительности) нот, перекличка горлицы и щегла ( интонационная связь с "Весной"), порыв ветра и буря, перемежающаяся жанровой сценкой "плач селянина".
Вторая часть непосредственно продолжает музыкальное развитие, возвращая к образу селянина, страшащегося грозы.
Третья часть завершает целостное развитие, рисуя картину разбушевавшейся грозы (здесь интересно использование высоких позиций струны Соль при звучании открытой струны Ре.) Музыка далека от простой изобразительности. Об этом напоминает один из эпизодов, где слышатся отголоски "Призраков" из флейтового концерта "Ночь", что свидетельствует, что речь идет и о душевной буре. Концерт оканчивается унисоном басовых струн - символизируя открытое, пустое пространство и оставляя ощущение незавершенности.
.
|
|
|
.
|
|

|
Концерт№3 Cоль минор RV293
" L'autunno" | "Осень"
Резким контрастом вступает праздничная, с элементами юмора тема первой части "Осени, перекликающаяся с интонациями темы весны. В отличие от первых концертов, здесь основное настроение развернуто в широкое полотно. И здесь тематическим контрастом выступает звукоизобразительная характерная тема, рисующая захмелевшего крестьянина, который засыпает.
Это состояние раскрывает вторая часть. В разворачивающемся "пространстве сна" нет и отзвука танцев. Таинственность и зыбкость господствуют здесь. По сути дела, это - эскиз части "Сон" из флейтового концерт Вивальди. Музыка этой части в чем-то перекликается со сном пастушка из первой части "Весны".
|
|
|
.
|
|

|
Концерт№4 Фа минор RV297
" L'inverno" | "Зима"
"Зима" является заключительным концертом цикла, что, в известной степени сказалось на его конструкции. В первой части Вивальди снова возвращается к двухтемности: образ стужи (остинато) и завывания ветра.
Финал наиболее сложен и значителен. Тут также две темы - одна юмористическая, другая - порывы теплого ветра. Последняя тема контрастна второй теме первой части (там- холодный ветер). Возникает характерная для Вивальди зеркальность. В заключительном разделе Вивальди дает небольшую симфоническую картину, выполняющую роль второй разработки - коды. Это битва двух контрастных начал: интонаций лета и зимы.
.
Вторая часть "У камина" - умиротворение, почти статика ( однако остинатный бас остается как внутренняя связка). В то же время настроение части перекликается со второй частью "Весны".
|
|
|
.
|
Основным в этом замкнутом цикле является контраст между солнцем, радостью, деятельностью и мраком, холодом, сном. Этот контраст лежит и в основе каждой части, и в основе всего цикла. "Сквозным образом" становится образ ветра. Он пронизывает все части цикла, символизируя динамичность, изменчивость мира. Интересно и сопоставление контрастных состояний человека - деятельности и отдыха, сна. Особенно важен образ сна - как бы ухода в иное измерение, статику, крайний, наиболее неустойчивый, колористически окрашенный полюс целостного замысла, противостоящий другому полюсу - образу грозы, бури, как выражению наибольшей, противоборствующей человеку динамики природы.
Вивальди дал импульс новым музыкально-художественным концепциям, новому уровню музыкального инструментального мышления. Своим творчеством он показал, что музыка обладает огромными возможностями выражения, построения идеальной модели мира и человека. Его богатейший мелодический и гармонический дар, новаторский музыкальный язык, где основным средством выражения выступала скрипка, позволили ему воплотить в звуках самые трепетные движения души, самые пылкие и тонкие человеческие мысли о мире и о себе.
В заключение, также рекомендую вам посмотреть изумительный фильм производства США издательского дома "Readers Digest" Музыка природы: Времена года. Или "Natures Serenade:The Four Seasons (Vivaldi)"
К сожалению, я не смогла найти в интернете on-line версию этого необыкновенного фильма. Но если у вас есть возможность приобрести его, поверьте, вы не пожалеете. Это жизнь живой природы, синхронно под музыку, под каждый ее звук, под каждый ее такт, под каждый инструмент.
.
Обложка фильма выглядит так, как
ЗДЕСЬ
Ну и последнее...
Все концерты "Времена года" Вивальди можно скачать
ЗДЕСЬ
|
|
Оформление: Miss Airams music
|