• Авторизация


На «Сапсане» из Питера в Москву 23-01-2011 02:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Большой рассказ о поездке на скоростном поезде «Сапсан» из Петербурга в Москву.

Поездка состоялась 19 декабря в субботу утренним рейсом (№ 151), т. е. на второй день полномасштабной эксплуатации состава. Отправление с Московского вокзала — 6:45 утра; прибытие на Ленинградский вокзал столицы — 10:30. Время в пути — 3 часа 45 мин. «Внешних» видов тут будет немного, речь в основном пойдёт о впечатлениях от поездки и разборе плюсов и минусов.

[показать]

«Сапсан» с горящими хвостовыми огнями на Московском вокзале СПб. 6:30 утра

Билет на «Сапсан» был куплен мною через Интернет примерно за 12 дней до отправления, по цене 2273 рубля; однако предлагаемой на сайте РЖД электронной регистрацией (чтобы садиться в поезд по безбланковой технологии, только по предъявлению паспорта) я решил не пользоваться на этот раз, а в один из вечеров заехал на Витебский вокзал и получил на терминале бланк билета. На билете внимание сразу привлекла большая надпечатка прописными буквами «КУРИТЬ ЗАПРЕЩЕНО!». Это действительно оказалось так: курить на «Сапсане» нельзя, и когда во время поездки я разговаривал в вагоне-бистро с охранником, он сказал, что поезд везде нашпигован противопожарными датчиками, включая туалеты, и при обнаружении даже небольшой дозы дыма (в т. ч. и табачного) поступит автоматический сигнал на остановку поезда. Так что за этим там строго следят.

Сперва я хотел поехать на вокзал на машине, и оставить её на платной стоянке на сутки, но потом вспомнил, что вечером в столице планируется оффлайн с френдами, и утром могу приехать не совсем в тонусе, поэтому решил для полного спокойствия на метро.

Утренний хронометраж выглядел так: 5:25 вышел из дома; 5:37 был на конечной 5-й линии («Комендантский проспект»); 5:43 уехал на метропоезде; 6:14 доехал до «Пл.Восстания» и поднялся на Московский вокзал. Нигде не спешил. Таким образом, прибыл аж за полчаса до отправления, и у меня было время походить вдоль всего состава, рассмотреть его и поснимать. А в принципе можно было уйти и минут на 10 позже, запас времени вполне позволял.

Вот так выглядит хвост состава со стороны тупика 4-го пути. Пока для нас смотрится довольно необычно, надо ещё привыкнуть.

[показать]

 

Герметично закрывающиеся двери.

[показать]

Вид на «Сапсан» со стороны головы поезда — это я прошёл по платформе вдоль всего состава. В кабине машиниста было 2 человека; что-то обсуждали.

[показать]

В составе поезда 7 вагонов II класса и 2 — I класса, а также один вагон-бистро. Планировка у них, в принципе, похожа (ряды кресел 2+2), только в I классе кожаные кресла, расстояния чуть больше, горячиее питание в составе билета, розетки на каждое кресло и wi-fi. Однако цена различается вдвое.

[показать]

Ну ладно; давайте и мы зайдём внутрь, осталось 15 минут до отправления. Проводница посмотрела билет и паспорт и запустила внутрь. Кстати, в прессе проскакивали сообщения, что в этом поезде проводников переименовали в «стюардов», однако по внутренней трансляции во время пути (около купе управления) я слышал, что их всё равно называют проводниками: «проводнику вагона 3 подойти туда-то». Положа руку на сердце, я считаю, что незачем привносить лишний англицизм в ж/д термины, это довольно глупое корпоративное начинание. Разве слово «проводник» — это плохо?

[показать]

Переходы между вагонами сделаны «гармошками» без переходных дверей. Температура внутри состава везде одна и та же, немотря на мороз снаружи; прозрачные двери в сами пассажирские салоны вагонов открываются автоматически, по фотодатчику — поэтому можно пройти через весь состав, от головы до хвоста, ни разу не прикоснувшись ни к одной двери.

[показать]

Заходим в пассажирский салон вагона 2 класса. Выполнен он в бело-синей гамме, с небольшими светло-жёлтыми и серыми вкраплениями. Должен отметить, что это весьма ненапряжное для зрения цветовое сочетание, так что в этом плане у меня ощущения были положительные. Свет в салоне достаточно яркий, ровный; у каждого кресла есть и индивидуальная подсветка сверху, включаемая пассажиром отдельно. Из недостатков надо отметить вот что: при крейсерском движении свет не приглушается, а остаётся такой же интенсивности. Это не очень хорошо, т.к. с раннего утра примерно половина пассажиров через полчаса после отправления засыпает в своих креслах и можно свет и притушить. А кому надо больше — так ведь есть индивидуальная подсветка! Большое окно (на 2 ряда) можно прикрыть серой жалюзи, от солнца.

[показать]

Раздеться можно двумя путями: в центре вагона есть гардероб с вешалками, хорошо видимый почти со всех рядов; а около окон есть вешалки, куда тоже можно повесить куртку. А вверху вы видите стоп-кран. Он ещё есть и в тамбурах. Багажные полки есть поверху рядов кресел, а также место в самом начале пассажирского салона, для массивных сумок с колёсиками. Интересно, что примерно две трети пассажиров пришли в поезд минут за пять-десять-пятнадцать до отправления. Наверное, специфика такого скоростного поезда.

[показать]

Посмотрим теперь в сторону выхода. Впереди — переход в другой вагон, немного виден его интерьер и переходная «гармошка». Справа у стены — места для габаритного багажа; наверху — ЖК-дисплей, правее — полупрозрачный дисплей с параметрами рейса (время, дата, скорость, температура за бортом). Слева стоп-кран.

[показать]

Кресла. Тут надо сказать вот что: сами кресла — немного пошире и расстояние между рядами немного побольше, чем между рядами самолётных «эконом-классов». Конечно, можно плюнуть на это, но в плане комфорта лишние 10-15 см ширины этих расстояний очень даже играют роль. В частности, я смог проходить на своё кресло у окна прямо, не скрючиваясь, как в эконом-классе CZA, когда крайний раз пару месяцев назад летел из Хельсинки в Прагу. Ну и от соседнего пассажира расстояние побольше, тоже хорошо. Наверное, эти размерения поближе к самолётному бизнес-классу — т.е. сравнивать «Сапсан» с эконом-классом самолёта не вполне корректно. Грешным делом я даже подумал, что если бы у самолётчиков за цену эконома были такие кресельные габариты, то я бы немного терпимее относился к банкам шпрот-авиамуравейникам.

Из минусов должен отметить, что РЖД выбрало, видимо, самый дешёвый синтетический вариант обивки — во всяком случае, мне это заметно. На DB обивка явно покачественней. Кресла откидываются как-то весьма хитро, «сьезжая» ложементом вниз. Сложно обьяснить методику «на пальцах», это надо видеть.

[показать]

Ещё о недостатках. Вот посмотрите внимательно на то, что перед креслом. В австрийском Rail Jet, скажем, внизу сделан большой удобный «карман», куда можно засунуть газеты, книги, небольшую ёмкость с водой-соком, какую-нибудь плоскую вещь. Тут этого, увы, нет — девственно плоская поверхность. Карман же находится наверху, и он маленький. Это намного менее удобно! Также я обратил внимание на пластиковые «подножники». Они настолько хлипко выглядят, что я сразу же подумал, что реальный русский пассажир его быстро сломает. Сел какой-нибудь солидный бизнес-дядька, насосался пивом перед сладкой дрёмой в поездке, надавил посильней — и капец этой подставочке. А вот у австрийцев и немцев основа металлическая, а не пластиковая. Я считаю это не продумано.

И ещё одно существенное замечание. Урн для мусора только две, в концах вагона. А ведь можно было бы сделать маленькие лоточки для мусора в междукресельном расстоянии, сзади ложементов (австрийцы), или периодически в межрядном пространстве, где сменяется направленность кресел (немцы). А так получается, что мелкий мусор деть некуда, и приходится всё время вставать и идти выкидывать.

[показать]

В маленьком кармашке лежат две вещи — буклет для пассажиров со схемами Москвы/Питера/транспорта, всякими телефонами; и разовые наушники в упаковке для радио- и видео- каналов.

[показать]

Пульт управления радио-видео-каналами находится в междукресельном расстоянии; нужно просто вставить штекер в гнездо «своей» стороны. Однако практически вопрос это у них тоже не продуман: никому непонятно, что там в четырех выборах радиоканалов (даже пока и проводникам), видеоканал транслирует синхронный звук с верхними жк-дисплеями, но там пока что гоняют в основном ролики с «Сапсаном», пошаговые обьяснения по покупке электронных билетов на сайте РЖД, и только в середине пути транслировали какой-то фильм (честно, я его не смотрел). Да и два из четырёх радиоканалов весьма хрипят. Настраивайте, ребята, свою аппаратуру получше. Ведь и по этому параметру вас будут оценивать.

[показать]

Общий интерьер вагона в движении; сейчас ЖК-дисплеи работают.

Заполняемость состава. В моём вагоне (№ 7) она была примерно 30%, а вот в соседнем, шестом — около 75-80%. С чём связана такая разница даже не знаю. Может, билеты так продают. Но, думаю, вечерние рейсы, особенно на выходные, будут заполнены полностью.

[показать]

Из хорошего. Откидывающийся столик очень прочный и основательный, тут можно без проблем размещать и тяжелые полуторалитровые «гранаты» с жидкостями, и много чего ещё. Это мне очень понравилось. Да и вообще, просто здорово, что нет этих авиаограничений на жидкости, которые меня реально бесят. Бери с собой соки, воды, какие надо, еду, и я даже в пути на радостях отхлебнул из своей фляги с коньяком пару раз. Что касается охраны и сопровождения, то поезд сопровождают как менты с оружием, так и неприметные охранники в штатском (вторых я приметил дважды — взгляд намётан). То есть, если вдруг захочешь конкретно нажраться и покуражить, думаю, это будет весьма чревато. Да и имидж поезда РЖД прямо заинтересовано блюсти.

Плюсом является также то, что положение столика не меняется, если пассажир впереди меняет положение кресла.

[показать]

Однако самый колоссальный недостаток, который будет сильно влиять на заполняемость состава в непиковые дни и интервалы — это отсутствие во 2-м классе индивидуальных розеток. Их только две на вагон. Я посмотрел, что ведь в 1-м классе это реализовано вполне нормально. Так почему же не сделать во 2-м? Думаю, такая мера бы напрочь выбила бы козыри у любителей дюралюминиевых летающих шпротных банок. Сидишь и работаешь себе на ноуте. Или заряжаешь мобилу. Или играешь себе в игрушку какую-нить. Или КПК юзаешь. Зря РЖД этот вопрос не продумало…

С другой стороны, есть резервы для конкуренции и дальнейшего совершенствования.

Немного о ходе поезда. Сразу отмечу приятное — плавность хода мне очень понравилась. Чудесно трогается, плавно замедляет ход, не дёргает. Равно как и звукоизоляция вагонов — она достаточно хороша. Вполне тихо, только вагон немного «поёт», еле слышно. Однако на кривых на большой скорости прижимает вбок. Это было мною отмечено в начале пути, под Тосно, и раз в середине пути. Потом таких мест не было.

Над проходом сделан полупрозрачный монитор, где выводится текущая сменяемая информация о параметрах рейса — дата, время, рейс, вагон; температура за бортом; скорость. Их два, на концах вагона. Информация сменяется на двух языках: первый английский, второй — русский. Я подумал, что удобней было бы сделать мониторы постоянные, а не сменяемые. Например, чтобы всё время, а не периодически, было видно скорость. Ведь место размещения вполне позволяет это.

[показать]

Сдвоенные био туалеты находятся в конце каждого вагона (тут — слева по ходу, за прозрачной дверью).

[показать]

Умывальник. Целиком туалет снять не получилось, т. к. нужна очень большая широкоугольность.

[показать]

Температура за бортом во время нашего рейса всё время менялась. Если из Питера мы выехали при −12, то в Тосно было уже −15, в Любани −19, а за Чудово — ниже −25. После Чудово состав набрал скорость и в какой-то момент я увидел такое сочетание скорости и температуры. Да, это реальная Россия, а не какой-нибудь Прованс или Нижняя Саксония, где подобного практически нет. Мне стало любопытно — а как с герметизацией состава при таком экстремальном сочетании? Я вышел в тамбур, подошёл к двери, провёл ладонью по сочленениям. Но не сквозило нисколько, и температура была практически такая же, как и в пассажирском салоне. Так что герметизация довольно качественная. Посмотрим, как будет дальше с этим делом…

[показать]

О реальной скорости движения. Сразу хочу сказать, что заявленные 250 км/ч — это чистый маркетинг, типа «ёмкости винчестера». Состав такой скорости не достигал ни разу. Максимальная скорость была на участке Чудово — Бологое и составила 223 км/ч. Однако, с другой стороны, поезд примерно 80% протяжения пути стабильно держал крейсерскую 200 км/ч — у предшественников «Сапсана» реальная средняя скорость была намного ниже, примерно 150-175 км/ч. Бологое поезд прошёл на 125 км/ч, Тверь — на 109 км/ч, Чудово — на 155 км/ч. Затем быстро и плавно набирал скорость снова до своих крейсерских 200.

После прохождения Чудово я решил протестировать вагон-бистро (№ 5) и испить тамошнего кофе. Вагон разделён на три части — сначала купе управления, потом стойки и бар; потом сидячая зона.
— Доброе утро! Сколько у вас стоит кофе?
— 60 рублей.
— А чай?
— Тоже столько же.
— А почему ничего нигде не написано? Винная карта вот есть, а где чайно-кофейная?
— (зашуганно) Ой, извините… пока такого нет…
— Ладно… Налейте, мне, барышня, кофейку.

Наливает, забираю. Кладу камеру на стойку. Из купе управления выглядывает бородатый мент с кобурой наперевес, смотрит на меня, потом скрывается обратно в купе. Тут подходят ещё две проводнички. Разговорились.

— Как, девчата, волнуетесь, да?
— Ага… у нас это только второй рейс… вообще…
— Скажите, а вот прямо на своё место я могу заказать кофия?
— Ну… наверное (смущаются, не знаю сами точно)
— А как?
— (неуверенно) Наверное, с вашим проводником поговорить…
— Хм. Ладно, узнаю.

Поговорили, вроде они постепенно заулыбались. Вот только на моё предложение коллективно сфотографировать их на память сразу засмущались. Ну ладно, я не стал настаивать.

[показать]

Кофе среднее — ну, где-то уровня «Идеальной чашки». Но не поганое, вполне нормально. Уровень венских кофеен требовать было бы глупо, это я понимаю. А вот что хотелось бы, так это фарфоровых кружечек с символикой состава. А не этих безликих интернациональных бумажных. И прозрачных разовых бездушных ложечек. Динамичный Век Эффективных Менеджеров…

[показать]

Заглянем ещё в сидячую зону вагона-бистро, за стойками бара.

[показать]

Перед Тверью стало светать, а за ней — и совсем рассвело. Вот вам зарево восхода солнца близ станции Клин.

[показать]

Фото в «за окно» на скорости 200 км/ч. Всё сливается в белую полосу.

[показать]

В районе Крюково «Сапсан» сбрасывает скорость до 170 км/ч, и при ярком рассветном зимнем солнце камера уже успевает фокусироваться.

[показать]

А вот и Останкинская Игла. Тут ещё сбросили скорость: идём 95 км/ч.

[показать]

Табло с прибытием рейса.

[показать]

Прибытие «Сапсана» на Ленинградский вокзал. Настоящая ляпота, яркое солнце и морозец!

[показать]

Вагоны «Сапсана».

[показать]

Голова «Сапсана» у тупика. Мой рейс окончен.

[показать]

Общие итоги: рейс прошёл очень приятно, мягко и плавно. В 5:25 я вышел из дому (а мог и попозже), прибыл на метро к поезду с резервом в полчаса, в 10:30 был в центре Москвы. Никаких регистраций, куч пересадок до аэропортов, досмотров, проверок, ограничений, промежуточных этапов. Свой коньяк в пути и питерский «Байкал» в сумке. В общем, после запуска «Сапсана» сама мысль об авиаперелёте в столицу кажется мне абсурдной — сия добровольная мастурбация теперь будет пригодна в основном для закоренелых авиафилов.

Ну и конечно, я рад, что несмотря на различные проблемы, реальное скоростное сообщение в стабильном режиме «несколько раз в день» наконец установлено. К перманентному злорадству я не склонен, как некоторые, и успехам радуюсь. Я помню ещё грандиозную аферу ельцинской эпохи «РАО ВСМ» и колоссальные средства, ушедшие неизвестно куда. И грандиозную яму у Московского вокзала. Теперь — получилось.

Понятное дело, что их (железнодорожников) можно критиковать и за перерасходы средств, и за откаты-попилы, и за то, и за сё, и за пятое, и за десятое. И вот я много недочётов нарыл. И ещё нарою, наверное. Посмотрим дальше, не будет ли сильно наглеть РЖД с тарифной политикой. Однако не могу не признать, что сделано реальное дело. И — этот факт я уважаю. Теперь — надо совершенствовать начатое.

Источник

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
С удовольствием прочитала, весьма интересный пост с подробностями. Ознакомилась, как будто прокатилась.Понравился интерьер, все предусмотрено для удобства. Захотелось в реале прокатится. Благополучия семье! Благодарю за публикацию!
ОГРОМНОЕ СПАСИБО!ДАВНО МЕНЯ НИЧЕГО ТАК НЕЗАИНТЕРЕСОВЫВАЛО! ПРОЧИТАЛА С БОЛЬШИМ УДОВОЛЬСТВИЕМ!!!
Leonsija 23-01-2011-09:20 удалить
Да, интересно внутри, комфорт, скорость. Но теперь автору бы и еще сделать репортаж во что обошелся этот самый "Сапсан" тем, кто живет вдоль трассы, что по питерской, что по горьковской дороге. Те, чтов вагоне действительно в комфорте, а вот те, что за бортом... в дерьме и сплошных неудобствах. Но такова Россия, ради сотни индивидуумов и показухи, могут сделать миллионам невыносимые условия жизни.
Ответ на комментарий Leonsija # А что собственно поменялось у жителей, живущих вдоль трассы??? Я живу в 20 км от этой трассы и регулярно бываю в райцентре, который расположен непосредственно на трассе Сапсана. Лично у нас только построили новый мост через жд линию, который в менее удобном месте и более громоздкий и более как-то неудобнее, чем старый. Этот старый мост снесли, а переход по земле перегородили решетками. Вот собственно и все. А что касается Сапсана - ну проходит он три пары поездов или сколько там его в сутки. Точно так же пролетает тьма-тьмущая Красных стрел, Невских экспрессов и прочих скорых поездов - одним больше, одним меньше.... Не вижу никаких дополнительных неудобств миллионам. А что касается моста - так его рано или поздно все равно бы заменили - просто обеспечивая безопасность - ну очень он уж ветхий был.


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник На «Сапсане» из Питера в Москву | Обо_всем_и_не_о_чём - Дневник Обо_всем_и_не_о_чём | Лента друзей Обо_всем_и_не_о_чём / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»