• Авторизация


ДЕД МОРОЗ 02-05-2016 02:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения eto_interesno Оригинальное сообщение

ДЕД МОРОЗ. ТАК ЛИ ПРОСТ ЭТОТ ОБРАЗ...

 

[530x699]

 

18 ноября в нашей стране празднуется день рождения Деда Мороза. Эту дату выбрали дети. Не станем судить их за это. Они - "продукт" нынешнего воспитания и образования. Да и многие ли взрослые знают, что это за персонаж такой русских сказок, что он означает в действительности? Какие сакральные понятия заложены в его образе?

Давайте попробуем разобраться.

[430x90]

 

В древнейшей Традиции Руси самые важные точки года: зимнее и летнее солнцестояния, весеннее и осеннее равноденствия объединялись в символический "Крест Года", которому соответствовало четыре главных годовых праздника: Коляда, Яро, Красная горка и Овсень.

5671928_262723 (150x150, 8Kb)

Коляда - это Зимние Святки с обрядовыми песнями "колядками" и исполняющими их ряжеными "колядниками", "колядовщиками".

 зимние Святки начинаются с Николина дня - 19 декабря, то есть дня "Николы Зимнего" - самого почитаемого Деда на Руси. Общеизвестно, что Никола занимает совершенно исключительное место в русском религиозном сознании. Это особое положение Николы постоянно отмечалось иностранцами, приезжавшими в нашу страну в ХVI – ХVIII веках. Они подчеркивали, что русские воздают Николе "поклонение, приличествующее самому Богу". Именно с Николы Зимнего (19 декабря) девушки начинали исполнять традиционные "святовские песни".

5671928_125709458_31 (190x70, 2Kb)

 

 

[показать]
Дед Мороз
Анна Виноградова

 

Образ Деда Мороза, как отмечают такие известные исследователи индоевропейской мифологии как В. В. Иванов и В. Н. Топоров, отражен во всех славянских традициях, в той или иной мере. "Мороз, Морозко — персонаж славянского сказочного обрядового фольклора... У восточных славян представлен сказочный образ Мороза-богатыря, кузнеца, который "сковывает воду" железными морозами... Обрядовые представления, лежащие в основе этих образов, сохранились у восточных славян в ритуале кормления Мороза накануне Рождества и в Велик день киселем", что связывается с обычаем кормления этим ритуальным блюдом дедов-покойников, пишут они во 2-ом томе энциклопедии "Мифы народов мира"

Дед Мороз, как персонаж русских народных сказок и обрядов, связан с тем периодом, когда "солнце поворачивает на лето, зима на мороз", то есть с зимним солнцестоянием. Он Владыка зимнего холода и в этом своем качестве он, прежде всего Повелитель Вод, которые именно в зимние холода предстают перед людьми во всех своих ипостасях: снега, льда, инея, пара, тумана и текущей подо льдом воды рек, озер и морей. Дед Мороз сковывает льдом водоемы, покрывает снегами леса и поля, украшает снегом и инеем ветви деревьев. Будучи Владыкой зимы, Дед Мороз несет с собой не только холод, снег и лед, но и ночь, тьму, так как световой день зимой в северных широтах предельно короток, а ночь велика (не говоря уже о трехмесячной полярной ночи). Как Владыка Ночи Дед Мороз повелевает звездами и Луной, ему подчинено зимнее небо, он украшает его сполохами Северного Сияния.

Его богатство — серебро, алмазы, жемчуг — все, что связано в традиционных представлениях с чистотой, холодом, лунным светом, слезами и магией. Не случайно, как отмечает академик Б. А. Рыбаков, на серебряных славянских украшениях, вплоть до XII — XIII веков христианской символики никогда нет. Возможно, это связано с тем, что издавна серебро ассоциировалось с Луной, лунным светом, лунными культами, а во многих алхимических текстах его прямо называли Луной.

 

Связанный с серебром, лунным светом, луной и ночью, Дед Мороз непосредственно связан и с "тем светом" — миром предков. Общеизвестно, что у многих народов Европы Луна считалась "Солнцем мертвых". Дед Мороз — Владыка Вод и Владыка Ночи, звезд и луны даже именем своим свидетельствует о связи с миром умерших. Ведь недаром столь близки слова "смерть, морена, морана", "море" и мороз". Умереть — равносильно понятию "остыть", "околеть", то есть замерзнуть. Здесь стоит отметить, что у всех индоевропейских народов Европы празднование Нового года отмечено проведением карнавалов с ряжеными. Ученые предполагают, что само происхождение слова "маска", а это один из главных компонентов ряженья, связано с культом предков, так как слово "maska" означает "душа мертвого". Итальянский этнограф Паоло Тоски считает, что карнавал, как главный праздник начала года, предполагал возвращение в наш мир на эти дни существ загробного мира, мира предков. В русской традиции, кроме ряженья, как было отмечено ранее, существовал обычай, по которому накануне Рождества старший в доме высовывался с печи в волоковое окно или выходил на порог с ложкой овсяного киселя и звал: "Мороз, Мороз! Приходи кисель есть!". Даже в наши дни старики и старухи в северорусской глубинке на вопрос, кто такой Дед Мороз, отвечают: "Это наши предки, родители". Овсяный же кисель — специфическое ритуальное блюдо, связанное с поминальной обрядностью.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что русский Дед Мороз это: Владыка Вод во всех их проявлениях (снег, иней, лед, пар, вода); Владыка Ночи и ее атрибутов — звездного неба, луны, полярного сияния, мрака; Владыка Серебра (символа луны, лунного света, магии, сакрального знания); Владыка мира предков и Дед, то есть прапредок.

Такой архаический образ, естественного, мог сложиться только в глубокой древности и это его имя "Дед Мороз" скорее всего, заменило собой более древнее, табуированное или преследуемое христианской церковью.

[621x700]

Дед Мороз, одетый в красную шубу, серебряные сапоги, со сверкающим ледяным посохом в руке и в рогатой шапке, наказывающий и одаривающий, сопровождаемый ряжеными в рогатых масках, приходящий к людям с увешанным сверкающими звездами деревом — не слишком ли он похож на древнего бога Рода Владыку Трехликого (Рода-Велеса-Трояна), которого в процессе христианизации на севере Восточной Европы сменил Святой Николай — Микола? Тем более, что в том же направлении происходили трансформации культа и на севере Западной Европы, где также древнего Бога — Владыку Вселенной (возможно Одина-Водана) сменил седой старик Санта Клаус — святой Николай.

[700x466]

св. Николай

 

Но наличие такого персонажа в обрядах Нового года практически всех европейских народов заставляет искать некий общий изначальный мифологический образ, уходящий корнями в индоевропейскую древность. В этих поисках надо учитывать то обстоятельство, что подобный образ мог сложиться только там, где холодная зима и длинная зимняя ночь во многом определяли жизнь людей, вызывали страх и заставляли поклоняться тем силам, которые останавливали движение рек, замораживали все вокруг и ставили человека на грань между жизнью и смертью. И здесь стоит вспомнить, что еще в середине XIX века О. Шпигель помещал древнейшую прародину индоевропейцев на севере Восточной Европы. В середине XX века А. Шерер пришел к выводу, что прародина индоевропейцев, т. е. предков большинства современных народов Европы, находилась на широтах 50° с.ш. — 69° с.ш. в Восточной Европе. И даже после распада индоевропейской общности на рубеже III — IV тыс. до н.э. территория Восточной Европы еще долго оставалась местообитанием различных индоевропейских племен: германцы, кельты, италийцы занимали север и северо-запад; балто-славяне — северо-восток, а протогреки — юго-восток. Надо отметить, что священные тексты Древней Индии "Веды", а также древнеиранская "Авеста", помещают древнейшую прародину индоиранцев или арьев в Приполярье, на севере Восточной Европы, т. е. тех землях, которые сегодня называют Русским Севером.

5671928_125709458_31_1_ (190x70, 2Kb)

 

Таким образом, мы пришли к выводу, что наши далекие предки много тысячелетий тому назад, когда они были не только нашими предками, но и прародителями большинства современных народов Европы, поклонялись Богу Создателю Вселенной — ночному звездному небу у начала своей священной северной реки, несущей воды в Белое (Молочное) море, "имеющее удобные заливы Прошли тысячелетия. Грозный бог ночного неба превратился в Деда Моро. (Санта Клауса), священная богиня вод в Снегурочку. Но все также несет свои воды в Белое море река, которую мы, по прошествии многих тысяч лет, продолжаем называть Двиной — двойной (т. к. "дви" — два на языке древних арьев — санскрите). А у начала Северной Двины, у слияния двух образующих ее рек Сухоны и Юга, находится древний русский город Великий Устюг. Именно он по праву может и должен именоваться "Родиной Деда Мороза", так как именно здесь в глубокой древности и сложился этот образ, воспетый в гимнах Ригведы и Авесты, древнейших памятников культуры всех индоевропейских народов.

Завершая наш анализ исторических корней образа Деда Мороза на Русском Севере, мы можем констатировать, что истоки его уходят в седую общеиндоевропейскую древность и сложение этого образа происходило в северных широтах Восточной Европы не позднее V — IV тыс. до н. э.

В связи с этим традиционный облик Деда Мороза (согласно древнейшей мифологии и символики цвета) предполагает:

Густые серебряные волосы и такую же бороду — символа могущества, сакрального знания, магии, счастья, богатства, благополучия;

 Трехпалые перчатки или варежки белого цвета, расшитые серебром, со знаком "сегнерова колеса" — символа вселенского закона и благодати. Такие перчатки (варежки) являются знаком чистоты и святости всего, что Дед Мороз дает из своих рук. (Трехпалость — символ принадлежности к высшему божественному началу еще с неолита, т.е. V — III тыс. до н.э. Показательны в этом отношении петроглифы Белого моря и Онежского озера, где на скалах выбиты изображения трехпалых людей именно в сценах, имеющих ритуальный, священный характер).

 Он одет в длинную белую льняную рубаху, украшенную белыми или серебряными геометрическими орнаментами — символ чистоты и принадлежности к миру богов и предков.

Сверху на рубаху одевается красный или золотой плащ (красный предпочтительней, как более архаический, чем золото, символ связи с миром предков — "тем светом") или красная, вышитая серебряными восьмилучевыми звездами и отороченная лебяжьим пухом шуба. В индоевропейской традиции (и севернорусской тоже) гусь, лебедь — символы неба, высшего знания, души, постигшей истину, души умершего и соединения трех стихий — земли, воды и неба). 

На голове Деда Мороза красная шапка, вышитая серебром и жемчугом. Оторочка из лебяжьего пуха завершается надо лбомстилизованными рогами. К шапке по бокам могут прикрепляться серебряные лунницы. Ожерелье из таких же лунниц может украшать грудь (поверх шубы и рубашки). Пояс белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков).

Сапоги Деда Мороза красные, шитые серебром или серебряные, шитые золотыми нитями.

Хрустальный посох Деда Мороза завершается лунницей с колокольчиками или серебряной головой быка (символы власти над водой, луной и миром предков — подателей плодородия и счастья живым). [435x700]

 

Такая цветовая гамма связана с древнейшей индоевропейской символикой цвета, где белое — серебро символ луны, света, святости, севера, воды, сакрального знания, чистоты. Красное — символ жизненной силы, творческого начала, смерти и реинкарнации, огня, золота, "того света".

Хрусталь — символ застывших вод, льда.

Отметим еще раз, что Дед Мороз приходит в мир людей после зимнего солнцестояния (22 декабря), когда, согласно древней ведической мифологии, кончалась Ночь Богов и начинался День Богов — строительство нового временного цикла. Являясь вестником "Утра богов", Дед Мороз вершит божественный суд, подводит итоги прожитого года, воздает всем по заслугам; отсюда наказания и поощрения (подарки).

Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Ва-руне — боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка — воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор — восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ДЕД МОРОЗ | фисена - всяко разно)))) | Лента друзей фисена / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»