К моему великому сожалению, сочинание опять вернули в выпускные экзамены.
Очень похоже, что это кем-то было очень серьёзно пролоббировано. Потому что это: первое - полная профанация сочинения; и второе - благодаря сочинению в ведущие вузы, особенно в гуманитарные, опять хлынет блатной люд, не давая пробиться действительно талантливым ребятам.
Сочинение - это знание текста, контекста и критиков. Знание текста - это не знание его наизусть, это знание его настолько, чтобы легко можно было в нём ориентироваться.
И вот теперь мне скажите, как можно написать по этому стандарту сочинение, если на экзамене нельзя пользоваться никакой литературой, в том числе - ни текстом, по которому пишешь сочинение, ни критиками??? Ответ - никак.
Есть вариант, что тема выпускного сочинения будет звучать, например, так: "Слово как источник счастья" или "Почему жизнь сравнивают с путешествием?" Это, кстати, темы дореволюционных сочинений. Но сочинения упорно привязывают к "Войне и миру" или снам Веры Павловны. Выучить наизусть"Войну и мир"??? Т.е. очевидно, что выпускное сочинение - это полная профанация.
Более того, чтобы написать сочинение на тему, скажем, "О скоротечности жизни" - для этого надо изучать не Толстого и Чернышевского, для этого надо изучать риотрику и логику, чего в нашей школьной программе почему-то нет.
Так для чего же нужно сочинение, которое в принципе нельзя написать на "пять"??
До того, как ввели ЕГЭ, в мало-мальски приличные вузы поступали так: нанимали репетитора из этого же вуза, а репетитор говорил кодовый вопрос и кодовый ответ на него. Т.е. когда на экзамене зададют этот вопрос, то ответить на него мог только человек, вложивший уже определённую сумму в этот вуз через нанятого преподавателя.
Вот честное слово, не удивлюсь, что выпускное сочинение нужно именно для того, чтобы писать туда кодовые фразы...
ЗЫ. Читала недавно, как приёмную дочь известного актёра завалили в МГУ как раз на сочинении. Когда актёр, используя всё своё влияние, пробился к ректору, и они вместе стали разбирать её сочинение, то нашли только две спорные запятые. Но поезд уже ушёл, зачисление закончено, и даже всех связей этого актёра не хватило на то, чтобы восстановить справедливость.
А вы говорите: "Зачем вернули сочинение?"...