• Авторизация


17 пальчиковых игр и др. 16-01-2014 21:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[700x525]



НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ПОТЕШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 1 ГОДА ЖИЗНИ


1. “Идет коза рогатая”.

Наклоняетесь над ребенком, улыбаетесь, ловите его взгляд и приговариваете:

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп:
“Кто каши не ест,
Молока не пьет,
Того забодаю, забодаю, забодаю”.

“Пободайте” ребенка пальцами, потормошите его. Играйте почаще в такую игру и вы увидете, что сначала ребенок будет улыбаться, прислушиваясь к вашему голосу, затем будет издавать радостные звуки и оживленно двигать руками и ногами. Такая ответная реакция свидетельствует о развитии положительных эмоций, зрительного и слухового восприятия.

***

2. “Ладушки-ладушки”.

Возьмите ребенка на руки и, хлопая его ладошками, приговаривайте:

Ладушки-ладушки!
Где были? – У бабушки.
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Бражку.
Кашку поели,
Бражку попили -
Шу-у-у… Полетели!
На головку сели.

При последних словах поднимите ручки ребенка к голове. Играйте в эту игру при каждом удобном случае. Сначала вы все движения делаете за ребенка, а затем он сам сможет в ладоши и поднимать ручки к голове. Развиваются внимание, память, понятийное мышление, эмоции.

***

3. "Этот пальчик хочет спать"

В эту игру хорошо играть перед сном.
Пусть малыш сожмет все пальчики в кулачок.


Этот пальчик хочет спать,
Разогните большой пальчик малыша.

Этот пальчик лег в кровать,
Разогните указательный пальчик малыша.

Этот пальчик прикорнул,
Разогните средний пальчик малыша.

Этот пальчик уж уснул!
Разогните безымянный пальчик малыша.

А последний – пятый пальчик
Шустро прыгает, как зайчик.
Потеребите мизинчик за кончик.

Мы сейчас его уложим
И уснем с тобою тоже!
Положите мизинчик рядом с другим

***

4. Замок

Пусть малыш повторяет за вами ваши движения.

На двери висел замок.
Да никто открыть не мог.
Соедините ладони, переплетите пальцы, а большие скрестите.

Потянули,
Не расцепляя пальцев, потяните руки в разные стороны.

Покрутили,
Не расцепляя пальцев, покрутите кисти рук то в сторону правой руки, то в сторону левой.

Постучали
Не расцепляя пальцев, постучите ладонями друг о друга.

И открыли.
Расцепите пальцы и разведите руки в разные стороны.

***

5. Сорока-белобока

Сорока-белобока
Кашку варила,
Деток кормила!
Положите ручку малыша ладошкой вверх и сделайте по ней несколько круговых движений указательным пальцем.

Этому дала,
Загните большой пальчик малыша.

Этому дала,
Загните указательный пальчик малыша.

Этому дала,
Загните средний пальчик малыша.

Этому дала,
Загните безымянный пальчик малыша.

А этому не дала:
"Ты воды не носил,
Ты дров не рубил,
Ты печь не топил,
Ты чашки не мыл!
Кашу сами мы съедим,
А лентяю не дадим!"
Возьмите мизинчик малыша за кончик и по-теребите немного

***

6. Птички-невелички

Птички-невелички
По небу летели
Скрестите запястья рук, сцепите большие пальцы и помашите ладошками, как крыльями.

Птички-невелички
На ладошку сели.
Накройте своей ладонью ладошку малыша.

Будем птичек привечать,
Будем птичек величать.
Погладьте его ладошку своей несколько раз.

А воробушка узнаем,
Сразу милого поймаем.
Погрозите ладошке малыша указательным пальцем. И сделайте над ладошкой хватательное движение, сжав ладонь в кулак.

Будет петь для деточки
В золоченой клеточке.
Соедините кончики согнутых пальцев и слегка раздвиньте ладони, образуя клетку.
Три раза произнесите название птички, например, кукушечка, воронушка, ласточка, журавушка, гаичка, совушка, уточка и т.д., сопровождая это тремя легкими поглаживаниями большого пальчика малыша от основания к кончику. Потом начните поглаживать указательный пальчик, называя другую птичку. Если вы называете воробушка, то малыш должен успеть отдернуть руку, а вы старайтесь ухватить пальчик за кончик. Если птичка улетела, скажите:

"Ой, беда! Ой, беда!
Улетела навсегда!
(улетел он навсегда).
За гору высокую,
За реку широкую".
Соедините руки ладонями над головой. Разведите их в разные стороны.
Если же "птичка" попалась, скажите:


"А-а, попалась птичка,
Птичка-невеличка!
Будешь петь для деточки
В золоченой клеточке!"
Удерживая кончик пальчика, немного потеребите его.
Ловить можно не только воробушка, но и любую другую птичку, просто ее название надо заменить в потешке на подходящее по количеству слогов. Например, "а лебедушку узнаем", "а тетёрочку узнаем", "а авдошечку узнаем", "а бекасика узнаем", "а варакушку узнаем", "а как совушку узнаем", "а как ласточку узнаем" и т.д.

Когда малыш освоится в игре, можно и нужно поменяться с ним ролями.

***

7. Пастушок

Вышел, вышел пастушок на лужок,
Он собрал, созвал буренок в кружок,
Наказал им никуда не ходить,
А, коль волк придет, его разбудить.
Посчитал коров и сладко зевнул
Да под белою березкой уснул.
Один из пальчиков малыша становится пастушком. Положите руку ладонью вверх. Пастушок ложится под любой из четырех березок-пальчиков. Большой палец в игре не участвует. Березка наклоняется к пастушку и пытается до него дотронуться: "Не спи!". Малыш должен успеть убрать пальчик и лечь под другую березку.

Когда малыш освоится в игре, разбуженный пастушок становится березками, то есть игроки меняются ролями.


***

8. Едут, едут бабка с дедом

Согните руку в локте, поднимите кисть вверх и растопырьте пальцы. У вас получится дверь между указательным и большим пальцем и три окошка. Пусть малыш за вами повторяет.

Едут, едут бабка с дедом!
Просуньте мизинец в первое окошко между ми-зинцем и безымянным пальцем со стороны ладони.

Нет, то скачет конь с соседом.
Положите на мизинец безымянный палец (теперь из окошка выглядывают двое).

Нет, то два мешка с овсом.
Положите на безымянный средний палец.

Нет, то кот дерется с псом.
Положите на средний указательный палец.

Ну чего же так кричать,
Если некого встречать?
Просуньте в окошко большой палец, расталкивая других. Уберите все пальцы из "окошка".

Едут, едут бабка с дедом!
Нет, то пастушок с обедом,
Нет, то водят хоровод,
Нет, то снова пес и кот!
Ну чего же так кричать,
Если некого встречать?
То же самое, но пальчики выглядывают во второе окошко между безымянным и средним пальцами.

Едут, едут бабка с дедом!
Едут папа с мамой следом!
И подарков целый воз!
А за ними кот и пес!
Ну чего же зря кричать?
Побежали их встречать!
То же самое, но пальчики выглядывают в третье "окошко" между средним и указательным пальцами.
После этого все пальцы убираются и вместе с рукою "выбегают" через "дверь" между большим и указательным пальцами, перебирая пальчиками-ножками.


***

9. Братья-лежебоки

Солнце красное взошло,
Лежебок будить пришло.
Ладошка малыша лежит на столе тыльной стороной вверх. Растопырьте пальцы как лучики солнышка и "посветите" над спящими братцами.

Первым старший брат проснулся,
Приподнялся, потянулся.
Только встать с перины лень,
Впереди ведь целый день.
Поднимите и чуть-чуть потяните большой пальчик малыша вверх, остальные лежат на столе.

Снова он в кроватку лег
Положите его обратно.

И толкнул соседа в бок.
Постучите три раза большим пальчиком малыша о его указательный пальчик.

Вот и брат второй проснулся,
Приподнялся, потянулся.
Только встать с перины лень,
Впереди ведь целый день.
Снова он в кроватку лег
И толкнул соседа в бок.
То же самое проделайте с указательным пальчиком.

Вот и третий брат проснулся,
Приподнялся, потянулся.
Только встать с перины лень,
Впереди ведь целый день.
Снова он в кроватку лег
И толкнул соседа в бок.
То же самое проделайте со средним пальчиком.

Вот четвертый брат проснулся,
Приподнялся, потянулся.
Только встать с перины лень,
Впереди ведь целый день.
Снова он в кроватку лег
И толкнул соседа в бок.
То же самое проделайте с безымянным пальчиком.

Вот и младший брат проснулся,
Вот поднялся, потянулся
Поднимите и чуть-чуть потяните вверх мизинчик малыша.

И сказал: "А ну давайте,
Братцы милые, вставайте!"
Потеребите его вверх-вниз, держа двумя пальцами за кончик.

Тут уж братцы все проснулись,
Поднялись да потянулись
Поднимите все пальчики малыша своей ладонью и чуть-чуть потяните вверх.

И кричат: "Ура! Ура!
Нам же завтракать пора!"
Переверните ручку малыша тыльной стороной вниз, а пальчики слегка приподнимите.

Наварили кашки,
Сели возле чашки.
Поводите своим указательным пальцем по середине ладошки малыша кругами.

Первый кашку ел – хвалил,
Второй кашку ел – пролил,
Третий кашки съел немножко,
А четвертый четверть ложки.
Нагните большой пальчик малыша к его ладошке, а потом выпрямите. То же самое проделайте со всеми, кроме мизинца.

Пятому – какая жалость –
Кашки вовсе не досталось.
Целый день он горевал:
"Ну зачем же я вставал!"
Возьмите мизинчик малыша за кончик и поводите из стороны в сторону, как будто он очень расстроился.

***

10. Банька

Над трубою дым поднимается,
Сложите ладони вместе и сделайте несколько волнообразных движений снизу вверх.

Да по небу дым расстилается.
Раскройте ладони и разведите руки в разные стороны.

Не хлебы пекут – банька топится,
А народ спешит к ней, торопится.
Соедините кончики пальцев своих рук, а ладони не соединяйте. Сами пальцы растопырьте.

Прибежала нянька:
"Ой, пустите в баньку!"
"Не стопилась банька,
Обожди-ка, нянька!"
Малыш пытается попасть своим большим пальцем между вашими большими и указательными пальцами. Сведите пальцы и не пускайте.

Прибежал Нафанька:
"Ой, пустите в баньку!"
"Не стопилась банька,
Обожди, Нафанька!"
Малыш пытается попасть своим указательным пальцем между вашими указательными и средними пальцами. Сведите пальцы и не пускайте.

Прибежала Анька:
"Ой, пустите в баньку!"
"Не стопилась банька,
Обожди-ка, Анька!"
Малыш пытается попасть своим средним пальцем между вашими средними и безымянными пальцами. Сведите пальцы и не пускайте.

Прибежала Манька:
"Ой, пустите в баньку!"
"Не стопилась банька,
Обожди-ка, Манька!"
Малыш пытается попасть своим безымянным пальцем между вашими безымянными пальцами и мизинцами. Сведите пальцы и не пускайте.

Прибежал наш Ванька:
"Ой, пустите в баньку!"
"Заходи-ка в баньку,
Мы помоем Ваньку!
Жарко-жарко-жарко!"
Малыш просовывает свой мизинчик между вашими ладонями. Попытайтесь его поймать. Если удалось, начинай-те тереть, приговаривая.

***

11.

Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

***

12.

(большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком)
- Пальчик-мальчик,
Где ты был?
- С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел!

***

13.

Ивану-большому — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить,
Мишке-среднему — печку топить,
Гришке-сиротке — кашу варить,
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.

***

14.

Будут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики - ура!
Одеваться нам пора.


***

15.

Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки
Хлопали в ладошки
(хлопаем в ладоши)

Отдохнем немножко
(руки на колени).

***

16.

Кашку варили
Ложечкой мешали
Куколку кормили
Кошечке давали.
(указательным пальчиком водим по ладошке)

***

17.

Кулачки сложили
Кулачками били
Тук-тук тук да тук
Тук-тук тук да тук
(стучать кулачками друг о друга)


По кочкам, по кочкам...

1.

(Подкидываем ребенка на коленках и напеваем, на последних словах: «Бух!»— «роняем» между коленями)
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом... в яму!
Бух!


***

2.

(подбрасываем ребёнка на коленях, изменяя амплитуду соответственно тексту)
Поехали, поехали
С орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприприскочку
По кочкам, по кочкам —
Бултых в ямку!

Поехали, поехали
За грибами, за орехами.
Приехали, приехали
С грибами, с орехами.
В ямку бух!


***

3.

Едем- едем на лошадке
По дорожке гладкой- гладкой.
В гости нас звала принцесса
Кушать пудинг сладкий.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго…
Как собачки говорят? Гав-гав!
Повторять, изменяя зверей у порога, пока ребенку не надоест.

(Два котенка – мяу-мяу!
Две собачки – гав-гав!
Два утенка – кря-кря!
Два цыпленка – пи-пи-пи!
Два теленка – Му! Му!
Две овечки – Бее! Бее!
Два козленка – Мее! Мее!
Две лягушки – ква-ква! )


***

4.

(подбрасываем ребёнка на коленях, изменяя амплитуду соответственно тексту)
Поехали с орехами
На бочке, на бочке
По ровной дорожке,
По кочкам, по кочкам.
По оврагам, по оврагам,
По ухабам, по ухабам,
На высокую горку,
В ямку бух!


***

5.

(покачиваем малыша из стороны в сторону)
Пришел медведь к броду,
(приподнимаем)

Влез на колоду,
(роняем между коленями)

Бултых в воду!
(подкидываем на коленках)

Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис!
Вымок, выкис,
Вылез, высох,
(приподнимаем)

Встал на колоду…
(роняем)

Бултых в воду!

Можно менять животных
(Летел журавль, сел на колоду...
Летел ворон, сел на колоду...)

***

6.

Ехал, ехал пан-пан
По камушкам сам-сам,
Наехал на кочки,
Поехал по кочкам,
Прыг-скок, прыг-скок
Буу-бух, в ямку провалился!



занесено в Алфавитный указатель к темам в разделы - "Потешки" и - "Пальчиковая гимнастика"


О детях
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 17 пальчиковых игр и др. | О_детях - Для родителей и будущих родителей | Лента друзей О_детях / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»