• Авторизация


В СССР создали единственный в мире ракетный танк. 10-10-2024 21:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!


01 (700x467, 108Kb)
Больше 100 лет назад, 21 июля 1922 года, родился конструктор Леонид Карцев, создатель легендарных танков Т-55, Т-62 и Т-72. Он же первый в мире предложил перейти с нарезных орудий на гладкоствольные, и благодаря ему СССР стал пионером современных танковых пушек, а уже впоследствии этот опыт переняли Европа и США. В послужном списке Карцева есть уникальный, единственный в своем роде танк ИТ-1 «Дракон», стрелявший не снарядами, а ракетами. Эксперимент удался, но не был оценен по достоинству. Рассказываем историю разработки самого убойного оружия своего времени.

«Они потребовали танк»

В конце июня 1960 года руководство «Уралвагонзавода» получило из Москвы указание срочно отправить танк ИТ-1 («Истребитель танков») на бронетанковый полигон. Название полигона и его местоположение держались в секрете. Проблема в том, что миновало только три года разработки, техзадание было достаточно сложное, многое приходилось делать с нуля, а значит, машина оставалась незавершенной.

Как отмечал главный конструктор «Уралвагонзавода» Леонид Карцев, на ИТ-1 еще не установили систему наведения ракеты, а она являлась ключевым ноу-хау. К тому же нужны были согласования со смежными КБ.
В общем, мороки хватало.

02 (450x623, 97Kb)
Леонид Николаевич Карцев

Никаких возражений со стороны главного конструктора и директора завода Москва в лице Хрущева не принимала. Последний аргумент, что-де отправка с завода единственного образца опытной машины остановит работы по ее доводке и испытаниям, также не сработал.

Карцев оказался в ситуации между молотом и наковальней: с одной стороны - сиюминутная прихоть руководства, с другой - планы по доводке машины, которые рискуют улететь в тартарары. Москва согласилась продлить сроки разработки лишь на время отсутствия опытного образца ИТ-1 на «Уралвагонзаводе». Спорить бесполезно. В итоге кое-как собрали, водрузили неработающую ракетную установку и отправили танк вместе с бригадой испытателей на подмосковный полигон.

14 июля, за неделю до своего дня рождения, главный конструктор «Уралвагонзавода» Леонид Карцев получил срочную телеграмму, в которой ему предписывалось в кратчайший срок прибыть на станцию Красный Кут Саратовской области в войсковую часть под странным номером. Никто на «Уралвагонзаводе», да и вообще в Нижнем Тагиле о такой части не слышал.

Ситуация складывалась как в шпионском детективе. Понятно, что это как-то связано с ИТ-1. Но зачем в Красном Куте понадобился главный конструктор «Уралвагонзавода» - непонятно. До Саратова Карцев долетел на самолете, дальше - на поезде до указанной станции. Сойдя с подножки проходящего поезда, главный конструктор оказался в богом забытой деревне, где ничто не намекало на присутствие воинской части. Когда он спросил у дежурного по станции, как дойти до военного объекта, тот удивился, узнав, что тут, оказывается, есть такой объект.

03 (640x429, 156Kb)
Истребитель танков ИТ-1, 114-й гвардейский Ченстоховский полк Ровенской учебной танковой дивизии. Борисов, Белоруссия, 1977-1979 годы

История плавно становилась абсурдной. Дежурный по станции предложил спросить у местного участкового. Тот тоже ни о какой военной части не слышал, но вспомнил о некоем «местном капитане с рацией».

Капитан пояснил мне, что сначала предстоит ехать на поезде дальнего следования до станции Баскунчак, а затем 100 километров на местном поезде, который ходит раз в сутки по вечерам, и выйти на станции Капустин Яр. Так как время было позднее, капитан предложил переночевать у него. Я согласился. Наутро он посадил меня в поезд Москва - Астрахань. Войдя в купе, я увидел двух знакомых мне полковников из ГРАУ. В разговоре выяснилось, что они едут туда же, куда и я, и их должна встретить машина.

Леонид Карцев

Зачем была нужна такая многоходовка, Карцев так и не понял. Возможно, дело было в секретности проекта.

Наконец мне стала известна цель поездки. Оказалось, что готовится большой показ военной техники руководству страны во главе с Никитой Сергеевичем Хрущевым и что наш ИТ-1 вместе с экипажем уже находится на полигоне.

Леонид Карцев, «Воспоминания Главного конструктора танков»

Пикантность ситуации заключалась в том, что показ организовало Министерство обороны, и в случае, если бы все прошло хорошо, конструкторы были бы не нужны. Их пригласили на случай, если что-то пойдет не так, и тогда весь гнев Хрущева обрушится на главного конструктора «Уралвагонзавода» и начальство полигона. Правда, тридцатисемилетний Карцев, у которого за плечами была Великая Отечественная и семь лет на руководящем посту, и сам был не лыком шит.

«Спирт расходился для личной потребности»

Если сравнить жизненный путь с кузнечным делом, биография Леонида Карцева строилась методом горячей ковки. В его жизни не было места для рефлексии и просчитывания наиболее выгодных ходов. Но если посмотреть на его биографию ретроспективно, его путь выглядит логично - как хорошо прописанный сценарий.

Как и сотни других конструкторов, он вышел из крестьянской среды. Когда он, едва сойдя со школьной скамьи с аттестатом отличника, поступил в Ивановский энергетический институт, Гитлер после аншлюса и нескольких так называемых цветочных войн вторгся в Польшу, и разгорелась Вторая мировая. Многие прозорливые люди понимали, что пакт «Молотова - Риббентропа» призван лишь выиграть время, нужное для перевооружения Советской армии. Требовались специалисты, в первую очередь - офицеры среднего звена.

04 (450x485, 94Kb)
Леонид Карцев в составе 45-й гвардейской танковой бригады 1-й танковой армии

Со второго курса Карцева призвали в армию и отправили в Саратовское танковое училище, которое он с отличием окончил в 1942 году. Ситуация на фронте складывалась критическая: поражение Крымского фронта, окружение советских войск в результате Харьковской операции, к лету 1942 года немцы вышли к Волге, овладели частью перевалов Главного Кавказского хребта.

Карцева включили в состав свежесформированной 45-й гвардейской танковой бригады 1-й танковой армии. 30 ноября 1943 года танковая бригада вошла в состав действующей армии. Отличительным знаком бригады, в которую попал Карцев, были белые полосы-шевроны прямоугольной формы и ромб, в верхнем углу которого указывался цифровой номер бригады, а в нижнем - тактический номер машины.

05 (700x501, 241Kb)
Конвейерная сборка танков Т-34 на Уральском танковом заводе №183 (сейчас «Уралвагонзавод») в Нижнем Тагиле в годы Великой Отечественной войны

45-й танковой бригаде было суждено принять участие в решающих битвах и дойти до Берлина. Закалившись в боях, Леонид Карцев завершил войну в должности командира роты технического обеспечения.

Наступило мирное время, и теперь он точно знал, что хочет делать надежные боевые машины. В 1949-м Карцев окончил Военную академию бронетанковых войск имени Сталина и получил распределение на «Уралвагонзавод». На предприятии не хватало всего: материала, бюджета, специалистов. Страна восстанавливалась, а многие технари, попавшие в Нижний Тагил по эвакуации, вернулись в центр.

Тем не менее «Уралвагонзавод» готовился стать танковым предприятием номер один. Карцев отмечал, что даже при всех трудностях работа спорилась, что в его КБ гармонично сочетались «опыт бывалых и задор молодых». Первое время некоторые части танков собирали вообще в вагонном цехе, работали сверхурочно, и однажды Карцеву стало интересно, откуда такой энтузиазм, ведь при большой нагрузке все сдавали в срок, а брака не было. Нонсенс.

После сдачи заказа начальник цеха Журавский раскрыл секрет: кто-то из технологов записал в карту сборки расход 25 литров спирта на каждый агрегат. По технологии в этом не было никакой необходимости, и спирт расходился для личной потребности. Вот что оказалось стимулом...

Леонид Карцев, «Воспоминания Главного конструктора танков»

Работа на предприятии сопряжена с постоянным стрессом: ответственность перед властью накладывалась на профессиональную гордость. История про спирт не столь уникальна. Подобные рассказы встречаются в мемуарах ракетчиков, танкостроителей и других специалистов, формировавших отрасль в послевоенное время.

Еще один момент - немногословность как профессиональное качество.
В этой среде не принято размениваться на слова. Ходила легенда об одном молодом специалисте, который, дабы показать себя с выгодной стороны, приготовил для начальства доклад, как ему казалось, лаконичный и по делу. После пятиминутной речи ему сказали: «Ну и болтун же ты, браток. Можешь идти…» И непонятно - то ли молодец, то ли дурак набитый.

Сам Карцев не чувствовал усталости и выгорания. Он отмечал, что как начинающему конструктору ему в охотку любая работа. В конце января 1953 года устанавливал новый стабилизатор пушки «Горизонт» в танк Т-54, вычерчивал трассу гидрошлангов, от гидроусилителя к силовому цилиндру. Ему уже доверяли серьезную работу. И доработка Т-54, который сменил легендарную «тэ-тридцатьчетверку», стала своего рода экзаменом на профпригодность.

06 (700x457, 238Kb)
Т-54. Тактические занятия на танкодроме в одной из частей Ленинградского военного округа

Однажды Карцева вызвал на ковер директор «Уралвагонзавода» Иван Окунев.

«Он хмуро посмотрел на меня и спросил: "Танки знаешь?" Я смущенно ответил: "Видимо, знаю. Окончил в 1942 году с отличием танковое училище, на фронте был танковым механиком, после войны с золотой медалью окончил бронетанковую академию, четвертый год работаю конструктором в танковом КБ"», - вспоминал Карцев.

Окунев сказал, что назначает его главным конструктором завода. На тот момент Леониду Карцеву был 31 год. Первым полностью самостоятельным проектом стал опытный танк «Объект 140». В серию не пошел, но оказался бесценным опытом для главного конструктора и для «Уралвагонзавода».

07 (700x466, 205Kb)
Первый самостоятельный танк Карцева «Объект 140» (в серию не пошел)

Под его руководством были созданы Т-55 различных модификаций, Т-62, Т-72. А в 1957 году Хрущев яростно поддержал идею создания первого в мире ракетного танка ИТ-1 «Дракон». Не было референсов, на которые можно было бы ориентироваться, и, пройдя через многие трудности, Карцев и его подчиненные создали эту машину.

А теперь вернемся в 1960 год на полигон Капустин Яр, где Карцев встретился с Никитой Хрущевым.

«Барабан не годится!»

Как было сказано ранее, ИТ-1 («Объект 150») был еще не готов, и руководству представили недоработанный опытный образец. Хрущев славился стремлением навязывать свое мнение даже в тех областях, в которых он ничего не понимал. Хрестоматийной стала выставка авангардистов, на которой он, оперируя словами «дерьмо», «мазня» и другой непечатной лексикой, разнес в пух и прах лучших художников своего времени, заявив, что его внук нарисует лучше.

08 (700x466, 203Kb)
Главный редактор газеты «Правда» Павел Сатюков, секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, президент Академии художеств СССР Владимир Серов и член политбюро ЦК КПСС Михаил Суслов (слева направо на первом плане) на выставке художников-авангардистов студии «Новая реальность» в Манеже, Москва. 1 декабря 1962 года

Военным тоже приходилось несладко. Карцев вспоминает, как июльским утром он и другие конструкторы поехали на полигон. Образцы на бетонных постаментах, перед каждым брезентовый навес, в тени - стулья для высших лиц и столики с прохладительными напитками. Решалась судьба тяжелых танков, и именно после этой выставки Хрущев запретит принимать на вооружение танки массой свыше 37 тонн, похоронив советскую программу танков-тяжеловесов. Но с ИТ-1 - разговор особый. Все-таки ноу-хау, шанс утереть нос американцам.

Доклад по танку ИТ-1 читал начальник полигона Иван Кобраков, Карцев стоял чуть поодаль.

«После доклада экипаж ИТ-1 должен был "выдать" наружу пусковую установку с макетом ракеты, крылья которой должны были раскрыться, а находящемуся внутри машины конструктору Добисову следовало с помощью пульта управления "покачать" ракетой вверх и вниз», - вспоминал Карцев.

В день показа стояла невыносимая жара, и генсек был явно не в духе. За пять минут до подхода к ИТ-1 он разнес каких-то специалистов. После демонстрации возможностей танка ИТ-1 Хрущев неожиданно спросил, можно ли сделать так, чтобы крылья ракет раскрывались в воздухе. Ему кто-то нашептал, что так будет правильнее.

09 (700x458, 226Kb)
Истребитель танков ИТ-1 в боевом положении

Начальник полигона растерялся, и тогда на авансцену вышел Карцев, который сказал, что нет, не может. Тогда Хрущев поставил в пример КБ Челомея, которого вскоре поставят заниматься баллистической ракетой УР-100 (дав ему в качестве сотрудника сына Хрущева), и неожиданно сказал, что внутри танка должен быть барабан с ракетами. На это Карцев, у которого танк и так выпил немало крови, не сдерживая себя, крикнул: «Барабан не годится!»

Между Хрущевым и Карцевым разгорелся спор. Победил Карцев, и после Хрущев даже пожал ему руку - редкий случай.

Многие тогда переживали за его судьбу, зная самодурство генсека. Но обошлось. А год спустя в том же Капустином Яре Карцев пытался отстоять танк Т-62 («Объект 167»), но тот проиграл еще сырому Т-64. После того эпизода пошли слухи, что Карцев подрался с Хрущевым. А родилось все из брошенного вскользь командующим Сухопутными войсками маршалом Чуйковым: «Вон Карцев брал за грудки самого Хрущева, и то ничего не получилось!»

Несмотря на разногласия с лидером страны, Карцев хорошо отзывался о нем, хвалил его инициативу с Совнархозами, на короткое время заменившими министерства, и отмечал, что там царил дух подлинного демократизма. Ведомства дружили между собой, никто никому палки в колеса не вставлял.

10 (537x700, 248Kb)
Ракетный танк ИТ-1

И здесь ключевой момент истории с танком ИТ-1. Задуманный и разработанный при Хрущеве, он был принят на вооружение при Брежневе, но срок его оказался недолог. И все из-за межведомственных интриг.

Судьба советского «Дракона»

ИТ-1 стоит в одном ряду с мегапроектами эпохи оттепели - с хрестоматийной кукурузой, совнархозами, освоением целины, Царь-бомбой, атомными звездолетами, мирным атомом на службе народного хозяйства. Идея «Истребителя танков» произрастает из двух точек: из нелюбви генсека к танкам в принципе и из-за увлечения ракетами. В конце 50-х он собирался заменить все классические танки на машины с противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР). Для того времени эта идея столь же революционна, сколь и утопична.

Как показала практика, танки с пушками незаменимы. Но сделать для разнообразия танкового парка одну-две экспериментальных модели можно. Предыстория проекта такая. В 1957 году было подписано постановление Совмина о создании истребителей танков. Было несколько проектов, включая «Объект 287» Кировского завода и «Объект 775» Челябинского завода. Но до серийного производства добрался только «Объект 150» - ИТ-1.

11 (640x426, 230Kb)
«Объект 287»

12 (640x417, 196Kb)
«Объект 775»


Изначально требовалось, чтобы танк поражал ракетой цель с 2-3 километров. Чтобы пробивал броню толщиной в 250 миллиметров под углом в 60 градусов. Причем должен делать это в любое время суток. А желательно это делать на ходу. Поскольку ни один из имеющихся ПТРК не подходили для установки на этот танк, параллельно разрабатывались сам танк и ракетная установка к нему.

В итоге помимо КБ «Уралвагонзавода» над машиной работали специалисты десятка КБ и профильных НИИ. За ракету отвечало ЦКБ-14 из Тулы, а за системы наведения - ОКБ-16 конструктора Нудельмана. Как пишет исследователь Барятинский, ИТ-1 делался на базе узлов и агрегатов танка Т-62.

По ходу создания ИТ-1 пришлось решить множество проблем. Некоторые решения приходили внезапно из-за внешних условий.

«Однажды зимой мы столкнулись с непредвиденным явлением. Накануне прошел снег и тонким слоем покрыл машины. Когда ракета стала сходить с пусковой установки, истекающие из ее сопл газы подняли с носа корпуса танка мокрый снег, который запорошил входное окно прицела. Управление ракетой стало невозможным. Пришлось устанавливать стеклоочиститель прицела по типу автомобильного, который включался в работу автоматически при сходе ракеты с пусковой установки», - вспоминал Карцев.

И таких ситуаций были сотни. В итоге вышел танк со следующими характеристиками. Это был предел возможностей на то время.

Характеристики танка ИТ-1


По данным исследователя Барятинского, у машины ИТ-1 сварной корпус, литая башня полусферической формы с выдвижной установкой комплекса ракетного управляемого вооружения и механизмом заряжания, вмещающим в себя 12 управляемых ракет. Плюс три дополнительных ракеты. Система наведения ракет - радиокомандная полуавтоматическая.

Благодаря ряду ухищрений удалось сделать танк легче 37 тонн. Боевая масса ИТ-1 составила 34,5 тонны. Экипаж состоит из трех человек. Но наводчиков впору было переобучать - настолько все сложно. Вооружение: комплекс 2К4 «Дракон», а также пулемет ПКТ калибра 7,62 миллиметра. «Дракон» оснащен стабилизатором вооружения - 2ЭЗ, работающим в двух плоскостях. Прицелы: перископический 1-ОП2, ночной 1ПН12. Толщина брони: лоб корпуса - 100 миллиметров, борт - 80, башня - 206.

Силовая установка представлена 12-цилиндровым дизелем В-55А с жидкостным охлаждением. Мощность двигателя 580 лошадиных сил. Емкость основных топливных баков - 695 литров. Плюс снаружи справа монтировались три наружных топливных бака общей емкостью 285 литров. Машина довольно прожорливая.

Подвеска - индивидуальная торсионная. В каждой гусенице - 96 траков шириной 580 миллиметров, шаг трака 137.

Максимальная скорость танка 50 километров в час. Запас хода - 470 километров.

ИТ-1 «Дракон» оснащен радиостанцией Р-123 и переговорным устройством Р-124.

Скорострельность КУВ 2К4 «Дракон» - до 5 выстрелов в минуту, прицельная скорострельность - 2,5 выстрела в минуту при стрельбе на максимальную дальность в 3 километра.

На финальном испытании ИТ-1 вышла еще одна курьезная история с участием Хрущева. Тогда об одном офицере с полигона Капустин Яр, Геннадии Пастернаке, ходила молва: «Пастернак долгое время был единственным, кто мог стрелять танковой ракетой». И это правда. Мало кому было под силу обуздать «Дракона».

На финальных стрельбах Пастернак поразил три цели подряд. После этого Хрущев воскликнул: «Если ракеты так здорово стреляют, зачем вообще нужны эти танки». Эту мысль он еще раз повторил на Всемирном фестивале молодежи и предрек смерть танков. Потом он вообще сказал, что танки обязаны зарываться в землю как кроты, но это другая история. Затем Хрущева сместили, а традиционные танки никуда не делись.

Жертва межведомственной борьбы

На вооружение ИТ-1 приняли уже при Брежневе, в 1965 году. Под ИТ-1 создали два батальона - в Белоруссии и в Прикарпатье.

А потом на ИТ-1, по воспоминаниям Карцева, ополчились Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) и Главное ракетное управление (ГРАУ). Было решено, что в столь сложной машине нет необходимости. Тем более что в эти батальоны мало кто хотел идти. По словам Карцева, офицеры не видели перспективы роста, в отличие от линейных танковых частей. А наука управления таким танком мудреная и не до конца изученная. В конце концов батальоны ИТ-1 расформировали, а танки благодаря их характеристиками переоборудовали в тягачи. Многообещающий ИТ-1 «Дракон» ни разу не повоевал, да и на экспорт он так и не пошел.

В 1968 Карцев повздорил с начальством, был уволен, после чего переехал в Москву. Версий много, одна из них - желание нового начальства «Уралвагонзавода» выслужиться перед центром. Карцев занял должность зампредседателя научно-танкового комитета ГАБТУ, затем перешел в НИИ двигателей. И там его таланты нашли применение в полной мере.

13 (640x360, 151Kb)
На выставке трофейного оружия в Каире после войны с Израилем. Слева направо: капитан Талат - переводчик, военный атташе в Египте контр-адмирал Николай Ивлев и Леонид Карцев. На заднем плане - трофейный израильский танк М48. 4 декабря 1973 года

***
Подводя итоги по ИТ-1, можно сказать, что это был полезный опыт для танкостроения в целом. Высокие требования по ракете и комплексу привели к ускоренной эволюции оружейной мысли, и идеи, примененные при создании ИТ-1, в дальнейшем реализовались в комплексах ПТРК второго и третьего поколений.

Работая над истребителем танков ИТ-1, и я, и весь дружный коллектив КБ «Уралвагонзавода» приобрели много новых друзей, подлинных энтузиастов конструкторской мысли, воспоминания о совместной работе с которыми для меня очень дороги.

Леонид Карцев

14 (700x475, 236Kb)
Т-72 по пути на парад Победы на Красной площади

Тем не менее сам конструктор остался в истории разработчиком Т-72, за который его, впрочем, не наградили из-за конфликта с начальством. Сегодня понятие «ракетный танк» используется более гибко. Зачастую так называют обычные танкам с возможностью запуска ПТУР как дополнения к пушке. Примеры: американо-немецкий прототип MBT-70, американский M551 Sheridan и французский легкий танк AMX-13. К этой же категории относятся Т-64, Т-72, Т-80, Т-84 и Т-90.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Olga-E2 12-10-2024-12:56 удалить
Очень интересно.Спасибо.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник В СССР создали единственный в мире ракетный танк. | Только_для_мужчин - Клуб "Только для мужчин" | Лента друзей Только_для_мужчин / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»