На вопрос «Зачем ты выходишь замуж?» есть единственный ответ, вызывающий стопроцентное доверие: хотела долго выбирать одноразовое белое платье, а потом один день его носить. На вопрос «Зачем ты женишься?» вообще нет ни одного ответа, в который можно поверить безоговорочно.
И тем не менее брачующимся (официальный термин сотрудников загсов) постоянно приходится отвечать на вопросы сочувствующих. Хотя дело это бессмысленное. Если молодые люди и девушки начинают пространно говорить о любви, им советуют: подождали бы, поднабрались уму-разуму, потом бы и женились. Если говорят о расчете (хотя, как правило, о нем умалчивают), им возражают: а как же любовь?
В этом и есть свобода любви и брака – выбирать не только с кем и когда, но и зачем тебе это нужно. Свобода просто делать, не думая, что надо будет отвечать на строгие вопросы окружающих. Иногда делать это с печатью в паспорте, а иногда - нет. Это и есть «свобода выбора любви», которая была всегда, задолго до фривольных 60-х годов прошлого века, и останется надолго после наших двухтысячных, которые уже начинают претендовать на роль десятилетия-рубежа «нового консерватизма».
Почему-то считается, что любовь (такая большая, светлая, с которой хоть в горящую избу, хоть под венец) - это прямая противоположность рассудочности. Более того, человек по-настоящему умный никогда не будет циклиться на одном предмете обожания. В общем, действительно, выдающихся ловеласов в истории было гораздо больше, чем закрепившихся в ней однолюбов. Но они были - во все времена!
Например, Владимир Набоков говорил, что если бы не его жена, он не написал бы ни одного романа. В 1925 году писатель женился на Вере Слоним, петербурженке из еврейско-русской семьи. Жена была его критиком, секретарем, переводчиком, литагентом, редактором, душеприказчиком и даже охранником: с пистолетом в руке охраняла мужа от гремучих змей, когда писатель отправлялся в поля разыскивать редкие экземпляры бабочек.
[560x606]
Их первый и единственный сын, Дмитрий (1934-2012), много занимался переводами и изданием произведений отца и способствовал популяризации его творчества.
Гилберт Честертон также именно благодаря супруге написал так много великолепных книг. Она как никто другой помогала ему, когда у английского писателя начались проблемы со здоровьем. Художник Амадео Модильяни без устали переносил на картины образ своей жены Жанны, считая ее лучшей моделью и своим ангелом-хранителем. И Модильяни, и его жена не видели никакого смысла в существовании друг без друга (Жанна покончила с собой на следующий день после смерти художника).
Известный джазовый музыкант Телониус Монк настолько был привязан к своему источнику вдохновения - жене Нелли, что однажды в Детройте отказался играть концерт, пока в зале не будет его жены. Он сидел, положив руки на колени, пока ее не доставили самолетом из Нью-Йорка в халате и тапочках (источник вдохновения как раз собирался отойти ко сну).
Поэт Генрих Гейне также всю жизнь черпал творческую энергию из своей жены Матильды, которая несмотря на множество посвященных ей гениальных стихотворений, при этом не умела читать и вообще толком не понимала, чем занимается ее муж.
Согласно дошедшим до нас источникам, все эти выдающиеся мужчины в своей жизни являлись однолюбами. Конечно, источники могли многого и не знать. Например, были ли при этом однолюбками жены всех этих гениальных людей. Но все-таки приятно сознавать, что у любого из нас остается большой простор для подражания: хочешь – будь, как ловелас Пушкин, а хочешь - как однолюб Гейне с его недалекой Матильдой… Ниже ещё несколько историй об однолюбах. Или всё же о крепкой любви и преданности?
Пожалуй, одна из самых спорных пар в истории литературы - Лев Толстой и Софья Андреевна Бернс. Спорная, потому что о ней много спорят)) Для меня же это образец настоящих супругов в том плане, что несмотря на все разногласия и ссоры, они не расходились. Мне кажется, Толстые выделены особо лишь потому, что сохранились их дневники, а так же биографии детей и других людей. И благодаря ним мы можем чуть ли не под лупой «рассматривать» их отношения и преувеличивать смысл житейских ссор и скандалов. У Толстых было 13 детей, 5 из которых умерли в детстве.
А вот другая пара - Афанасий Фет и Мария Петровна Боткина. Деловитый помещик, поэт-лирик, Фет жил с женой до самой старости. Мария Петровна происходила из семьи Боткиных. К сожалению, детей у них не было.
В 1943 будущий писатель Борис Васильев поступил в академию. Курс был женским: из пяти отделений, на двух учились только девушки. В академии Борис Васильев познакомился с Зорей Поляк. Он вспоминал: «Я вскоре выделил одну: этакий колобок в длинной гимнастерке, стоявший на самом левом фланге во время курсовых построений <...> мы регулярно ходили в Консерваторию, в музеи, в театры <...> А на лекциях обменивались друг с другом бесконечными записками».
Они поженились в 1945 году. Зоря Альбертовна По́ляк работала конструктором и телевизионным редактором; стала прототипом Сони Гурвич («А зори здесь тихие…») и Искры Поляковой («Завтра была война»). Умерла от бронхита в реанимации больницы. Писатель очень тяжело переживал её смерть. Детей не было.
Да, с большой натяжкой можно включить брак поэта Блока с Любовью в этот список. В 1903 году они поженились. Любовь была дочерью Д. И. Менделеева, героиней его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме». Александр испытывал к жене сильные чувства, но периодически поддерживал связи с различными женщинами: одно время это была актриса Наталья Николаевна Волохова, потом - оперная певица Любовь Александровна Андреева-Дельмас.
В связи с этим Любовь Дмитриевна тоже позволяла себе увлечения. На этой почве у Блока возник конфликт с Андреем Белым, описанный в пьесе «Балаганчик». А все-таки после Первой мировой войны и неудачных родов (ребенок родился не от Блока) отношения в семье Блоков наладились, и последние годы поэт был верным мужем Любови Дмитриевны, а она заботилась о нем, когда он был при смерти. Общих детей не было.
Анна Григорьевна Сниткина была нанята в качестве секретаря для Федора Достоевского. Она записывала текст рукописи «Игрок» под диктовку на квартире писателя. Вскоре после передачи рукописи издателю, в 1866 году, Федор Михайлович сделал Анне Григорьевне предложение руки и сердца. У них было четверо детей, двое из которых умерли в детстве.
Поздняя любовь Чехова к актрисе, игравшей в «Чайке», переросла в нечто большее. В возрасте 38 лет писатель впервые женился. Ольге Книппер было 30 лет. В 1900 году актриса вместе с труппой московского театра посетила Крым. Женщина поселилась у Чехова, и теперь они уже не скрывали отношений. Но никто и подумать не мог, что роман актрисы и писателя зайдет так далеко: через год они обвенчались, скрывшись от всех.
Чехов безуспешно пытался вылечить туберкулез, а Ольга перенесла неудачную беременность. Женщина вдохновляла писателя, а он во всем поддерживал ее творческие амбиции. Это был идеальный союз для Чехова: он всегда говорил, что женщины могут отвлекать от любимого дела. Здесь же сильные увлечения были у обоих супругов.
В 1904 году Антон Павлович скончался от болезни на руках у Ольги. Детей у них не было.
Интересно, что в начале Михаил Шолохов посватался к Лидии - младшей дочери бывшего станичного атамана Петра Яковлевича Громославского. Но бывший атаман сказал: «Бери Марию, и я сделаю из тебя человека». В 1924 году Шолохов женился на старшей дочери - Марии Петровне Громославской, которая работала учительницей начальной школы. У них родилось 4 детей.
***
Вот мысли некоторых из тех мужчин, кто состоялся именно благодаря тому, что всю жизнь хранил верность своей однажды обретенной второй половине.
Первый, кто сравнил женщину с цветком, был великим поэтом, но уже второй был олухом.
Генрих Гейне
Писать про музыку все равно что танцевать про архитектуру.
Генрих Гейне
О вкусах не спорят: из-за вкусов бранятся, скандалят и ругаются.
Гилберт Кит Честертон
Жизнь – большой сюрприз. Возможно, смерть окажется еще большим сюрпризом.
Владимир Набоков
Классиком мы называем человека, которого можно хвалить, не читая.
Гилберт Кит Честертон
Когда бьют по сюртуку, то удары приходятся и по человеку, на котором надет этот сюртук.
Генрих Гейне