
Российская Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) вновь официально называется Государственной автоинспекцией (ГАИ) - об этом сообщил ее начальник Михаил Черников на заседании Общественного совета при МВД России. Советское название ГАИ дорожная инспекция сменила на ГИБДД 26 лет назад, в 1998 году, - тогда официальной причиной переименования называли обновление службы и создание ее положительного имиджа.
Чем объясняется нынешний разворот к хорошо забытому старому, Михаил Черников не пояснил. Можно ли считать возврат к старорежимному названию признанием неудачи эксперимента по обновлению дорожной инспекции и чего ждать водителям от возвращения гаишников - разбираемся далее.
Мы сейчас стали Госавтоинспекцией, ГИБДД убираем! Такое, блин, название...
Михаил Черников, начальник ГАИ
Черников пояснил, что возвращение прежнего названия уже урегулировали законодательно и все нормативно-правовые документы ведутся уже с учетом этого. А на слова члена Общественного совета Константина Абрамова, что «у нас скоро милиция будет», Черников ответил: «Милиция - не знаю [вернется ли]».
[640x423]
Начальник ГАИ Михаил Черников
Рожденная в СССР
История советской Госавтоинспекции началась 3 июля 1936 года, когда Совет народных комиссаров СССР утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции СССР». Сотрудники ГАИ - нового отдела НКВД - должны были в первую очередь бороться с авариями на дорогах.
Кроме того, они разрабатывали технические нормы эксплуатации автотранспорта, а также отвечали за подготовку и воспитание водителей.
{quote]Поначалу всем этим занимались всего 57 сотрудников - правда, наделенных широчайшими полномочиями.[/quote]
Они имели беспрепятственный доступ на все объекты народного хозяйства, могли требовать необходимые сведения от руководителей всех рангов и участвовали в обсуждении технических характеристик новых советских автомобилей. А два года спустя, в 1938 году, в Советском Союзе стали создавать местные отделы ГАИ.
Еще через год советское правительство стало разрабатывать и принимать новые правила дорожного движения ради повышения уровня безопасности. Но всей этой работе помешала Великая Отечественная война: штат ГАИ сильно сократился, большинство сотрудников ушли на фронт, и их места заняли женщины.
[700x474]
Они занимались мобилизацией транспорта для нужд фронта, вели учет горюче-смазочных материалов, руководили подготовкой военных водителей, но в то же время не прекращали заниматься организацией дорожного движения. Временем больших перемен для Госавтоинспекции стали 1960-е годы.
С одной стороны, были созданы наставления и положения о деятельности ГАИ Министерства охраны общественного порядка РСФСР. С другой - устанавливались единые правила дорожного движения, образцы бланков водительских удостоверений, технических паспортов, номерных знаков для транспорта и многое другое. Функции инспекции также стали расширяться.
«Трудно выговаривается и не очень понятно»
Свое современное устройство Госавтоинспекция получила в 1970-е. Были созданы подразделения по организации дорожного движения, дорожно-патрульная служба, а также станции для проведения техосмотра автотранспорта. Все десятилетие прошло под знаком усиления мер обеспечения безопасности движения и ужесточения ПДД.
В 1990-е, с развалом Советского Союза, развитие ГАИ остановилось: в инспекции начались сокращения, ухудшилась и профилактика ДТП. Аварий и преступлений на дорогах стало больше, причем в дорожных разборках того времени погибло немало сотрудников Госавтоинспекции.
[700x467]
Тем не менее к 1997 году ГАИ смогла преодолеть кризис: с нее сняли устаревшие организационно-хозяйственные функции, а главными задачами инспекции отныне стали обеспечение безопасности, общественного порядка на дорогах и борьба с преступностью.
А в 1998 году президент России Борис Ельцин подписал приказ №711, согласно которому Госавтоинспекция получила новое название - Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Предполагалось, что такой ребрендинг поможет создать в глазах россиян новый позитивный имидж дорожной милиции и точнее отразит суть ее работы.
В том же году инспекция стала специальным органом, статус которого был повышен до уровня министерства. Впрочем, многие россияне это переименование восприняли скептически: ГИБДД по старинке называли ГАИ, а ее сотрудников - гаишниками. Причем в 2001 году новую аббревиатуру раскритиковал и президент России Владимир Путин.
Есть такая организация - ГИБДД. Трудно выговаривается и вообще не очень понятно, зачем переименовали. Так до сих пор никто внятно объяснить и не может.
Владимир Путин, президент России - во время прямой линии в 2001 году
В начале 2000-го года Владимир Путин издал указ, согласно которому аббревиатуры ГИБДД и ГАИ считались равнозначными. В 2004 году власти попытались внедрить еще одну аббревиатуру - Департамент общественной безопасности дорожного движения в составе МВД, сокращенно - ДОБДД. Но она не прижилась совсем.
В итоге идею переименования инспекции оставили на следующие семь лет и вернулись к ней лишь в 2011 году, когда в рамках реформы МВД милицию переименовали в полицию. Тогда звучали предложения о введении названия «дорожная полиция», но в итоге ведомство сохранило аббревиатуру ГИБДД наравне с ГАИ.
«Это избавление от неугодных людей»
Официальная причина того, почему в 2024 году ГИБДД решили окончательно переименовать в ГАИ, пока остается неизвестной. Депутат Госдумы Виталий Ефимов допустил, что после переименования может частично измениться суть ведомства - больший упор будет сделан на контроль и обеспечение порядка.
Аббревиатура имеет значение. Кто когда говорил ГИБДД? Все говорят ГАИ, начиная от детей и заканчивая пенсионерами. Я думаю, возвращение прежнего названия правильно - оно всегда было в нашей стране. Может, частично изменится и суть. Усилена будет не только безопасность, но и контролирующие функции структуры.
Виталий Ефимов, депутат Госдумы
[640x426]
Впрочем, другие эксперты оценивают возвращение ГАИ более скептически. В частности, по мнению главы московского профсоюза сотрудников полиции Михаила Пашкина, такой ход может позволить «перетряхнуть людей» и избавиться от неугодных сотрудников.
Любые переименования и другие изменения такого рода - это избавление от людей неугодных без суда и следствия. Так нужно искать компромат, проводить служебные проверки, наказывать. А тут раз - [увольнение под предлогом реорганизации] и никаких проблем.
Михаил Пашкин, глава московского профсоюза сотрудников полиции
Пашкин также подчеркивает, что для заинтересованных лиц переименование может стать удачной возможностью заработать. С ним согласен бывший начальник ГАИ Надыма (Ямало-Ненецкий автономный округ) Петр Семесюк: по его словам, в 1998 году решение о переименовании ГАИ в ГИБДД потребовало огромных средств.
В то время нужно было заказывать новые бланки, форму, перекрашивать машины. Водители выстраивались в огромные очереди, чтобы заменить все документы после переименования. Как будет сейчас - не знаю, но тогда был ажиотаж.
Петр Семесюк, бывший начальник ГАИ Надыма
Мероприятия, связанные с таким переименованием, как правило, обходятся в миллиарды рублей и одной из его причин может быть желание отдельных чиновников освоить часть этих средств через аффилированные структуры.
В то же время, на первых порах изменятся лишь бланки и другие мелочи. Вместо смены названия стоило бы расширить штат и предоставить нормальные машины, - считают некоторые сотрудники ГАИ. При этом, скорее всего, возвращение к советской аббревиатуре ГАИ никак не повлияет на безопасность дорожного движения на дорогах России.