" "Лесную песню" Долина знал чуть ли не наизусть. Но теперь эта драма наполнилась для него новым смыслом. Это сделала Люся. Затаив дыхание, Сашко следил за развитием пьесы, всё глубже и глубже вживаясь в театральное действо, предчувствуя ещё одну трагедию, кроме той, что уже была в драме Леси Украинки. Может быть, трагедию самой Люси? Долине хотелось этого. Ему казалось, что и над ним тяготела какая-то сила и это она угнетала его любовь. Что и в самой любви, причём в каждой, заложено, нечто роковое; ведь любовь, как всё сущее, подвластна времени, и она рождается, созревает и стареет. И когда любовь осенила тебя, её не надо бояться, не надо от неё бежать, ведь ты не просто зависишь от неё, т у неё в плену, и этот плен - самый благородный в мире, он - сердцевина бытия. На сцене расцветала любовь, но он ведь знал, чем это кончится, и угадывал свою победу, и это полнило его радостью. Сашко улавливал творческую сущность любви, её трагическую ноту, которую так трудно выразить в искусстве. отказаться от любви - это почти смерть, отрицание жизни, а разве может живое сердце отрицать себя? Разве оно не разрывается, разве оно не хочет продолжиться в мире? Разве наша жизнь не есть одно из проявлений этого закона? Нас засасывают будни, а мы отрицаем их, порываемся к чему-то болшему, ради чего, как нам кажется, мы пришли в мир.
И последние слова Мавки, сказанные Призраку, тому, кто в скале сидит: "Бери меня скорей! Хочу забвенья!" - на самом деле не означают, что она хочет забвенья. Её дух, её плоть не могут примириться со смертью, с потерей того, что было для неё самым великим счастьем. У Мавки просто нет выхода, она говорит от отчаянья, душой оставаясь на земле. Это не победа Призрака, это печальная дань ему. Наверное, каждый человек так расстаётся с белым светом. Расстаётся со всем, чем жил, - с радостями, с любовью, и даже когда его тело изнурено болью, а он стар и немощен, в нём живёт память - о тех же радостях любви, о живых силах света." - Ю. Мушкетик "Старик в задумчивости"
"Мы боимся только близких смертей и свежих могил. А давние пробуждают наше воображение и ещё крепче привязывают к прелестям жизни" - Ю.Мушкетик "Старик в задумчивости".
"Серебряный звук будто повис в воздухе, осень вплелась в лето, как нитка седины в буйную шевелюру. Он знал: так будет долго, пока не пожелтеют листья и ветер не погонит их вдоль улиц, - тогда исчезнет эта неясная боль и душа смирится, и остановится где-то на последней черте, пока не повеет с днепровского низовья тёплым ветром и в сладкой муке не лопнут почки на берёзах и клёнах, и в этот миг она снова встрепенётся и прянет в зелёные травы, но прянет уже иной. А сегодняшний, этот жаркий, посебрённый первой паутиной день был окутан для него глубой грустью, особой глухой тоской, такой же необъяснимой, как зимний сон соснового бора среди снегов или дрожание одинокой звезды скованного молчанием ночного неба. Лето играло, переливаясь красками, но краски были приглушены, всё бушевало, но в этом буйном росте был глубокий затаённый намёк на то, что всё начинается с цветов ярких, звуков радостных, а завершается чёрным крепом и космической тишиной. Наверное, только человеческая душа способна уловить это, только ей дано, склонившись, заглянуть туда, куда боится заглянуть всё сущее, чтобы не увидеть свой роковой конец. Не боится этого только человек. Именно в такие мгновения ему и удаётся уловить всю бесконечную текучесть мира, обнять его своей мыслью, связать всё сущее в единую цепь, где он лишь одно из звеньев, хотя звено и особое. В такие минуты он по-иному постигает и себя, и всё вокруг, проникает в самую сердцевину бытия и всему, что не мог оценить прежде, находит истинную цену" - Ю.Мушкетик "Вернись в дом свой".