Задолбавшее всех понятие орфоарта
12-06-2011 23:53
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Не подозревая того, умы этой страны занимались орфоартом довольно давно.
- Маяковский с Пушкиным
- прочая, но менее прославившаяся интеллигенция
- "падонки"
- двачеры и луркоёбы
Отличительная особенность от обычных орфографических ошибок в том, что нужно знать, как писать правильно, чтобы почувствовать право совершать в письме мелкое хулиганство.
Честно не нашёл упоминания явления до зарождения в этой стране падонкафского языка. Изначально это тоже была прерогатива интеллигенции в ответ на нахлынувшее безграмотное быдло. (впрочем, эстафетная палочка употребления олбанского перешла к офисному планктону и идиотам, поэтому теперь не интересно)
Извините, можно сдать ЕГЭ на балл выше двойки и с учётом инвалидности быть зачисленным в вуз, тем не менее, несвобода в теме будет видна опытному глазу.
В общем, пусть учатся, речь не об этом, и я вовсе не хотел судить, кто достоин больше попадать в пафосные универы.
Признак, делающий для меня человека неинтересным и скучным в том, что в ответ на проявления свободолюбия по части написания слов и игры со стилистикой идёт неуверенное цитирование учебника.
Кроме того, есть неприятные мне попытки не украсить, а изуродовать речь посредством, например, многоточий, избытка мата, прыгающих буковок. Как вариант: попытка орфоартить, не понимая тонкой гармонии языка.
Иногда так хочется верить, что не останется никаких правил в русском языке, останется только голая эстетика...
Пока что даже в орфоарте как вынужденная мера существуют принципы.
Главнейший - это отражение в письменной речи реалий речи устной. Например, существовавшее в падонкафском правило оглушения предлога и слитного написания его со словом, которое начинается на глухую согласную ("фтопку").
Отсюда же следует эмоциональная насыщенность. В устной речи можно подкреплять сказанное интонацией, жестикуляцией, мимикой. Ортодоксальный русский позволяет лишь поменять иногда порядок слов и поиграть с пунктуацией. Может, есть ещё и архаизмы с неологизмами, но все эти средства неуместны в имитации разговорной речи. Считается, что неожиданное коверканье слова - это весело блеать. К сожалению, слова линяют, когда сто раз одно и то же повторяют. Поэтому же: частота употребления таких слов тоже поможет отличить человека грамотного от позера.
Я бы ещё сказал, что весело иногда употребить архаизмы, сказать рифмой, имитировать стиль заявления в милицию. Но _всё в меру_ же.
Интересную позицию занимает слитное написание слов, которые писать слитно совсем не принято. Вроде бы, ИРЛ нет указаний на то, что некоторые слова с междометиями можно писать слитно. Но, многие могут припомнить крайнюю степень возмущения, когда быстро говорил несколько междометий подряд (скорее всего, среди них при этом были и матерные). "Обожемой" и его синонимы. Как и все междометия, они могут стоять в любой части предложения, выделяемые запятыми. Также они могут быть в разговорной речи чистыми восклицаниями. Подобные составные междометия могут становиться главными членами предложения, что не каждому простому междометию доступно. "Я сегодня первонах"; "Но бычок нихуянепонялже, дошёл до конца доски и наебнулся".
Наконец, есть вещи, которые никак уже не отнесёшь к здравому звукоподражанию устной речи. Например, написание звонких согласных в конце слов, где по всем правилам должны быть глухие. Впрочем, такие монстры, как "ЧебураЖка" (я бы ввёл понятие "чебуражить", потом придумаю к нему значение) , почему-то дальнейшего развития не получили, так что будем считать такое написание особым изъебоном, довольно редко уместным, выражающим крайнюю степень провокации собеседника. Сюда же разложение йотированных гласных: "йожег", "йолочка", "жирнайа". Сейчас вышло из употребления, но совсем неправильно было бы написать "жирнайЯ" или "долпайЁп".
Сложно... В орфоате с первого взгляда можно всё, но при этом ты идёшь будто по воде. На вдохновении поступь твоя легка, ты уверен в себе и своих словах. Но в любой момент тебе могут указать на эстетическую сомнительность и "маленькую лингвистическую письку", отставание от моды, выпадание из контекста, банальность. То же самое, впрочем, в других видах искусства.
Недавно, например, определил написание "блеаДь" как позерство. Причина: да просто тупо и уродливо, не отражает же реального произношения.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote