Проспонсировали вчера отечественный кинематограф - сходили на "Белого тигра".
В очередной раз кусал себя за локти - не читай книгу до фильма! Вот не читай больше никогда. Правда, надо отдать должное авторам, этот фильм похож на книгу не больше, чем балет "Дон Кихот" на произведение Мигеля Сервантеса.
Это фильм не про войну, это фильм не про танк, этот фильм не про танкиста. Про что он - сразу и не разберешь. Про призрак войны, вероятно. Такой туманный нечеткий призрак, который материализуется то в таинственном танке, то в воскресшем танкисте, то в толпе пленных немцев (других немцев в фильме вообще нет), то в немецких генералах, подписывающих акт о безоговорочной капитуляции.
Согласитесь, было бы странно ожидать от автора "Цареубийцы" и "Палаты №6" эдакого грохочущего гусеницами и взрывами боевика о мистическом танке и не менее мистическом полубезумном танкисте. Взрывы, правда, были - зачем их надо было снимать, так и осталось загадкой. Артподготовка выглядела в лучшем случае как тренировка пиротехников. Ни ужаса, ни смысла она не имела. Были и гусеницы, и траки, и броня, и собственно танки - грязные и такие ооочень неторопливые. Ну, какие они на самом деле и были, наверное. Но какие-то не боевые танки. Не грозные. Не ужасные. Порой казалось, что они или боятся развалиться, или сделаны из чего-то на самом деле мягкого. Ну да ладно, кино же не про них, в самом деле.
Если авторы хотели снять такой фильм про войну, каких еще не снимали, - это им удалось несомненно. Такой переправы через Вислу и взятия Берлина мы еще не видели. В прямом смысле. Потому что это все осталось за кадром - но было тщательно проговорено. Проговорено было поразительно много - по сравнению с книгой, где вообще почти нет диалогов, а слова персонажей передаются чаще через косвенную речь. Тут же персонажи не просто говорили - они проговаривали то, что можно было бы показать и, более того, даже то, что потом действительно было показано в кадре. Честно говоря, не понимаю, зачем это было нужно. Но буду думать, что мэтру виднее.
Удивило немногозвучие фильма. И композитор Вагнер. Ему гонорар, интересно, перечислили? Современные фильмы, как правило, до предела загружены звукорядом. Шумы синхронные, шумы фоновые, саунд-дизайн и многочисленные музыкальные темы. На "Белом тигре" мне порой казалось, что это какая-то дефектная копия, в которой нет нескольких звуковых дорожек. Атака - без музыки? Напряженное ожидание - без музыки? Хм. Не, оно, конечно, может и так быть, но смотрится странно.
В общем, резюме - кино отдельно, война отдельно, книга отдельно. Книгу прочтите, если кому интересно. Она действительно необычна, эмоциональна до экзальтации и фанатизма и приправлена своеобразным стилем непрофессионального писателя и знатока военной техники. Лично мне жаль, что был погублен сюжет, который вполне мог бы стать сюжетом сильного зрительского фильма о второй мировой войне. А теперь уже блокбастер для масс снять не получится, место застолблено и выжжено дотла ради иных идей. А ведь можно было сделать войну глазами танка... А почему бы и нет? Эдакий ответ "Боевому коню" получился бы. Но теперь уж поздно.
Посмотрим, что будет через год к очередной годовщине Победы.