Аналитический материал в «Огоньке» о том, почему за два года существования Фонда кино ни один из его социально значимых проектов в жанре военно-исторического кино не окупился в прокате. Несовременность широко распространенного в отечественном кино жанра указывается в качестве основной причины падения посещаемости кинотеатров.
О необходимости анализа рынка зрительских симпатий практически каждый месяц пишут специализированные киноиздания, но профессиональные продюсеры продолжают выпускать фильмы о войнах и героях прошлого. Нельзя сказать при этом, что совершенно игнорируются прокатные результаты: просто в своих прогнозах они используют данные трехлетней давности. Три-четыре года назад на экраны вышли фильмы ТАРАС БУЛЬБА, КАНДАГАР, МЫ ИЗ БУДУЩЕГО, которые тогда собрали неплохие деньги. Основываясь на результатах трехлетней давности, инвесторы и продюсеры уверены, что в 2012 году военные фильмы также принесут им прибыль. Между тем настроения зрителей явно изменились: в кино ходят в основном подростки, они ностальгии по советскому времени не испытывают. Для привлечения малолетних любителей фантастики и экшена у таких фильмов не хватает запала: более качественные гонки и взрывы можно увидеть в американских фильмах. Тем более что схемы и героев патриотики авторы заимствуют у того же американского кино. Создатели ШПИОНА пошли вроде бы в верном направлении — экранизируя роман-мистификацию Бориса Акунина о предвоенном СССР, они сознательно делали фильм в популярной эстетике комикса. Но они не смогли избежать патриотического пафоса, лишив героев юмора и гротеска. А главное, что отталкивает зрителя: отечественный блокбастер, как правило, уступает американскому по уровню технической изощренности: зачем ходить на имитацию, когда можно в том же кинотеатре за те же деньги посмотреть оригинал?
Продюсеры живут с подсознательным ожиданием, что зритель, “как в советское время”, массово полюбит военные фильмы и будет их смотреть по нескольку раз. Однако повторить эффект 30-летней давности сегодня невозможно. Государство с милитаризованным сознанием, железный занавес, отсутствие конкуренции — всех этих условий популярности советского военного кино уже нет. Фильмы о войне накладывались на пропагандистскую идею существования в кольце недругов, которым нужно быть готовым дать отпор. Но со времени окончания войны прошло уже более 65 лет, а современный зритель, гражданин мира, в самую последнюю очередь думает о том, как распознать вражеского лазутчика. В результате все происходящее на экране в том же ШПИОНЕ воспринимается как ретрокино а-ля советик — оценить сознательную игру авторов в альтернативную историю 1940-х годов современный зритель не в силах.
С полной версией материала можно ознакомиться здесь http://www.kommersant.ru/doc/1917182
"Белый тигр" обречен на провал, это уже почти ясно. И трехмерный "Сталинград", по всей видимости, тоже. Хотя у последнего еще есть год, пока его будут делать, но за это время ситуация с "кино про войну" только усугубится.