Эпиграф:
"- Никогда не снимайте экранизаций!
- Так ведь хороших сценариев нет!
- Вот ничего и не снимайте!
(Из разговора проф.Переображенского с д-ром Борматалем. "Крокодилова душа")
Эпиграф 2:
Мысль изреченная есть бла-бла-бла.
(Первое правило сценариста)
Вчера таки посмотрели "Шпиона". Массаракш, ну почему? Почему наши творцы не могут из нормальной книги сделать нормальное кино? Кому пришла в голову эта идея сделать из 4-х серийного телефильма один не очень длинный полный метр? Обрезки видны с первой же сцены. Видно, просто физически ощущается, как мучительно вталкивали эпизоды в заданный хронометраж. И как из-за подрезаний перестали у героев сходиться слова с делом. Они говорят - я делал то и то. А зритель в недоумении - а когда ж ты это успел-то?
Ни на одной экранизации мне так не мешало знание первоисточника, как на "Шпионе". Я пожалела, что прочла книгу до. Может быть, если не знать и не ждать - тогда еще и было бы, на что смотреть... Увы.
Но честное слово, это еще полбеды. Беда в том, что самые смотрибельные, самые киногеничные эпизоды романа - превратились в кислые, серенькие эпизоды на экране. А ведь было где разгуляться во всех смыслах! И связника надо было брать на детской площадке, и двухэтажный троллейбус с 83 мирными гражданами надо было топить, и из горящего подвала выбираться, и танго в ресторане.... О, пепел на мою начинающую седеть голову! Танго... Как можно было так хреново снять такой шикарный эпизод?!?!
Кто сказал про комикс? Дайте мне этого человека - и пусть он признается, что фильма он перед этим не видел. Или что не знает, что такое комикс, альтернативные история, арт-нуво и т.п. Комикс - это не "когда иногда смешно". Комикс - это стиль. Весьма определенный стиль. До которого "Шпиону" далековато и вообще в другую сторону.
В общем, за попытку спасибо. Да, нам надо, очень надо делать жанровый мэйнстрим. Но пока не получается, придется это признать. А не получается, потому что голливудские фильмы мы смотрим без толку. Мы талдычим про правила блокбастеров, про законы восприятия массового зрителя, мы конспектируем 10 золотых правил сценариста, продюсера, режиссера и... благополучно забываем про них.
Но чес слово, я это так не оставлю. Разберу эту экранизацию по эпизодам. Скажу много действительно хороших слов, потому что хорошее и удачное в фильме все-таки есть. Продолжение следует. А пока - сходите в кино. Можно на любой другой фильм.