• Авторизация


Чтимые чудотворные иконы. Часть 1. 21-04-2016 23:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Matrioshka Оригинальное сообщение

Ико́на (ср.-греч. εἰκόνα от др.-греч. εἰκών «о́браз», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.



…подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением (τιμιτικην προσκυνησιν), не тем истинным по нашей вере служением (λατρειαν), которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся (ο προσκυνών) иконе поклоняется (προσκυνεί) ипостаси изображенного на ней.

— Догмат о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора.


Чтимые чудотворные иконы


АХТЫРСКАЯ ИКОНА Божией Матери, чудотворная икона, чтимая в России в 18-19 веках. Явлена в 1739 в селении Ахтырка Харьковской епархии; в 1751 Синод постановил почитать Ахтырскую икону как чудотворную. Ахтырская икона особо чтилась российским императорским домом. Прославлению иконы способствовала императрица Елизавета Петровна, на деньги которой по проекту архитектора В. В. Растрелли в 1768 в Ахтырке был построен для чудотворной иконы величественный Покровский собор. Иконография Ахтырской иконы восходит к итало-греческим образцам. На русских иконах 18-19 веков Богоматерь изображена со сложенными на груди в молитве руками (в соответствии с католической традицией), слева от Нее — Голгофский крест с распятым Иисусом Христом. В народе икона почиталась как целительница от многих болезней; водой, которой обмывали иконы Ахтырской Богоматери, лечили от лихорадки. В 1905 чудотворная Ахтырская икона была ограблена; в 1917 она исчезла из Покровского собора. С чудотворной Ахтырской иконы было сделано несколько списков, почитавшихся в основном на юге России, особенно в Харьковской епархии.

Празднование — 2(15) июля.












«Ахтырская» икона Божией Матери


БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон Богоматери; создана в 1157 (?) по заказу князя Андрея Боголюбского. Иконография Боголюбской иконы восходит к византийскому типу Богоматери Заступницы (Агиосоритиссы), молящейся за род человеческий. На Боголюбской иконе Богоматерь изображена в рост, в руке — развернутый свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу, на верхнем поле — Деисус. Первоначальная живопись на древней Боголюбской иконе сильно потерта. Почитание иконы как чудотворной относится к московскому периоду русской истории. В начале 15 века икону, вероятно, приносили в Москву для реставрации, с этого времени началось ее прославление. В 16-17 веках особо почитались изображения Боголюбской иконы с коленопреклоненным народом (святыми), называемые «Моление о народе». В 18-19 веках местночтимые иконы Боголюбской Богоматери имелись во многих храмах; особенно к ним прибегали с молитвой об избавлении от чумы в 1771. В настоящее время Боголюбская икона находится во вновь открытом Княгинином монастыре во Владимире.

Празднование — 18 июня (1 июля).


«Боголюбская» икона Божией Матери


ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА Божией Матери, главная чудотворная икона России, величайшая национальная русская святыня. Икона Богоматери с младенцем Христом на руках, в иконографическом типе Умиления была исполнена талантливым греческим художником в Константинополе в начале 12 в. и в первой трети столетия прислана в Киев. Согласно летописному сообщению, в 1155 Андрей Боголюбский унес ее с собою во Владимиро-Суздальское княжество, где она хранилась в построенном им Успенском соборе и где она стала почитаться как чудотворная Владимирская. В 1160-е гг. было составлено первое сказание о чудесах иконы (исцеления людей от болезней, помощь Андрею Боголюбскому и его приближенным). В 1395 во время нашествия на Русь татар под предводительством Тимура Владимирскую икону принесли в Москву для моления о покровительстве и спасении города. На месте встречи (сретения) иконы в Москве был основан Сретенский монастырь. Через несколько лет после чудесного избавления Москвы от разорения была составлена повесть об этом событии, в которой Владимирская икона была соотнесена с прославленной византийской Одигитрией, благодаря чему с ней связали сказание о евангелисте Луке, написавшем прижизненный образ Богородицы с младенцем Христом. На протяжении 15 в. икону неоднократно возвращали во Владимир; окончательное перенесение ее в Москву, в новый Успенский собор (1475-79), произошло 23 июня 1480. В 16 в. в царствование Ивана Грозного, почитание Владимирской иконы достигло своего апогея. Под руководством митрополита Макария была составлена серия сказаний о чудесах Богоматери Владимирской, большинство из которых вошло в главное литературно-историческое сочинение 16 в., т. н. Степенную книгу царского родословия. С иконы делались многочисленные почитаемые копии-списки. Самые известные из них: два списка начала 15 в., один из которых сделан для Успенского собора во Владимире, другой — для Успенского собора Московского Кремля и список начала 16 в. с клеймами праздников и святыми на полях, хранящийся, как и первый список, в Успенском соборе Московского Кремля.


«Владимирская» икона Божией Матери


В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками, монетами). Первый богатый золотой оклад (согласно летописи — около пяти кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад — по заказу митрополита Фотия в начале 15 в.; в 1656-58 по указу патриарха Никона изготовлена золотая риза (оклад и риза хранятся в Оружейной палате). На протяжении столетий Владимирская икона неоднократно реставрировалась, были надставлены поля, в начале 15 в. на тыльной стороне иконы написали (или поновили древнее изображение) престол с орудиями страданий Христа. Научная реставрация Владимирской иконы была осуществлена в 1918: из-под записей открылась древняя живопись, от которой остались только лики и небольшие фрагменты на одеждах. В настоящее время икона хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.


«Владимирская» икона Божией Матери


Церковное празднование Владимирской иконы совершается трижды в год: 26 августа (в память чудесного спасения Москвы в 1395), 23 июня (в память окончательного перенесения иконы в Москву и бескровной победы над татарами на реке Угре в 1480) и 21 мая (в память избавления Москвы от набега крымского хана Махмет-Гирея в 1521). В древности празднования сопровождались крестными ходами с чудотворным образом или одним из его списков.


























«Владимирская» икона Божией Матери


[330x420]ВЛАХЕРНСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Одигитрия), одна из особо чтимых в Москве в 17 веке греческих икон. Привезена в 1653 из Константинополя в дар царю Алексею Михайловичу. Вместе с иконой была прислана грамота, в которой ее происхождение связывалось с Влахернским монастырем Константинополя, а история ее почитания — с ранней историей константинопольской Одигитрии. Икона хранилась в Успенском соборе Московского Кремля; царь брал ее с собой в военные походы. Празднование иконы совершалось в пятую неделю Великого поста (суббота Акафиста). Влахернская икона — рельефная, исполнена воскомастикой и темперой; по иконографическому типу — список Одигитрии, близкий к Смоленской иконе Божией Матери; создана во второй половине 15 — начале 16 (?) веков, возможно, как повторение древней иконы на старой доске. На иконе имеется греческая надпись «Богохранимая». В настоящее время икона хранится в церкви Ризположения Московского Кремля. Чтимые рельефные списки второй половины 17 — начала 18 веков: в родовом имении Строгановых-Голицыных в с. Влахернском (Кузьминки) под Москвой (ныне в Третьяковской галерее), в Высокопетровском монастыре в Москве (ныне в церкви Рождества Богоматери в Симоновом монастыре), в Спасо-Влахернском монастыре под г. Дмитровым (ныне в Центральном музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева в Москве).

Празднование — 7 (20) июля.




«Влахернская» икона Божией Матери


«ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ», одна из самых популярных и широко почитаемых в императорской России чудотворных икон Богоматери, имеющая целый ряд значительно отличающихся один от другого иконографических вариантов.

Согласно преданию, первое чудо от иконы с названием «Всех скорбящих Радость» произошло в 1688: благодаря молебну у образа Богоматери в храме Преображения на Большой Ордынке в Москве излечилась от тяжелой болезни родная сестра патриарха Иоакима. В память об этом было установлено празднование иконы, а храм получил наименование чудотворного образа. Икона «Всех скорбящих Радость» из этого храма почитается как древняя чудотворная. На этом образе в центре иконы изображена Богоматерь с Младенцем Христом на руках, Ее окружают люди, жаждущие исцеления и заступничества, вверху — утешающие людей ангелы и святые; на лентах — тексты с молитвенными наименованиями благодатной помощи от Богоматери («помощница обидимых», «алчущих кормилица», «больных исцеление» и т. п.). На сокращенных копиях-списках и репликах чудотворного образа Богоматерь изображается без Младенца.


Икона Божией Матери «Всех скорбящих радость»


Особое почитание Богоматерь «Всех скорбящих Радость» получила в Санкт-Петербурге, куда царевной Натальей Алексеевной в 1711 был перенесен список московской святыни. Икона стала одной из главнейших святынь Санкт-Петербурга и почиталась как чудотворная; с нее делали многочисленные списки и упрощенные реплики, одна из которых прославилась в 1888 в бедной часовне на Стеклянном заводе (во время сильной грозы к иконе прикипели 12 медных грошей из разбитой кружки для подаяний, от иконы стали происходить исцеления и другие чудеса).


Икона Божией Матери «Всех скорбящих радость»


В 18-19 веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Икона «Всех скорбящих Радость» из одноименного храма при Доме милосердия в Харбине на Дальнем Востоке была вывезена в США и стала святыней Русской Православной Зарубежной Церкви.

Празднование — 24 октября (6ноября).














Икона Божией Матери «Всех скорбящих радость»


«ДЕРЖАВНАЯ» ИКОНА Божией Матери, чудотворная икона Богоматери, явленная, согласно сказанию, в день отречения от престола 2 (15) марта 1917 императора Николая II, что в глазах русского православного народа знаменовало передачу верховной царской власти и попечительства о России Богоматери. Икона была найдена в подвале церкви Вознесения в Коломенском и сразу же получила почитание как чудотворная. Икону возили по московским храмам, фабрикам и заводам; с нее делали копии-списки. Название иконы «Державная» соответствует ее иконографии: Богоматерь изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, облаченная в красную царскую одежду, на голове — корона, в правой руке — скипетр, в левой — держава (шар — символ Вселенной), на Ее коленях — Отрок Христос, благословляющий правой рукой, а левой указывающий на державу; вверху в облаках — благословляющий Бог Отец. Икона исполнена масляными красками на доске с полукруглым верхом, датируется концом 18 века. Первоначально она принадлежала кремлевскому женскому Вознесенскому монастырю; в 1812 при наступлении Наполеона была спрятана в Коломенском, где осталась забытой. В 1928 «Державная» икона была передана в Государственный Исторический музей, в 1990 возвращена в Коломенское (в церковь Казанской Богоматери).

Празднование — 2 (15) марта.










«Державная» икона Божией Матери


ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, одна из самых чтимых в России чудотворных икон. Относится к иконографическому типу «Умиление». Исполнена для Успенского собора г. Коломны в конце 14 века. На обороте иконы изображено Успение Богоматери.


«Донская» икона Божией Матери


Прославление иконы связано с военными походами Ивана Грозного против ханств, образовавшихся на развалинах Золотой Орды, и с воспоминанием о победе на берегах Дона в Куликовской битве 1380. В царствование Ивана Грозного за победителем в Куликовской битве московским князем Дмитрием Ивановичем (1350-89) закрепилось прозвище Донской. Донским стал именоваться и основанный Дмитрием Ивановичем накануне Куликовской битвы Успенский собор в Коломне, а хранимая там икона Богоматери — Донской. В 1552 Иван Грозный взял икону в военный поход на Казань, а после покорения Казанского ханства поставил Донскую икону в Благовещенский собор Московского Кремля. Донская икона участвовала также в походе Ивана Грозного на Полоцк в 1563. С заступничеством иконы (после молитвы царя Федора Ивановича перед ней) связывали спасение Москвы от набега крымских татар хана Казы-Гирея в 1591. В память об этом событии в Москве был основан Донской монастырь, для которого сделали точный список с оригинала.


«Донская» икона Божией Матери


На протяжении 17-19 вв. икона почиталась как действенная заступница от иноверных и иноплеменных врагов. К ней обращались с молитвами, составляли похвальные слова, повести и сказания, в которых отразились как реальные факты ее истории, зафиксированные в летописях 16 в., так и сочиненные в 17 в. легенды об участии иконы в Куликовской битве, во время которой икону будто бы подарили князю Дмитрию «донские казаки». Икона почиталась, вероятно, еще в конце 14 — начале 15 в., о чем свидетельствуют ее ранние уменьшенные копии-списки. В 17 в. на иконе был богатейший золотой оклад с многочисленными драгоценными камнями (не сохранился). В настоящее время икона хранится в Третьяковской галерее в Москве.

Ежегодное празднование Донской иконы 19 августа (1 сентября)с крестным ходом в Донской монастырь установлено в середине 17 в.


«Донская» икона Божией Матери


«ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК», чудотворная икона Божией Матери, находившаяся в константинопольском монастыре Богоматери Пиги (Источника), исполненная на стене в технике мозаики в 14 веке. В иконографическом типе «Живоносный Источник» (Зоодохос Пиги), получившем большое распространение в поствизантийский период в итало-критской живописи, Богоматерь с Младенцем Христом изображена погрудно, сидящей в бассейне в виде большой каменной чаши, из которой через сливные отверстия вода изливается в нижний бассейн; внизу — фигуры жаждущих исцеления людей. На Руси иконы «Живоносный Источник» появились в 17 веке. В 18-19 веках особо чтимые иконы «Живоносный Источник» находились в Саровской пустыни, в Туле, в Новодевичьем монастыре в Москве и во многих других городах по всей России, в том числе в Соловецком монастыре (написана по заказу соловецкого архимандрита в Константинополе).

Празднование иконы «Живоносный Источник» — в пасхальную пятницу.








Икона Божией Матери «Живоносный Источник»


«ЗНАМЕНИЕ» КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ ИКОНА Божией Матери, чудотворная икона, самая прославленная копия-список иконы «Знамение» Новгородская. История ее почитания началась, вероятно, в 16 веке. По преданию, в 1597 царь Алексей Михайлович повелел принести в Москву чтимую в Курске икону «Знамение». В Москве икона была обновлена: вставлена в раму с образами пророков, царица Ирина Федоровна украсила ее драгоценным окладом. Вскоре икону возвратили в Курск, где была основана Коренная обитель (названа в память явления иконы, произошедшем, по преданию, в 13 веке «при корне дерева»). Икону вновь принес в Москву Лжедмитрий I, возвращена в Курск в 1615 царем Михаилом Федоровичем. В 1898 эсеры пытались взорвать святыню, но она осталась невредимой. В 1918 чудотворная Курская-Коренная икона и ее список в драгоценных окладах были украдены, но вскоре найдены брошенными (без окладов). В 1920 икона была вывезена за границу: после временного возвращения в Крым, в армию генерала Врангеля, она была отправлена в Югославию, где находилась в течение 25 лет; во время второй мировой войны в 1944 переправлена в Германию. С 1951 является святыней Русской Православной Зарубежной Церкви в США.


Икона «Знамение» Курско-Коренная


Сохранившаяся икона «Знамение» Курская-Коренная небольших размеров, исполнена в конце 16 века; изображения пророков на раме более поздние. В 17-19 веках икона особенно почиталась как покровительница православного воинства, ее копии брали в военные походы. Ежегодно икону носили крестным ходом из курского Знаменского собора, где она хранилась с 17 века, в Коренную пустынь. Многочисленные копии иконы (в основном в южных районах России), также почитались чудотворными.

Празднование ее, как и других списков «Знамение», 27 ноября (10 декабря).












Икона «Знамение» Курско-Коренная



«ЗНАМЕНИЕ» НОВГОРОДСКАЯ ИКОНА Божией Матери, древнейшая русская чудотворная икона Богоматери, главная святыня Великого Новгорода и русского Севера. Почиталась как покровительница Новгорода уже в 12 веке. В сказании, составленном в 14 веке на основе древних источников, рассказывается, что 25 февраля 1169 во время осады Новгорода войсками суздальского князя Андрея Боголюбского икона была вынесена на городскую стену; одна из стрел осаждавших попала в изображение Богоматери, икона повернулась ликом к городу, из очей Богоматери потекли слезы; пораженные этим чудом, суздальцы в панике стали нападать друг на друга и были побеждены новгородцами. В 15-16 веках в Новгороде писали иконы с изображением этого чуда. В конце 15 — начале 16 веков чудотворная икона получила наименование «Знамение» (в значении — знак милости Божией). Икона широко почиталась и в последующие столетия, став общерусской святыней.


Новгородская икона Божией Матери «Знамение»


Икона «Знамение» Новгородская создана в первой половине 12 века. По иконографии представляет собой поясное изображение Оранты, на груди Богоматери медальон с образом благословляющего Младенца Христа. На другой стороне святые (либо Петр и Анастасия, либо Иоаким и Анна — надписи с их именами не сохранились), представленные молящимися образу Христа. В течение столетий икона многократно реставрировалась; в 1565 ее поновлял митрополит Макарий. От живописи 12 века сохранились только фрагменты синей одежды Богоматери на лицевой стороне и изображения святых на обороте. В начале 20 века на иконе был массивный золотой оклад с драгоценными камнями.


Новгородская икона Божией Матери «Знамение»


Первоначально икона находилась в церкви Преображения на Ильине улице, в середине 15 века ее перенесли в построенную для нее одноименную церковь. В годы советской власти икона хранилась в Новгородском музее; в настоящее время — во вновь открытом для богослужения новгородском Софийском соборе. На протяжении 12-19 веков с иконы делались многочисленные копии-списки, широко почитавшиеся по всей России; самые известные из них: Абалацкая (1637, главная святыня Сибири), Царскосельская (в Знаменской церкви Царского села; считалась семейной святыней Романовых), Серафимо-Понетаевская (1879, главная святыня женского Серафимо-Понетаевского монастыря).

Празднование — 27 ноября (10 декабря).




Новгородская икона Божией Матери «Знамение»


ИВЕРСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Одигитрия), одна из самых прославленных и почитаемых икон православного мира, святыня Иверского (грузинского) монастыря на Афоне. Согласно сказанию на греческом, грузинском и русском языках, известному в нескольких вариантах, икона Богоматери, спасаемая от иконоборцев, чудесным образом оказалась в Иверском монастыре на Афоне; здесь она была помещена в надвратной церкви и получила название Портаитисса (Вратарница).


«Иверская» икона Божией Матери


Древняя чудотворная икона иверского монастыря представляет собой вариант Одигитрии, в котором лик Богоматери склонен и обращен к Младенцу Христу, представленному также в легком повороте к Матери. На подбородке Богоматери изображена кровоточащая рана, согласно сказанию, нанесенная противниками икон. Икона датируется 11-12 вв.; серебряный грузинский оклад — начала 16 в. В 17 в. в России при царе Алексее Михайловиче Иверская икона была особо чтимой. По его заказу в 1648 в Иверском монастыре иконописцем иеромонахом Ямвлихом исполнена точная копия иконы, находившаяся в 17 в. в Успенском соборе Московского Кремля, а затем перенесенная в Новодевичий монастырь. Вторая точная копия афонской святыни была исполнена в 1655 по заказу патриарха Никона и находилась в основанном им Иверском монастыре на Валдае (не сохранилась). Две уменьшенные афонские копии Иверской иконы, принадлежавшие царевнам Софье и Евдокии, дочерям Алексея Михайловича, после их смерти были помещены в надгробные иконостасы собора Новодевичьего монастыря. Самой знаменитой, прославившейся многочисленными чудесами была русская копия-список с греческой иконы 1648, находившаяся в Иверской часовне у Воскресенских ворот Китайгородской стены, с которой в свою очередь делались новые списки, почитавшиеся как чудотворные (Иверская икона в церкви Воскресения в Сокольниках в Москве; несохранившаяся Иверская икона 1672 письма Симона Ушакова в Нижнем Новгороде).


«Иверская» икона Божией Матери


В 1929 Иверскую часовню закрыли, а в 1934 снесли вместе с Воскресенскими воротами. Местонахождение образа Иверской часовни точно не известно; согласно последним данным, с ним может быть отождествлена Иверская икона из собрания Третьяковской галереи. В 1995 были восстановлены Воскресенские ворота и Иверская часовня, для которой в Иверском монастыре на Афоне по просьбе патриарха Алексия II был сделан новый список (исполнен иеромонахом Ксенофонтова монастыря иконописцем Лукой). В часовне перед образом совершается ежедневно непрестанное богослужение с чтением Акафиста.

Празднование Иверской иконы Портаитисcы на Афоне — в третий день Пасхи, Иверских копий в России — 13 (26) октября.
















«Иверская» икона Божией Матери


ИЕРУСАЛИМСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Корсунская, Гефсиманская) (Одигитрия), чудотворная икона, чтимый древний вариант Одигитрии, напоминающий Иверскую икону; отличается левосторонним изображением Младенца Христа (сидит на правой руке Богоматери). Согласно позднему преданию, в котором нашли отражение сведения о почитании константинопольских святынь и события русской истории, икона написана в 15-е лето по преставлении Богоматери в Гефсимании в Иерусалиме апостолом Лукой, откуда перенесена в Константинополь, затем в Херсонес, далее — в Киев и, наконец, в новгородский Софийский собор; во второй половине 16 века царь Иван Грозный взял икону в Москву. Известны две чтимые иконы, называемые в поздних источниках Иерусалимскими, а в более ранних (до 18 века) — Корсунскими: в новгородском Софийском соборе (поздняя икона в серебряном окладе 11 века) и в Успенском соборе Московского Кремля (древняя икона или список с новгородской; исчезла в 1812 и была заменена списком 17 века). Иконы 16-17 веков, имеющие аналогичную иконографию и называемые Иерусалимскими, повторяют чтимую новгородскую икону.

Празднование — 12 (25) октября.










Икона Божией Матери «Иерусалимская»



Серия сообщений "Иконы":

Часть 1 - Святой лён.
Часть 2 - Уникальные иконы, вышитые бисером.
...
Часть 4 - Русское золотое шитье. Часть 2.
Часть 5 - Какая в храме благодать!
Часть 6 - Чтимые чудотворные иконы. Часть 1.
Часть 7 - Чтимые чудотворные иконы. Часть 2.
Часть 8 - У каждого есть свой ангел-хранитель и своя икона-заступница.


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Чтимые чудотворные иконы. Часть 1. | Russlana - Дневник Russlana | Лента друзей Russlana / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»