В полдвенадцатого позвонил восторженный Паша и сказал, что надо бечь. И мы побегли.
Кончаловского я уже недели две как посмотреть хотела, а теперь еще и Левитана привезли из разных музеев, большая выставка к 150-летию.
В общем, впечатлились мы сильно, хотя Левитан на фоне Кончаловского выглядит очень уныло. Но моя любимая "Над вечным покоем" и Плёс во всех видах неизменно хороши и умиротворяющи. Исконная такая Русь, спокойная, тихая и совсем не васнецовски-сказочная. Картинки из учебников тоже были - "Март" и "Весна - большая вода", много маленьких картин, набросков, акварелей.
Вообще про Левитана там еще был фильм и основные точки биографии изложены в памятной доске. Оказывается, он учился вместе с братом Чехова, дружил с их семьей. Два рада пытался покончить с собой (в 25 и 35 лет), жил, как это часто бывает, в нищете, хотя был известен и даже признан. Был болен неврастенией, два раза перенес тиф. Никогда не был женат и умер в сорок лет всего. В общем, жизнь у него была не очень-то счастливой.
Какая жизнь, такое и творчество. Вероятно.
Зато Кончаловский поразил меня просто в самое сердце. Может у меня просто настроение такое было, может совпало с каким-то внутренним ощущением или просто период в жизни такой, но мне он показался очень близок и весь такой же как и я - эмоциональный, экспрессивный. Вообще его очень удачно выставили. Концепции выставки Левитана я не поняла, там, кажется, просто все подряд, а Кончаловский был весь во-первых в хронологическом порядке, во вторых - в соответствии с периодами творчеста - на одной стене одно, на другой - другое. Это мне очень нравится, мы на такой в Париже были, когда там была огромная выставка Кандинского в музее современного искусства. Больше всего мне в таких больших персональных выставках нравится то, что проходя по залам ты как бы сквозь время проходишь, быстро перематываешь пленку вперед и прямо по картинам видишь, как что-то меняется в жизни художника, он уходит от одного и приходит к чему-то новому, иногда прямо принципиально другому. Кандинский вот тоже чуть ли не с реализма начинал.
И вот Кончаловский, с 1907 до 50-х годов (он умер в 1956, когда ему было восемьдесят). Тут тебе приветы от всех модных течений того времени - и Гоген якобы, и Пикассо, и нотки импрессионизма, и кубизм почти, и черт в ступе. А в конце творчества - соцреализм пышным цветом. Но все равно, как бы он ни писал, всегда картины его узнаваемы. Колористика потрясающая, особенно испанский период. Ярко, сочно, крупные мазки, необычные сочетания цветов. Ухх! Я проходила по залам и прямо вот глаза разбегались и эмоции через край. Совершенно не ожидала такого эффекта. В последний раз меня так штырило, простите, в Лондоне, в Национальной портретной галерее, когда я зависала над портретами Тюдоровской эпохи (люблю средневековую живопись, очень). А тут я совсем не думала, что все это окажется мне так близко. Любил он, чувствуется, жизнь. И вот вроде в такое сложное время жил, а картины все равно радуют, будто и счастлив был все время. Может и был. Наверное оптимист.
В общем, я оооочень довольна, рекомендую всем, кто еще не успел и сама с удовольствием схожу еще раз.
А вот тут я скачала себе заставку для экана, там просто сборник картин в высоком разрешении.
pkonchalovsky.com/foundation/downloads/PK_Screensaver.zip
PS: Хотела пару репродукций запостить, но они в интернете такие отвратительные, что не хочется впечатление портить, это нужно видеть. Жаль, что снимать там нельзя.
С Настюхой, Катиной племянницей.