Ф сегодня настроен был философски и мрачно.
Сидим, крутим розы из кленовых листьев (странное занятие, все равно как из мяса рыбу лепить; однако ж красиво выходит, да). Он берет уже скрученную розу, подносит к глазам - и сам с собою:
- Ну, роза? - Роза. - Роза, значит. А шипы где?
А когда собирали эти кленовые листья на улице, он вдруг остановился и назидательно изрек:
- Вот собираем тут. Кленовые листья - любим. Каштаны - любим. А людей когда любить будем?
После обеда шатался по дому, не знал, куда себя деть, подошел ко мне, обмяк весь на руках - и:
- Мама, я не знаю, зачем я нужен.
Потом:
- Мне шесть лет. А потом будет семь. Потом восемь. Девять. Десять! Потом даже одиннадцать!.. А какая циферка будет последняя?
______________________
Разбираем вещи. Вдруг Ф кидается ко мне на шею и с криком "Поцелуй любви!" начинает громко меня целовать в нос, уши и куда попадется. Д смотрит на этот неуместный всплеск чувств с сомнением. Ф отрывается от меня и оценивающе глядит на Д. Папа суров, ему на шею так просто не кинешься. Его надо брать врасплох. Тогда Ф кричит: "Поцелуй любви ноги!!!" - и пытается чмокнуть Д в колено. Д сломлен и хохочет.
Когда шли в зоомагазин, Ф всем сообщал: "Идем покупать жену Жене Колышкину". В магазине выбрали самую спокойную, как нам показалось, попугаиху. Белая, живот синий, а на голове какие-то полоски и пятнышки. Сидела такая разумная. Когда ее попытались пересадить из клетки, спокойная и разумная вырвалась и начала летать по зоомагазину. Сразу выключили свет, закрыли двери и все стали ее ловить. Кто-то где-то опрокинул миску, кто-то где-то рассыпал корм, хомяки в клетках нервно шуршали, Ф причитал: "Что, Женя теперь будет без жены?". Наконец поймали. Спросили Ф, как назовем. Он сначала сказал - Лина. Потом - Сабрина. Когда Д спросил, не слишком ли сложное это имя для попугая, Ф с готовностью уступил: "Ну ладно, ладно, Глаша".
Так что теперь у нас Женя и Глаша. Как можно заметить, это имена чрезвычайно симпатичных Феде людей.
Потом Ф нес коробку с Глашей домой и говорил:
- Вот смотри, Глаша. Это машины. Никогда не вылетай на улицу! Эти машины, они не видят, куда едут, они даже людей не видят, и тебя не увидят. Они могут переломать тебе кости.
Подошли к подъезду, около дверей стояли ребята с первого этажа. Ф, громко, раздельно, обращаясь к коробке:
- А это - люди. Люди ездят на машинах.
______________________
Когда зашли домой, Ф закричал:
- Женя! мы принесли тебе жену.
И потом, хлопая в ладоши, не терпящим возражений тоном:
- Женя! на свадьбу, на свадьбу!
Как оказалось, Колышкину прискучило одиночество. Как оказалось, Колышкин из породы радостных подкаблучников. Глядя на то, как Колышкин гарцует перед Глашей, Ф зашептал:
- Кажется, он начинает ее полюбливать!
_____________________
Много рисует. Сюжеты самые разные. Например - пруд с кувшинками, а около него человек с этюдником. О качестве же рисунков говорит такой вот эпизод. Прибегает как-то Ф, зовет меня:
- Мама, смотри, что я нарисовал на мольберте!
Смотрю и, ни секунды не сомневаясь, опознаю:
- Грядка с морковкой!
Ф, шокированно:
- Мама! это Кремлевская стена!..
В магазине. Я рассыпала мелочь, Ф подбирает, отдает мне и констатирует:
- Негусто, мама, негусто.
________________
- А как вы с папой познакомились? Он тебя увидел - и что? сразу полюбил?
- Ну, говорит, что сразу...
(Ф, деловито):
- В обморок упал?
_________________
Прибегает ко мне:
- Мам, а почему говорят - завалить червячка?
Объясняю, что "заморить", объясняю, что значит.
Вечером в разговоре с Д выясняется, что позже Ф выяснял у него, что такое "заварить червячка".
__________________
Принес сложенный вдвое лист бумаги. Внутри нарисованы какие-то человечки, снаружи цветы, салюты.
- Это что?
- Как что? журнал!
Приглядываюсь - снаружи еще написано: "МОДНЫЙ МАДАМ".
__________________
Ф болеет пятый день, лежит. Когда температура понижается, встает к мольберту (в халате встает) и вдохновенно малюет картины. Осенний пейзаж. Натюрморт (ваза с виноградом и грушей, ваза с цветами, ананас, арбуз, кусок арбуза. Фламандец местного разлива). Мой портрет.
Сядь, говорит, "я буду рисовать тебя с натуры". Лицо нарисовал, шею, потом смотрит критически на мою серую футболку.
- А у тебя красненькая кофта есть?
Есть, говорю. Футболка такая, с буквами. И еще рубашка, помнишь, когда Дуню крестили, я надевала.
Отрицательно качает головой:
- А какая-нибудь красненькая с красивым карманом?
Не помню, говорю, может, на даче есть или еще где, или была когда-нибудь.
Взмахом руки (с кистью) обрывает меня:
- Есть, есть.
Рисует. Кивает на мои джинсы:
- Что ты все время в брюках? мальчик, что ли?
И рисует мне юбку. Потом ноги.
- А у тебя такие туфли, ну, на каблуках - есть?
- Есть!
- А цвета какого?
- Серые, потом коричневые, темные. И коричневые светлые.
Морщится.
- А другие какие-нибудь? такие, немного голубые?
Голубых нету, говорю. Но зато те, которые светло-коричневые, они даже золотистые! красивые!
Хмыкает и рисует мне ярко-голубые туфли на каблуках.
________________________
Ф за эти дни мультфильмов насмотрелся - ой. Пересказывает мне диснеевского "Питера Пэна":
- А папа Венди, Майкла и Джона злился, потому что потерял свои портянки...
- Портянки?
- Да.
- В Англии - портянки?
Думает. Потом:
- А, да. За... запонки!
_______________________
Ф шарился по квартире со своим глобусом. Я говорю - поставь, уронишь же, да поставь уже поскорее! Он не поставил. И разумеется, уронил. И глобус откололся от подставки. Теперь подставка отдельно, полукруглая такая штука отдельно, шарик отдельно. Я прогнала Ф от себя подальше, чтоб не покусать, а потом говорю Д:
- Знаешь, у меня в начальной школе тоже был глобус, и я тоже его уронила, и он тоже точно так сломался.
Д, подумав:
- Странно. У меня тоже был глобус. И он так не сломался.
Это вроде как к вопросу - чья порода.
Или, может, в 70-х годах глобусы были крепче, почем я знаю.
____________________
вечером, пора в туалет-умываться-спать, а он весь такой томный, расслабленный.
- Нет, мама, без тебя я не пойду. Иди со мной.
- Куда я, интересно, должна с тобой идти? В туалет? зубы чистить?
- Мама! Иди со мной - на всё!
______________________
С мабушкой-бамой. Она, устав от бесконечных игр, книжек, рисований и рассказов, только пристроится на кухне покурить, как тут же сразу:
- Бабушка! бросай папироску, пойдем в детскую!
(папироска, детская - какая-то не наша жизнь)
______________________
Вечером, собираясь спать, подходит к клетке с попугаями:
- Ну. Птицы. Спокойной ночи. - (размашисто крестит клетку). - Господь с вами.
Это он был король, властитель, благодетель, отец всем обитателям квартиры. Подарили ему книжку про рыцарей и королей всяких, вот он играет в короля.
Я очень сердита, вообще-то. В том числе на Ф - за то, что он оккупировал мой жж и жизнь мою. Я никак не могу написать дальше про Европы - потому что блокнот с путевыми записями лежит в коробке, которая коробка под другой коробкой - с лего, и еще под одной коробкой - с пластилином и карандашами. Или вот я все хочу рассказать про то, как я любила "Молодую гвардию" - и что? появляется полчаса, садишься перед компьютером, а тут Ф вбегает с мечом в руке и кричит:
- Стража! Отведите королеву в королевскую спальню!
А за ним идет мабушка-бама в полицейском шлеме, с дубинкой и комментарием: "Счастливая семейная жизнь".
Какая уж тут "Молодая гвардия".
___________________________
Ф сегодня писал мне письма (сложил из бумаги что-то вроде конверта, написал на нем "Федя" и нарисовал сердечко).
Первое письмо было такое:
ДАРАГАЯ МАМА Я ОЧНЬ ТИБЯ ЛЮБЛЮ
Я ему ответила, что тоже его люблю.
Тогда он написал:
Я ОЧНЬ РАТ
Что нисколько не помешало нам жутко поругаться всего-то через двадцать минут.
___________________________
А Ф мне записки пишет, я их храню, и там уже толстая пачка. Иногда пишет неожиданное:
"Милая мама. Увдимся ночю"
или объяснительное:
"Дарагая мама. Я мимнога прибалел. Но скора выздравлю"
или вот еще:
"Ранен фсамая серца. Федя"
___________________________
Я в ванной, Ф играет с бабушкой.
Слышу его голос:
- Ну все, ты будешь Калигула, а я Клавдий.
Я немедленно выбегаю из ванной. Мама мне, несколько обиженно:
- Ну конечно. Всегда вот так. А в футбол играли - так я была Германия, а он Россия. И кроме того, он выиграл!
___________________________
Ф строит город из деревянного такого конструктора: домики, деревья, заборчики, машинки. А потом говорит сказочным голосом:
- В этом вот доме (показывает на деревянный розовый дом)... на третьем этаже... живет мальчик. И вот однажды он открыл окно. Без спроса мамы. И прыгнул в небо!
Пауза.
- И знаешь, что с ним теперь?
- Что?
- Вот что! (выкатывает деревянную скорую помощь) Упал на асфальт. Сломал коленную чашечку. Сотрясение мозга.
- Какой-то ужас.
- А знаешь, кто лежит рядом с ним?
- Кто?
- Еще один мальчик. Жил в этом доме (кивает на соседний желтый дом). Без спроса мамы ел испорченное! Прямо вырывал у нее из рук испорченное и ел. Испорченный лимон как-то вырвал и съел.
(Пауза. Вздыхает)
- И что?
- Что-что. Все. Заболела печень. Несварение желудка. Теперь едут вот сюда. (Передвигает машину к деревянному зданию больницы). Их много там. Мальчиков.
______________
Читает вывеску: "КАФЕ".
- Знаешь вот? Проговаривается - кафЭ. А пишется - кафЕ. Такое взрослые люди придумали, которым, к примеру, тридцать восемь лет.
______________
Позавчера хотел жениться на Даше из садика. Спрашивал меня, где можно купить белое платье и черный пиджак. Решил, что жить они будут на даче. Но дачу для этого надо перестроить. А пока они поживут в Москве.
Вечером спрашиваю:
- Ну как, изложил Даше свои планы?
- Да, конечно.
- А она?
- Она ничего. Она не услышала, - (радостно) - Я тихо сказал!
____________________
Утром. Я в ванной. Из-за двери жалобные вопли: "Мама, ты скоро выйдешь? мама, ты уже выходишь? мама?!"
Выхожу.
Ф сидит на полу под дверью. Обмотанный покрывалом. В руках записка - синим карандашом на альбомном листе, большими кривыми буквами:
"Я БЕДНЙ ГАЛОДНЙ СИРАТА. ПАКОРМИТЬ МЕНЯ".
Я говорю - ты с сиротой-то не шути, знаешь, кто такой сирота? вот то-то.
Хорошо, говорит, я в следующий раз напишу - кроха.
А вчера он упросил меня пришить вторую из лондонских пуговиц, цветную палитру художника, на тот свитер, который носит сейчас. Потому что он, мол, все время путает перед и зад, изнанку и лицевую сторону, а палитра поможет не путать. Я пришила, он радовался: теперь всегда буду знать, где спина, а где не спина.
И вот утро (сегодняшнее, то же самое, с СИРАТОЙ). Ф одевается. Пять минут одевается. Десять минут одевается. В сад мы уже опоздали. Вбегаю к нему. Сидит на кровати в трусах и свитере. Читает книжку, Куна, мифы и легенды Древней Греции. Приглядываюсь - палитры на свитере не вижу. Федь, говорю, а где палитра?
Не отрываясь от книги, делает неопределенное движение рукой:
- Там... на спине.
______________________
Сейчас пойду с работы на родительское собрание в сад. Боюсь и трепещу. Вдруг он там опять не танцует танец пингвинов? или не хочет рисовать "бордёрчик" в тетрадке Петерсон? или в ответ на предложение логопеда позаниматься шипящими отвечает: "Спасибо, не сегодня, я очень занят"? Или делает мостик в кровати во время тихого часа? или девочки снова устроили конкурс красоты, а его позвали судьей, и он судил?
Вариантов масса.
И ведь неизвестно же, что вызовет озабоченность педагогов.
________________________
А воспитательница мне вчера говорит:
- На утренник - шорты черные, футболка белая, носки белые.
Я киваю. Ф, от своего шкафчика:
- И трусы - белые.
Воспитательница, немного замешкавшись:
- Федь, да трусы-то могут быть любые.
Ф, строго:
- Нет. Праздник. Трусы - белые.
________________________
Подарили ему три книжки про Жаба и Квака. Прекрасные! Читаем ему, читает сам. Прочитал про список дел, который составлял себе Жаб (проснуться, умыться, одеться и т.п.) Вчера составлял свой:
"ПРОСНУЦА. ЗДЕЛАТЬ ЗАРЯТКУ. УМЫЦА. ПОЗАФТРЫКАТЬ"
Прибегает ко мне - что еще? Я, в воспитательных целях: убрать за собою посуду. Он: ну, это я написать не смогу, это пиши сама.
Утром - проснулся, ЗДЕЛАЛ ЗАРЯТКУ (именно ЗДЕЛАЛ и именно ее, видели бы вы это, на зарядку оно не походит никаким боком), умылся. Является ко мне с ревом: "Мама, что делать, я же не написал - одеться!!! что теперь делать?!" Ну Жаб как есть. Весь день называю его Жабоняткой, он хохочет.
_________________________
Ф и друг его Гоша:
Пьют чай. Ф, с набитым ртом:
- Гоша, мы с тобой будем три мушкетера.
Гоша, отпивая чай, невозмутимо:
- Извини, Федя, я не могу. Я буду ученым.
__________
Дети чаю попили, за столом взрослые. Ведем беседу. Мы с Гошиной мамой Ольгой рассказываем, какими мальчики были еще года два назад:
- Непросто было, непросто...
- Да вообще, они нормально могли только минут десять общаться...
- Если не пять...
- А потом драка, мы их по углам разводить...
- Кусались...
Я, подводя итог:
- А сейчас так хорошо. Повзрослели.
Секундная пауза. Ольга, торопливо:
- Тьфу три раза, - и стучит по столу.
Едва успеваю постучать я, как из Фединой комнаты раздается визг, стук и крик, что свидетельствует о начале драки.
___________
Смотрят мультфильм. Помирившись уже. Но все равно - шуршат, пихаются, тыкают друг друга. Гоша явно хочет подраться еще. Ф больше хочет смотреть мультфильм.
И потому говорит нервно, но вежливо:
- Гоша, пожалуйста, не души меня.
_____________
Глажу (разумеется, пододеяльники). Смотрю "Мелодии белой ночи". Петербург. Берег залива. Ветер в окно, дождь, сирень. Исаак Шварц. Герой Соломина, который, по сути, есть выросший Лопухин Митя, "давай запомним это лето". От всего этого слезы близко.
Когда главная героиня улетает на самолете, Ф, периодически забегавший ко мне и интересовавшийся ходом кино (а кто он? а чего она? а куда они?), замирает, смотрит пристально и проникновенно на экран, молчит. Потом поворачивается ко мне и - глаза большие, слезы (родная душа!) близко - говорит:
- Мама! когда же?! ну когда я полечу в самолете и съем там самолетный обед в коробочке?!
________________
В Тобольске Ф увидел по телевизору рекламу - журнал про тело человека, к каждому номеру прилагается кость, в итоге надо собрать скелет. В первом номере - череп с зубами.
Позвонили в Москву Д, попросили купить журнал. Вчера приезжаем - лежит журнальчик-то, ждет! Ф вопил радостно, крутя череп в руках: "Не врала, не врала реклама!"
Д сразу принялся просвещать: надо знать латинские названия! Череп по-латински - так-то, зубы - так-то, нижняя челюсть - так-то.
Через часок решил нас проэкзаменовать: как, спрашивает, называется череп?
Мы с Ф молчим.
Д, укоризненно:
- Краниум. Ну что же вы. А нижняя челюсть?
Я роюсь в памяти и лихорадочно выкрикиваю:
- Мандибуля!
Д, с сарказмом:
- Правильно. И я не сомневался, что это ты запомнишь.
Утром сегодня говорю Ф: ты помнишь, что папа говорил, как там череп на латыни?
- Нет.
- К...
- К.
- Ну? Кра... кра...
- Н?
Потом напечатал на компьютере очередную "историю болезни". Если будет проводиться соревнование под названием "сделай в каждом слове как можно больше ошибок", то Ф - один из претендентов на победу:
"В ЖЫЛУТКЕ ПРОИСХДИТ ШТОТО НИТАК И ТОГДА БОЛЕЗЬНЬ РОЗНОСИЦА ПОФСИМУ ОРГОНИЗМУ"
Все сам. Я бы не додумалась. Оргонизм!
Сейчас сходим в магазин (Ф составляет список продуктов. Ваши ставки - как будет выглядеть слово "сардельки"?), а потом займемся черепом. Зубы вставим.
А в следующем номере - крышка черепа и первая часть мозга! Уж она-то нам нужна!
__________________
Звонит муж с работы. Мрачный. Из-за того, что в садах и школах был карантин, и дети особо никуда не ходили - они, соответственно, меньше травмировались. И слава Богу. Но у мужа в отделении поэтому пусто-пусто. Работы мало. Операций почти нет. Скучно.
Так вот, звонит мрачный:
- Что делать? нечего делать! ходим тут, нам делать нечего! еще немного - и я, честное слово, сам по школам с бейсбольной битой пойду!
Я говорю - ляг поспи.
Он:
- Да, сейчас лягу. Сейчас, только из одного ребятеночка винт достану - и лягу спать.
Оживившись, говорит кому-то в сторону:
- Винт же, в самом деле, надо достать!
В стороне радостный гул. Муж мне, испуганно:
- Мы сейчас пойдем доставать винт вдесятером! Блин! Бедный ребенок
_____________________
великая наука генетика
Или еще лучше - гены пальцем не раздавишь.
Под катом - один из многочисленных "лечебных листов" Ф. Он на таких пишет диагнозы, рисует кишечники.
Расшифровываю: "БОЛЕЗНЬ В РЁБРАХ" (елочка наверху - это не елочка, а ребра. А красное в них - это болезнь)"ЗАБАЛЕВАНЬЯ Ф ПРЕМОЙ КЕШКЕ" (соответственно, труба, изогнутая под прямым углом - прямая кишка. С красным в ней заболеванием).
Поступать собирается во второй мед, нда.
http://nisana.livejournal.com/