Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеЖЗЛ (МАРК ГЕРТЛЕР. "ЕВРЕЙСКОЕ СЧАСТЬЕ" ЛОНДОНСКОГО МОДЕРНИСТА.)
Марк Гертлер
Mark Gertler
9 декабря 1891, Лондон – 23 июня 1939, Лондон
[показать]
Неизвестный художник Mark Gertler 1909-11 гг.
Английский художник.
Марк родился в Лондоне в бедной семье еврейских иммигрантов из Польши, он был младшим ребенком и до 8 лет он говорил только на идиш. У него было четыре старших братьев и сестер: Дебора (родилась в 1881), Гарри (р. 1882), Софи (р. 1883) и Иаков Джек (р. 1886).
Родители Марка, Луи Гертлер и Кейт Голда Беренбаум жили в Спиталфилдсе в Ист-Энде в Лондоне.
Семья
В 1892 году мать вместе с детьми и годовалым Марком вернулась в Галицию, в свой родной город Пржемысл (Przemyśl) в Австро-Венгрии (ныне Польша), где отец открыл небольшую скорняжную мастерскую.
Хотя Луи был популярен среди своих клиентов, в основном австрийских солдат, мастерская дохода не приносила. Семья жила в условиях крайней нищеты.
Однажды ночью в 1893 году, ничего никому не сказав, Луи сел на пароход и отправился в поисках работы в Америку. Через время он написал жене Голде, чтобы она приезжала с детьми к нему, но это путешествие через океан не случилось.
Дела в Америке шли тоже неважно, и Луи вновь вернулся в Англию, где вся семья вновь воссоединилась в 1896 году. Здесь отец – скорняк вновь открыл мастерскую, которая, на удивление, через время стала приносить мало-мальскую прибыль и сделалась успешным «производством».
Будучи ребенком, Марк ничего не знал об искусстве, кроме реклам в витринах и работ уличных художников. Ему было 14 лет, когда он прочел «Автобиографию» художника Уильяма Пауэлла Фрита (William Powell Frith, 1819 - 1909), купленную в одном из букинистических магазинов. Оттуда он и узнал о существовании художественных Школ, «где учат на художников». Как говорится, любовь к живописи возникла «с первого взгляда». Хотя, в одной из биографий Гестлера пишут, что «Марк с раннего возраста показывал большой талант к рисованию».
Как бы там ни было, в 1906 г., после окончания школы, стараниями матери Марк начал посещать художественные занятия в Политехническом колледже Риджент-стрит в Лондоне. Этот колледж был первым учебным заведением в Великобританию, обеспечивающим послешкольное образование для рабочих.
В колледже Марк прослушал цикл лекций по голландской и фламандской живописи. Его ранние натюрморты показывают влияние голландской живописи 17-го века и картин Шардена.
В 1907 году по финансовым причинам колледж пришлось оставить, и в декабре 1907 года Марк пошел в ученики в фирму стеклодувов Клейтона и Белла. Свою работу там он не любил и редко говорил об этом в последующие годы.
Школа Слейда
В 1908 году Гестлер занял третье место в конкурсе национального искусства, эта победа вдохновила его подать заявление на получение стипендии от Еврейского Общества помощи образованию, чтобы возобновить учебу в качестве художника.
Комиссия, возглавляемая известным еврейским художником Уильямом Ротенштайном, приняла положительное решение. По совету того же Ротенштайна осенью этого же года Гертлер поступил в Школу изящных искусств Слейда, где он учился у Генри Тонкс (Henry Tonks) и Филиппа Уилсона Стира (Philip Wilson Steer).
Справка:
__________________________________________________________________
Henry Tonks
Генри Тонкс
9 апреля 1862 - 8 января 1937
[показать]
Henry Tonks Portrait of the Artist 1909 г.
Английский художник и педагог.
Он был одним из первых английских художников, на которого оказали влияние французские импрессионисты. Тонкс выставлял свои работы в Новом Английском Арт-клубе (the New English Art Club) и был сподвижником многих из наиболее прогрессивных художников поздней викторианской Англии, включая Джеймса МакНила Уистлера, Уолтера Сикерта, Джона Сингера Сарджента и Джорджа Клаузена.
Генри Тонкс родился в Бирмингеме. После окончания Клифтонского колледжа он изучал медицину в Брайтоне (1882-85) и Лондонской больнице (1885-1888). После получения квалификации Тонкс работал врачом в больнице Royal Free в Лондоне.
С 1892 года Тонкс преподавал в Школе изящных искусств Слейда, где он был "самым известным и грозным учителем своего поколения". В 1918 году художник получил звание профессора изящных искусств в Школе Слейда.
Среди учеников Тонксв в Школе Слейда были Уильям Лайонел Клауз, Гарольд Гилман, Спенсер Гор, Джон Август, Гвен Джон, Перси Вундхам Льюис, Стэнли Спенсер, Рекс Уистлер, Марк Гертлер, Дэвид Бомберг и Исаак Розенберг.
Как квалифицированный хирург, Тонкс был официальным военным художником в конце Первой мировой войны и вместе с Джоном Сингером Сарджентом неоднократно выезжал на фронт.
С 1916 по 1918 Тонкс работал по заказу Гарольда Джиллиса, делая пастельные портреты лиц солдат после ранений, в Queen's Hospital и госпитале Aldershot. Эти серии рисунков стали основой выставок «Генри Тонкс: Искусство и хирургия» (2002) и «Лица битв» в Национальном музее армии (2008)
__________________________________________________________________
Филипп Уилсон Стир
Philip Wilson Steer
28 декабря 1860 - 18 марта 1942
[показать]
Philip Wilson Steer Автопортрет Галерея Уффицы, Флоренция
Английский художник.
Стир родился в Биркенхеде в семье художника – портретиста Филиппа Стира (1810-1871).
После неудачной сдачи экзаменов в учреждение государственной службы, он в 1878 году решил стать художником. Стир учился в Школе искусств Глостера, а затем с 1880 по 1881 в Школе рисунка в Южном Кенсингтоне.
Не поступив в Королевскую Академию искусств, Стир уехал в Париж, где учился в период между 1882 и 1884 годами. Он учился в Академии Жюлиана, а затем в парижской Школе изящных искусств в мастерской Александра Кабанеля.
Таким образом, он стал одним из первых английских импрессионистов. Стир известен своими пейзажами, такими как «Пляж в Уолберсвик» (The Beach at Walberswick, 1890, Галерея Тейт, Лондон).
Вместе с Уолтером Сикертом Стир стал лидером английского импрессионистского движения, и в 1886 году был одним из основателей Нового Английский Арт-клуба.
Стир также преподавал в Школе изящных искусств Слейда, среди его учеников известна гравер Анна Эйри.
Во время Первой мировой войны по заказу министра информации, лорда Бивербрук, Стир рисовал сцены жизни Королевских ВМС.
Его автопортрет находится в коллекции в галерее Уффици, Флоренция.
________________________________________________________________________
В течение четырех лет, которые Марк провел в Школе Слейда, он учился вместе с Полом Нэшем, Эдвардом Вудвордом, Дэвидом Бомбергом, Чарльзом Невинсоном и Стэнли Спенсером.
Вместе с Августом Джоном Гертлер считался лучшим рисовальщиком Школы своего выпуска.
Окончил учебу Марк в 1912 году, получив во время учебы несколько призов и влюбившись в свою однокурсницу Дору Каррингтон.
Дора
Добивался Дору влюбленный художник в течение пяти лет, но, увы, безуспешно, хотя, в конце концов, она согласилась на сексуальные отношения с ним.
Его навязчивая любовь к Каррингтон подробно описана в его опубликованных письмах и в книге Сары МакДуглас «Mark Гертлер».
[показать]
Эта тема также вкратце затронута в фильме «Каррингтон» (1995), посвященном любви Доры с писателем-гомосексуалистом Литтоном Стрейчи. (У меня есть отдельный пост, посвященный фильму).
При этом сам Марк стал объектом любви Литтона Стрейчи. Странные, на взгляд Марка, взаимоотношения Доры с Литтоном, заставляли юношу безумно ревновать и мучиться от безответной любви. Марк был подавлен и обижен, когда Дора приобрела в Уэльсе дом, где стала жить с Литтоном. Но последней каплей и причиной разрыва всяческих отношений Марка с Дорой стал брак последней с Ральфом Партриджем.
Гертлер был так расстроен, узнав о браке Каррингтон, что даже пытался приобрести револьвер и угрожал совершить самоубийство.
Друзья и меценаты
Дружеские связи, возникшие в Школе Слейда, и талант юного художника позволяют Марку быть представленным в высшем обществе. Хотя Гертлер по-прежнему в своих картинах изображает мир бедности знакомого с детства «еврейского гетто».
[показать]
Mark Gertler Talmudic Discussion 1911 г.
[показать]
[показать]
[показать]
Mark Gertler The apple woman and her husband 1912 г.
Mark Gertler Jewish Family 1913 г.
Mark Gertler Rabbi and Rabbitzin 1914 г.
Например, на портрете матери (1913, Галерея современного искусства Уэльса) нет поддельной «красивости» традиционных женских портретов викторианской эпохи, Марк вместо этого изобразил «достоинство честного труда и глубину души», которой обладала его бедная, но гордая мать. Она сидит на стуле, в глубокой задумчивости. Ее большие руки лежат устало на коленях.
[показать]
Mark Gertler The Artist's Mother 1913 г.
Хотя двумя годами ранее, в 1911 году, Гертлер изображает мать именно в образе леди (Галерея Тейт).
[показать]
Mark Gertler The Artist's Mother 1911 г.
На творчество Гертлера большое влияние оказал постимпрессионизм, но при этом его стиль был очень индивидуален, с элементами народного искусства восточной Европы.
Его любимыми темами были женские портреты, натюрморты и обнаженные фигуры. Среди известных работ сладострастная «Царица Савская» (Queen of Sheba, 1922, Тейт, Лондон), окрашенная в свойственные ему теплые тона.
[показать]
Mark Gertler Queen of Sheba 1922 г.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Mark Gertler Reslining Nude
Mark Gertler Seated Nude 1912 г.
Mark Gertler Mandolinist 1934 г.
Mark Gertler Sleeping Nude 1928 г.
Его работы увидели известные коллекционеры, среди которых личный секретарь Уинстона Черчилля Эдвард Марш и аристократка леди Оттолина Моррелл. Они и приобрели многие из его ранних картин.
В 1914 году Марш стал «официальным» покровителем художника. Коллекционер был настолько впечатлен работами Гертлера, что платил ему по 10 фунтов в месяц в обмен на разрешение приобрести его первые картины.
Забегая вперед, скажу, что Эдвард Марш продолжал покупать картины Гертлера даже когда признавался, что работа ему не нравится или он не понимают этой картины. Взаимоотношения покровителя и художника расстроились из-за пацифистских взглядов Гертлера, о чем речь пойдет ниже.
Леди Оттолина Моррелл познакомила Гертлера с Уолтером Сикертом, самым «революционным» художником Англии начала ХХ века и лидером группы художников «Camden Town». Она же ввела Марка в литературно-художественную группу «Блумсбери», членом которой он стал.
Постепенно Марк стал довольно успешным художником – портретистом высшего общества, но, повторюсь, постоянно страдал в аристократических компаниях из-за своей относительной бедности, рабочего происхождения и национальности.
[показать]
Mark Gertler Sir Arthur Edward Drummond Bliss 1932 г.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Mark Gertler Portrait of a Girl 1912 г.
Mark Gertler Portrait of Oonagh Henderson
Mark Gertler The Coster Woman 1923 г.
Mark Gertler The Servant Girl 1923 г.
У Гертлера было много поклонников его творчества и среди популярных фигур литературного мира. Слово «гений» часто применялось в разговоре о нем, Гертлер рассматривался многими, как визитная карточка английского модернизма.
[показать]
Mark Gertler Still Life With Self-Portrait
В 1913 Гертлер познакомился с писателем и поэтом Жильбером Кенноном, который позже описал Марка, как "небольшого страстного человека с зелеными глазами".
Именно Кеннон предложил леди Моррелл обратить внимание на картины Гертлера и впоследствии «отвечал за представление ей новых работ художника».
Кеннон предложил Марку остаться пожить с ним и его женой Мери в их доме в Шолесбери (Cholesbury) и двое мужчин стали большими друзьями. Гертлер жил у Кеннонов в 1915-16 годах.
Картины, написанные в этот период, одна из которых изображает Кеннона с двумя его собаками, сейчас находятся в Музее Ashmolean в Оксфорде.
[показать]
Mark Gertler Gilbert Cannan at his Mill 1916 г.
Кеннон, в свою очередь, еврейские черты характера Марка и его отношения с Дорой Каррингтон придал одному из персонажей своего романа «Мендель» (1916 г.).
Вскоре дружба Гертлера и Кеннона ослабла, как пишут историки «из-за все более неустойчивого поведения Кеннона» (??).
А вот писательница Вирджиния Вулф и ее муж, которых Марк посетил с визитом в Сассексе в сентябре 1918 года, в своих суждениях противоположно категоричны.
После его ухода Вулф записала в свой Дневник: «Боже мой, какой эгоист! Мы говорили с Гертлером о Гертлере около 30 часов, это словно вместо глаз у вас микроскоп». При этом она добавляет, что у него очень своеобразный характер, что он - кладезь ненасытного тщеславия. О творчестве Гертлера она добавляет: «Его триумфы до сих пор были слишком дешевыми. У него хорошие краски и интересные картины, но ему необходим некоторый «разрыв мозга», прежде чем он может быть художником».
Война
Гертлер был пацифистом и отказался поддержать участие Великобритании в Первой мировой войне. Но общество не выносит «выскочек». Когда Марк в 1915 году выставил картину «Создание Евы» (The Creation of Eve) на художественной выставке в Лондоне, Клод Филлипс в газете "Дейли телеграф» охарактеризовал ее, как пример" гуннской непристойности ", а другой корреспондент написал, что это «могло быть сделано только в Германии».
[показать]
Mark Gertler The Creation of Eve 1914 г.
Самой известной работой Гестлера считается картина «Merry-Go-Round» (1916, Тейт, Лондон), написанная в самый разгар военных лет.
[показать]
Mark Gertler Merry-Go-Round 1916 г.
По мнению многих искусствоведов картина является одной из ярких работ британской живописи периода первой мировой войны. Друг художника, писатель Лоуренс в письме от 9 октября 1916 года писал: "это лучшая современная картина, которую я когда-либо видел".
Художник создал мощный образ – сатиру на милитаризм, где группа военных и гражданских фигур на карусели скачут в сумасшедшем, порочном и бесполезном круговороте.
Картину отказались показывать несколько галерей, в конце концов, она появилась на выставке в галерее in the Mansard в мае 1917 года.
Болезнь
После Первой мировой войны Гертлеру пришлось долгое время проживать на юге Франции из-за своего слабого здоровья, у него обнаружили туберкулез.
Первые симптомы болезни обнаружились в апреле 1920 года.
Некоторое время Гертлер провел в Баншори вблизи санатория Абердин, где нарисовал пейзажи парка санатория.
[показать]
Mark Gertler The Pond 1917 г.
[показать]
Mark Gertler The Pool at Garsington 1918 г.
Несмотря на плохое самочувствие, художник продолжал принимать участие в ежегодных выставках в Галерее "the Goupil».
В 1925 году он проходил лечение в санатории Маундеслей в Норфолке.
В 1929 году Гестлер был вынужден вернуться в Лондон. Он был расстроен, узнав о смерти от этой болезни двух близких друзей – новозеландской писательницы Кэтрин Мэнсфилд (Katherine Mansfield,1888 —1923) и писателя, автора нашумевшего романа «Любовник леди Чаттерлей» Дэвида Герберта Лоуренса (David Herbert Lawrence, 1885 – 1930).
Лоуренс в своем известном романе «Влюбленные женщины» (Women in Love, 1917) одного из персонажей - зловещего скульптора Лёрке писал с Гертлера. Манфелд тоже изобразила Марка в образе эгоистичного художника в своем романе «Я не говорю по-французски» (Je ne parle pas Francais).
Я удивлен, что художник ассоциировался у своих друзей с эгоистичными и зловещими образами. Может и не был он «белым пушистым котенком» (если вспомнить мнение о нем Вульф и то, что Каррингтон его отвергла), но все, как считают искусствоведы, искупает талант Гертлера. (Опять пресловутая тема «гения и злодейства»!)
Последние годы
В 1930 году Гертлер наконец устроил личную жизнь, он женился на Марджори Ходжкинсон (Marjorie Hodgkinson), и в 1932 году у них родился сын Люк.
Их брак нельзя было назвать счастливым, поскольку болезнь Марка прогрессировала и требовала ухода. К тому же, в начале 1930-х годах художник начал терять популярность, поскольку его картины стали приобретать более авангардный стиль, характеризующийся плоским пространством и большим акцентом на внешности моделей. Особо заметно это на натюрмортах художника, датированных серединой 1930-х годов.
[показать]
Mark Gertler Fish 1936 г.
[показать]
Mark Gertler Violin and Bust 1934 г.
[показать]
[показать]
[показать]
Mark Gertler Golden pheasant
Mark Gertler The Basket of Fruit 1925 г.
Mark Gertler Still Life 1935-36 г.г.
Кроме того, его темпераментное поведение и активность, с которой он продвигал свои работы на рынок, часто приводили художника к разочарованию и отчужденности в отношениях с натурщиками и потенциальными покупателями. Гертлер страдал от недоброжелательности критики и публики, постоянно разрывая отношения со своими покровителями. Хотя оставалось и несколько лояльных сторонников его творчества, среди которых писатели Дж. Б. Пристли и Олдос Хаксли.
В результате, художник часто боролся с бедностью. Картины по-прежнему продавались плохо, и, чтобы кормить семью, Гертлера был вынужден идти преподавать в технический колледж в Вестминстере.
Подавленный состоянием своего здоровья и неудачами, связанными с продажей картин, Гертлер впал в депрессию. Нужно отметить, что последние годы он постоянно был подвержен приступам депрессии.
Сначала Марк тяжело пережил 1932 год, когда из жизни ушли два любимых человека – умерла мать и покончила самоубийством Дора Каррингтон.
Затем «подлили масла в огонь» постоянные терзания от финансовых трудностей и то, что жена, не выдержав, ушла от него, забрав любимого сынишку.
Страдания брошенного мужа сменил страх перед новой неминуемой войной в Европе.
Последней каплей стал провап его выставки в галерее «Лефевр» в 1939 году и вышедшие ироничные рецензии в прессе, что и послужило поводом художника к самоубийству. Гертлер отравился в своей лондонской студии 23 июня 1939 года.
Хотя после смерти, как это всегда и бывает, художника стали хвалить. В некрологе в газете "Таймс" написали, что «его смерть - серьезная потеря для искусства Британии. Мнения о его работах могут быть разными, но можно с уверенностью сказать, что список в полдюжины современных художников Англии будет обязательно включать и его имя».
Марк Гертлер был похоронен на еврейском кладбище Уиллесден (Willesden).
В материале использованы мои переводы статей из Википедий, а также сайтов
artnet.com ,
spartacus.schoolnet ,
enotes.com ,
swansea.gov.uk и
mantex.co.uk .