Крупный спец дзэн-буддизма Сэкисо Кэйсе и вовсе не говорит, а будто декламирует стихи:
-Оставьте все ваши страстные стремления. Забудьте детские забавы. Превратитесь в куски безупречной глины. Пусть вашей единственной мыслью будет вечность. Станьте подобием холодного и безжизненного пепла или старого подлампадника над заброшенной могилой...
Вся бурная психологическая деятельность современного человека порождена его эгоизмом - "эго". Мы действуем ради результата. А нужно действовать ради самого действия: даешь искусство ради искусства! Обычно практикуют так называемое "незаинтересованное действие", то есть действие, не направленное на достижение результата.
- Битва внутри собственного привычного мировосприятия - это одно из самых нежелательных состояний, какие только можно представить. Безупречная жизнь Воина предназначается для того, чтобы закончить эту битву, - говорит старый индеец. - Путь Воина - это сначала гармония между действиями и решениями, а затем между привычным мировосприятием и Реальностью... Битва для Воина - тотальная борьба против индивидуального "Я", которое лишает человека его силы.
Отказываясь от шкурного интереса, не ожидая от своих действий никаких плодов и наград, мы ломаем стереотипы. Наше внимание делается бескорыстным и начинает видеть красоту бытия, которая прежде проносилась мимо незамеченной. Психика освобождается и делается подвижной. Внимание обостряется, мир вокруг проясняется, и нас охватывает бесподобное чувство единения с потоком жизни.
На определенном этапе Воин начинает жить безупречно ради самой безупречности; никакая иная цель не ставится. Она не ставится, но, вопреки этому, достигается! Причем эффект бывает разительный. В Астрале безупречного Воина видящие легко отличают от прочих людей, поскольку безупречность влечет за собой изменение энергетического строения существа.
Точка сборки у безупречного Воина - словно затворная рама пистолета: она всегда на взводе, но зафиксирована предохранителем. В любой миг простым "опусканием флажка предохранителя" Воин сдвигает точку сборки и отправляется в любой из миров Реальности. Почему? Да потому, что точка сборки у него уже смещена чуточку вглубь, то есть находится не там, где "привыкла" сидеть за всю человеческую эволюцию, словно прикрученная болтами.
Даже в незначительно смещенном положении точка сборки воспринимает многие излучения из тех, что у обычных людей отбрасываются за ненадобностью. Безупречный Воин постоянно видит то, чего не замечают другие, поэтому он неуязвим: сила хранит его, хотя со стороны кажется, что Воина спасает случай. Недаром старая мудрость гласит: "Случай выбирает достойных".
Каким образом можно победить собственное "эго"? Каким нужно быть кретином или мудрецом, чтобы научиться, скажем, работать, не ожидая вознаграждения или похвалы, а просто так, причем работать безупречной Воин на пути к безупречности преодолевает множество препятствий, и главное среди них - страх смерти. Этот страх проявляется в особой человеческой суетливости: здесь и страх одиночества, и стремление к лидерству, и сексуальная активность, и убийство времени при помощи друзей, и страх потери времени, и страсть к развлечениям, и страсть к "общественно-полезной" деятельности.
Чтобы устранить страх смерти, нужно принципиально изменить к ней отношение. Маги сделали смерть советчицей: смерть Воина "сидит рядом с ним на циновке". Они со смертью друзья! В древнем Египте инициация Воина состояла в том, что его на несколько дней торжественно, как труп, оставляли в саркофаге. Символической смерти был подвергнут в молодости и сам непревзойденный дон Хуан Матус. После того как вы повернулись к опасности лицом, уже не так страшно.
- Основным правилом для тебя должна быть готовность к смерти, когда ты приходишь встречаться со мной, - наставляет старый маг. - Если ты приходишь сюда, готовый умереть, то не будет никаких ловушек, неприятных сюрпризов и ненужных поступков. Все должно мягко укладываться на свое место, потому что ты не ожидаешь ничего.
Поверьте, читатель, это не преувеличение. Готовность к смерти настолько абсолютна, что Воин считает себя... уже мертвым. Дон Хуан с бесподобной ухмылкой сообщает:
- Самое худшее с ним уже случилось, поэтому он ясен и спокоен.
Но чтобы победить страх, нужно расстаться и с надеждой, ведь она - обратная сторона страха.
- Когда вы надеетесь на что-то и ваша надежда не сбывается, вы испытываете разочарование и шок, - доносится с Тибета негромкий голос Чогьям Трунгпа. - Если же ваша надежда сбывается, вы приходите в возбуждение - успех окрыляет вас... Неистовый Воин никогда не испытывает ни малейшего сомнения в самом себе, поэтому ему не на что надеяться и нечего бояться. Неистовый Воин никогда не попадает в ловушку надежды, благодаря чему достигает бесстрашия.
Кто сказал, что "надежда умирает последней"? Отшвыривая ее вместе со страхом смерти, Воин обретает важнейшие качества - терпение и отрешенность. Благодаря им Воин может принудить себя к чему угодно - и от чего угодно отказаться! При этом он не знает ни колебаний, ни сомнений. Выбрав однажды свой путь, Воин идет по нему, не сворачивая, бесстрашный и одинокий.
- Смерть не является врагом, хотя и кажется им, - убеждает Карлоса дон Хуан. - Смерть не разрушает нас...
- Но если она не является нашим разрушителем, тогда что же она такое? - выдавливает бледный ученик.
- Маги говорят, что смерть является единственным стоящим противником, который у нас есть, - поясняет Учитель. - Смерть является действующей силой, жизнь - это арена действия. И всякий раз на этой арене только двое противников - сам человек и его смерть.
Карлосу от такой заявки не по себе. Он мямлит:
- Я предпочел бы думать, дон Хуан, что именно мы, человеческие существа, являемся теми, кто бросает вызов смерти.
- Вовсе нет. Мы пассивны. Подумай об, этом, - советует Учитель. - Мы действуем только тогда, когда чувствуем давление смерти. Смерть задает темп для наших поступков и чувств и неумолимо подталкивает нас до тех пор, пока не разрушит нас и не выиграет этот поединок, или же пока мы не совершим невозможное и не победим смерть. Маги побеждают смерть, и смерть признает поражение, позволяя магам стать свободными и навсегда избежать нового вызова.
Дон Хуан словно ведет курс общей психологии в хорошем университете. Стремление к смерти является врожденным для людей; подобно всякому движению, наша жизнь обладает инерцией - инстинктом ускорения жизненных процессов, следовательно, приближения смерти. Сущность магического действа проявляется здесь в укрощении инерции жизни, а говоря иначе - в остановке смерти:
- Идея смерти - единственное, что способно закалить наш дух.
Но обратимся к иным препятствиям на долгом пути к безупречности. Итак, Воин освободился от страха смерти. Но стал ли он свободен от себя самого? На физическом плане люди резко отличаются друг от друга. Один богат, другой красив, третий силен, у четвертого умелые руки, пятый вор-домушник и так далее. Все эти отличия составляют индивидуальность человека.
В непостижимом океане Астрала индивидуальность - совершенно бесполезный груз. Да, мы все владеем собственностью, причем не только материальной, но еще и опытом, знаниями, навыками, чувствами по отношению к людям... Мы не можем .прихватить в Астрал ничего из этого перечня - ни эрудицию, ни очарование, ни богатство, ни знакомства, ни мускульную мощь. Поэтому мы не должны защищать свою собственность.
- Пока ты чувствуешь, что наиболее важное и значительное явление в мире - это твоя персона, ты никогда не сможешь по-настоящему ощутить окружающий мир, - повторяет старый индеец.
Эту вредную для Воина индивидуальность он метко называет чувством собственной важности. У одного на дне души вертится: "Я прирожденный лидер, я могу вести людское стадо, такие, как я, творят историю..." Подсознание другого говорит совсем о другом: "Смотрите, я снимаю с себя последнюю рубашку, чтобы помочь ближнему. Да, я беден и слаб, но зато как я добр!" Третий про себя всю жизнь словно повторяет: "Пусть я не умнее, не удачливее и не богаче многих, но зато какая у меня семья! Глядите, какой я образцовый муж и отец..."
Лопающиеся от собственной важности люди нередко пытаются стать магами. Такие не признают иного знания, нежели свое собственное, которое, разумеется, стараются навязать всему человечеству. И порой им удается манипулировать сознанием множества слабеньких, невежественных натур.
Тогда эти "кудесники" захватывают власть над целыми странами - подобных трагедий немало знала история. Только избавившись от чувства собственной важности, мы перестаем находить удовольствие в унижении других, понимаем вред любого фанатизма и легко отличаем ложь от правды.