Фео́доровский городо́к —Дома для причта и служащих Фёдоровского Государева собора.
ФЁДОРОВСКИЙ ГОРОДОК— комплекс построек, возведенных по проекту архитекторов С. С. Кричинского и В. А. Покровского в 1910—1914 гг. на окраине Александровского парка Царского Села .
автор проекта С. С. Кричинский сказал:
«Мною взяты за образец памятники русского зодчества XVI, XVII и начала XVIII веков... Главные здания, выходящие фасадами к собору, были проектированы в русском стиле XVII столетия, а второстепенные и служебные постройки — в духе гражданских сооружений Новгорода и Костромы».
Трапезную палату венчает высокий шпиль с сияющим бронзовым Георгием Победоносцем в ореоле. В ней было несколько сводчатых помещений, которые были ярко расписаны старинным русским орнаментом и гербами российских губерний.Крышу покрыли зеленой поливной черепицей кремлевского типа.
Трапезная палата с храмом Преподобного Сергея Радонежского .
Название дано в честь иконы Богоматери Фёдоровской (перед этой иконой приняла православие Александра Фёдоровна, супруга императора Николая II, по заказу которого строился городок).Городок строился как жильё для служебного персонала Фёдоровского собора.
В связи с началом I мировой войны, в Федоровском городке был размещен самый большой из 50 госпиталей Царского Села.
Основной целью постройки палаты было устройство здания для собраний духовенства.
Внутри в палате было четыре функциональные части: Парадная, включавшая зал на 200 человек, домовую церковь преподобного Сергия Радонежского, гостиную, бильярдную и библиотеку с прилегающими к ним проходными помещениями.
Главный зал трапезной двусветный. Нижний ряд окон был застеклён зеркальными стеклами в железных золочёных переплетах.
Церковь преподобного Сергия Радонежского была перекрыта сводом, в центральной части покрытым росписью, а в алтаре — вызолоченным. Иконостас в храме был деревянным, с медными прокладками в прорезях. Пол церкви был устлан массивным паркетом «в елку». В окнах находились цветные стекла.
Трапезная палаты. Вид со двора.
Дом священников (Белокаменная палата)
Кроме первоначального, здание получило и другие наименования — «офицерский госпиталь» и «белокаменная палата». Дом предназначался для настоятеля и священников Фёдоровского собора.
Главным фасадом, облицованным старицким камнем, Дом священников расположен по линии главного фасада Трапезной палаты, с которой здание соединено переходом. Дворовый фасад, украшенный камнем, был оштукатурен. Цоколь и ступени устроены из серого финляндского гранита. Крыша была железной «в шашку».
Приказом по Управлению дворцового коменданта Царского Села от 13 (26) сентября 1914 года, с высочайшего соизволения, на время войны при Феодоровском соборе был открыт лазарет для раненых солдат № 17, а в 1916 году — для офицеров. Комендантом лазарета был назначен Д. Н. Ломан. Шефство над лазаретом взяли великие княжны Мария Николаевна и Анастасия Николаевна. Постройки использовались причтом Феодоровского собора и персоналом госпиталя совместно.
Для помощи персоналу госпиталя в зданиях Феодоровского городка был размещён Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 ее императорского величества государыни императрицы Александры Фёдоровны. Поезд привозил с фронта в Царское Село раненых, которые размещались в царскосельских лазаретах. Комендантом поезда был А. В. Воронин. Сюда в начале 1916 года по протекции Д. Н. Ломана был зачислен санитаром С. А. Есенин. В июне 1916 года он одновременно был определён в канцелярию Феодоровского собора.
В столовой лазарета № 17 в Белокаменной палате был дан концерт, в нем Есенин прочитал стихотворение, посвященное великим княжнам Марии и Анастасии:
В багровом зареве закат шипуч и пенен,
Березки белые горят в своих венцах.
Приветствует мой стих младых царевен
И кротость юную в их ласковых сердцах.
Где тени бледные и горестные муки,
Они тому, кто шел страдать за нас,
Протягивают царственные руки,
Благословляя их к грядущей жизни час.
На ложе белом, в ярком блеске света,
Рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть...
И вздрагивают стены лазарета
От жалости, что им сжимает грудь.
Все ближе тянет их рукой неодолимой
Туда, где скорбь кладет печать на лбу.
О, помолись, святая Магдалина,
За их судьбу.
(1916).
[700x525]
Белокаменные ворота и угловая башня.
Огромную художественную ценность представляет великолепная резьба по камню (Старицкому известняку) на входных воротах у северной башни ограждения Городка. Это блестящее воплощение искусства древнерусских камнерезов. Специальное производство по добыче и обработке известковых камней было налажено в приволжском городе Старицы для отделки не только ворот, но и облицовки фасадов зданий Феодоровского городка.
Ворота в «Ктиторский сад». Расположены с западной стороны, к югу от Трапезной палаты. Имеют резное в камне декоративное завершение.
Здания обнесены каменной зубчатой оградой с "кремлевскими" бойницами и шестью "сторожевыми" башнями по углам.
Мемориальная доска: В 1914-1917 гг. здесь находился лазарет для раненных воинов их императорских высочеств великих княжен Марии Николаевны и Анастасии Николаевны при Феодоровском Государеве собор
Розовая палаты. Вид со двора.
Дом дьяконов (здание канцелярий; розовая палата). Двухэтажное здание для дьяконов собора находится в южной части внутреннего двора, у кирпичного забора, ограждающего «Ктиторский сад».
Дом для нижних чинов. Вид со двора.
«здание для низших служащих лазарета», «башня Есенина», «розовая башня», «метеостанция». В здании предполагалось разместить нижние чины, состоявшие при церкви, старшему из которых предоставлялась отдельная квартира.
Дом состоит из двух частей — одноэтажной и двухэтажной, в которой находятся мансарда и башня. Отделка здания была простой; снаружи оно было оштукатурено, а цоколь облицован «рваным» камнем. Крыша в одноэтажной части была покрыта дранкой старинного рисунка, в остальной — прямым фальцем.
Во время Первой мировой войны здесь жили низшие служащие лазаретов. Этот дом непосредственно связан с жизнью поэтов Сергея Есенина Николая Клюева, актера Владимира Сладкопевцева, художников Константина Коровина и Георгия Нарбута.
Дом причетников.
Другие наименования — «солдатский госпиталь» и «жёлтая палата». Дом, предназначенный для размещения соборных церковнослужителей.Кроме трёхкомнатных квартир причетников, здесь предполагалось устроить и такую же квартиру для регента хора. Однако здание было передано под лазарет для нижних чинов. В подвале находились кухня, гладильная и служебные помещения.
Жёлтая палата вид со двора.