Для меня, в прочем, как и для других участников этой вылазки, поездка в Дидинский тоннель не была первой. Мы c Костей наведывались туда прошлым летом, но по своей глупости даже не взяли фонарики, поэтому не смогли оценить по достоинству сие сооружение. Дабы восполнить это обидное упущение, 7 марта я отложила намечавшуюся поездку в Невьянск и Таволги и присоединилась к соклубникам из Chevy-Niva клуб, скрывающимися по никами Шеви-867, Tacchini, Vedro и lexus_vasilman.
В предвкушении off-road и подстегиваемые прогнозами Xtreme в стиле «не доедут они до туда», «ох и накопаются сегодня товарищи тунелепроходцы» мы бодренько доехали до своротки с московского тракта. Потом проехали еще 3 км, потом поплутали-поплутали, потом проехали еще чуть-чуть… и вот он… тоннель. «Шоссе так шоссе, обойдемся и без экстрима... [показать]» - промелькнуло у каждого в голове.
Припарковались на какой-то узкой тропинке и бодрым шагом двинулись к тоннелю.
Легких путей мы не ищем. Не понятно зачем, стали спускаться к тоннелю по крутому склону, вместо того, чтобы просто подойти по протоптанной тропитнке.
А вот и сам тоннель.
![]() |
![]() |
Предположительно тоннель был открыт в 1913 г. До войны стояли по всей длине ветки демидовские рельсы, которые почти не изнашивались, а после появления тяжелых составов стали лопаться.
Немного позже 1913 года в Дидинском тоннеле прорыли еще систему из двух тоннелей. Верхний тоннель (длиной примерно 200 метров) - вентиляционная шахта, которая служила для сброса скального давления, нижний тоннель (порядка 500 метров) - дренажная система для отвода воды. Оба тоннеля соединяет шахта типа колодца, которая выходит на поверхность. На поверхности можно обнаружить остатки военных укреплений, траншеи полного профиля, ходы сообщения.
Тоннель имеет небольшой зигзаг. Говорят, что его пробивали с двух сторон и не сошлись.
В 50-60-х годах тоннель стало активно затапливать грунтовыми водами, его пытались спасти, но вода сделала свое дело, и тоннель закрыли в 1993-94 гг. В последние годы его жизни скорость по нему была ограничена 25 км/ч.
С потолка в тоннеле свисают огромные сосульки.
Тоннель мы прошли насквозь. Обратно к нашим болидам возвращались поверху, иногда по пояс проваливаясь в снег.
Было самое время пожарить чего-нибудь вкусненького. Остановились для совещания по выбору места.
Все бы ничего… Но то ли lexus_vasilman на штурмана своего засмотрелся, то ли решил что раз выезд клуба 4х4, так таковым ему и быть… Съехал колесиком на несколько сантиметров вправо и сел.
Ничуть не расстроившись данному факту, бросились его откапывать.
Бесполезно... Нужно дергать. Сначала попробовала я. Но в силу своей неопытности (в роли дергалки выступала первый раз), дернула слишком резко, и тросс порвался...
Фокус не удался. За дело взялась Шеви-867. И под чутким руководством Tacchini выдернула засевшего lexus_vasilman из снежного плена.
Пока мы проводили спасательную операцию, Vedro времени зря не терял и прокопал к месту будущего пикника тоннель Дидино-2.
Пожарили шашлыки, славно пообщались.
Уже перед выездом я пожаловалась на звучное дребезжание в районе капота. Tacchini не долго думая, ринулся устранять неисправность.
На обратном пути по рации Шеви-867 передала команду сворачивать к нашему любимому дилеру для финального фото.
Вот такая интересная душевная получилась поездка.
P.S. Описание тоннеля взято с сайта http://urban3p.ru/object39