На рубеже XVIII-XIX веков вошли в моду большие шали из шерсти или пашмины - подпушка высокогорных коз. Они изготовлялись в Кашмире (Северная Индия) с XV века. В Европу такие шали привез Наполеон Бонапарт из Египетского похода в подарок своей жене Жозефине де Богарне. Это прекрасно дополняло модные в то время платья из тончайшей кисеи с завышенной талией. Надо полагать, что не только изумительные красота орнамента и мягкость способствовали росту популярности этих шалей, но и то, что ампирные туалеты были при всей их привлекательной легкости и прозрачности очень холодными. А климат Парижа все же несколько отличался от климата Древней Греции, подражательницами которой были француженки. Врачи умоляли запретить эту моду, предлагая дамам отправиться на кладбище Пер-Лашез и посмотреть, сколько хорошеньких ветрениц умерло из-за нее от простуды. Однако женщины, не желавшие расставаться с обольстительными нарядами, решили проблему проще и стали греться с помощью теплых шалей. На многих портретах того времени можно видеть прекрасные образцы этого аксессуара.
Jean-Auguste-Dominique Ingres- шали
Portrait of Madame Aymon, La belle Zélie.
[570x699]
На протяжении столетий кашемир являлся символом богатства и достатка, который могли себе позволить лишь очень состоятельные люди. Требовалось целых четыре года для того, чтобы козочка могла вырастить достаточно пуха для одного женского свитера. Кашемир подобен золоту и бриллиантам и, если его продают по низкой цене, это выглядит крайне подозрительно.
Начиная с середины ХIХ века кашемир стал использоваться для изготовления и мужской одежды. Одним из первых его стал пропагандировать знаменитый английский денди, светский лев и ловелас, капитан Джордж (Бьюи) Браммел. Он утверждал, что лучший способ покорить сердце новой дамы - сжать ее в объятьях, надев белый кашемировый жилет. От ласкового тепла и мягкого шарма кашемира таяли самые стойкие из женщин.
Portrait of Madame Duvauçay. 1807
[538x699]
Самые тонкие и длинные волокна кашемира называются пашмина (от перс, pashm - пух, подшерсток). Их тонина не превышает 13-15 мкм, что в 5 раз меньше человеческого волоса (75 мкм)! Этот пух также не стригут, а вычесывают с груди и живота горных коз - его количество очень ограничено и составляет не более 50 г с одной козы. Интересно, что таким богатством могут похвастаться только козы с Гималаев, Тибета и некоторых прилегающих к нему районов - ниоткуда больше. Эти изумительные по своей нежности и теплу волокна дали название знаменитым шалям, которыми с давних пор славится Кашмир.
Portrait of Madame Panckoucke. 1811
[480x650]
«Любимая! Египет покорен! Он у твоих ног!» - воскликнул Наполеон, вбегая в покои Жозефины. Она нахмурилась и в который раз подумала о том, как надоели ей эти мужские игры. «А вот и скромный дар из Александрии для моей королевы!» - Бонапарт накинул на плечи супруги тончайшую шаль ручной работы. Шаль заискрилась на солнце, переливаясь нежными красками. Жозефина замерла от восторга - ее тело окутывало настоящее чудо! «Это пашмина! Целый год над ней трудились трое мастеров - ткали, расшивали золотом и украшали драгоценными камнями. А потом полоскали в священном озере Дал, чтобы придать краскам вечное сияние. Теперь она твоя!» Приведенная выше легенда – самая популярная из относящихся к истории проникновения пашмины, как ткани и изделия одновременно, в Европу.
Portrait of Madame de Senonnes. c. 1814-16
[546x699]
Это случилось в конце XVIII в. В Египет пашмина попала случайно, как подарок тогдашнего правителя Кашмира местному хедиву. А Наполеон получил ее в числе прочих подношений после завоевания страны. С тех пор мода на пашмины не проходила никогда. Женщины всех правящих династий Европы считали необходимым иметь столь великолепный аксессуар в своем гардеробе. Шали коллекционировали и передавали по наследству из поколения в поколение.
Portrait of Madame Leblanc. 1823
[553x699]
В XIX в. пашмина стала предметом особой гордости и эпатажа. Английская императрица Евгения, например, развлекалась так: когда беседа становилась скучной, она снимала кольцо с безымянного пальца и с легкостью продевала свою шаль сквозь него.
Orest Kiprensky. Portrait of A. I. Molchanova with Daughter.
[573x699]
С 1800 года было налажено изготовление имитаций индийских тканей и шалей в Европе, в частности в городе Пейсли (Шотландия). В результате цены на кашмирские изделия упали. После 1877 года, когда голод заставил многих сринагарских ткачей покинуть родные места, производство шалей здесь резко сократилось. Между тем их продолжали вывозить в Европу - на сумму 180 тысяч фунтов стерлингов. В России цены на кашмирские шали колебались между 500 и 3000 рублей.
Orest Kiprensky. Portrait of A. I. Molchanova with Daughter.
[577x699]
Первые русские шали, сотканные в сложной технике двустороннего ткачества, появились в начале XIX века. Сделанные руками крепостных девушек в мастерских помещиков Н. А. Мерлиной и Д. А. Колокольцова в Нижегородской губернии, они по качеству ни в чем не уступали индийским. Пряжу для тканья пряли из пуха сайгаков и шерсти тибетских коз так искусно, что она получалась тоньше волоса. Центральная часть шалей либо была гладкой - красной, голубой, белой, либо представляла собой контрастные полосы. Кайму украшали пышным многоцветным растительным узором из гирлянд и букетов цветов, абсолютно одинаковым с лица и изнанки. Иногда в него органично включали восточные мотивы в виде "турецких бобов" или "огурцов", своеобразно переработанные. Цвет шали и соотношение каймы с фоном подчинялись моде. В первой четверти XIX века предпочитали резкие контрасты, например желтая кайма и черный фон. Затем стал модным светло-кофейный фон. Позднее орнаментом начали покрывать не только края шали, но и всю ее поверхность.
Jean-Laurent Mosnier. Portrait of Countess Elisabeth Shakhovskaya
[531x699]
Купавинские шали делали на Купавинской фабрике князя Н. Б. Юсупова, их носили только купчихи. Стоимость одной шали составляла 200 рублей, что равнялось годовому жалованью фабричного рабочего.
В царствование Александра I воспитанниц женских учебных заведений начали обучать танцу с шалью. Так девушки демонстрировали свое изящество, грациозность и хорошую осанку. Эта традиция сохранилась до конца XIX века. Подтверждение данному факту можно найти в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание", где титулярный советник Мармеладов рассказывает Раскольникову: "Знайте же, что супруга моя в благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила".
Henri Francois Riesener. Portrait of Josephina Fridrix. 1813
[543x699]
Старинные шали, как восточные, так и русские, были очень длинными и исключительно с тканым орнаментом. Умению носить их придавалось большое значение. Один конец обертывали вокруг руки, другой спускали до земли. Чтобы удерживать шаль в нужном положении, в ее углы вшивали металлические шарики (иногда шарики вплетали в кисти).
Henri Francois Riesener. Portrait of S. P. Apraksina. c. 1818
[512x699]
В 1830-е годы появились тканые шали с набивным орнаментом, с вышивкой шелком. Чуть позднее, когда на многих мануфактурах и фабриках наладили производство набивных шалей, более дешевых по сравнению с шалями, украшенными тканым узором, этот предмет одежды получил особенно широкое распространение. Шаль прочно вошла в быт различных слоев русского общества. Ее стали носить женщины не только дворянского, купеческого, но и мещанского, крестьянского сословий.
Franz Xavier Winterhalter
Portrait of Madame Ackerman, the wife of the Chief Finance Minister of King Louis
[504x700]
В начале 1820 годов модные журналы рекомендуют клетчатые «шотландские» кашемировые шали и черные шали с цветной каймой.
В 30-е годы XIX века к бальным туалетам полагались платки, шарфы из прозрачных тканей, затканных золотым или серебряным узором, а также мантильи из черного кружева.
В то время как великосветские дамы украшали себя невесомыми шарфами – «паутинками», купчихи - платками весьма крикливых расцветок. Цвета ценились яркие: красный, голубой, палевый. «Богатая» шаль - непременное дополнение наряда купчихи на картинах Кустодиева, Малевича, Маковского.
Купчиха с зеркалом Кустодиева
[531x699]