Древо Мировое… По его ветвям можно взобраться на Небеса, то есть проникнуть в Верхний мир. Через его мрачное дупло можно погрузиться в Подземелье – Нижний мир. В его кроне поют священные птицы с мясистой грудью, а меж корней и колод плутают опасные гады.
Откуда взялся этот образ? Почему он присутствует в мифопоэтике самых разных народов по всему миру, то есть является архетипом? Будто фикус в кадке, интерьер картины мира украшает - “древо жизни”, “древо плодородия”, “древо центра”, “древо восхождения”, “небесное древо”, “шаманское древо”, “мистическое древо”, “древо познания”…
Было бы слишком просто сводить архетип Древа к экологическому фактору: жили, мол, гоминиды в саванне, кушали клубни и мышек, а на закате забирались на огромные раскидистые деревья. И на высоте дух захватывало - от красоты, от чувства защищенности, но и опасности сорваться в гиеновую пропасть.
Пусть так: дендроморфный архетип произрастает из инстинкта древолаза. Но нет здесь объяснения некоторым чертам Мирового Древа:
1. Это центр мироздания. Почему не край, раз оно посредник, переход между состояниями?
2. Древо связывается с обретением знания. Немой Один на стволе Иггдрасиль получает руны, Адам - добро и зло, Будда - озарение, кот ученый - сказки-песни.
3. Древо - связывается с женщиной! Там всюду дриады, женские лики, грудастые птицы, и сама Хозяйка Урая. Откуда это родство образов Arbor Mundi, Arbor Vitae, Bona Dea, Magna Mater?
4. Генеалогию - сакральный символ Рода - непременно рисуют в виде древа. Хотя в реальности у семьи не один основатель - “ствол”, а два родителя, четыре прародителя, восемь пра-пра - с двукратным умножением дальнейших поколений “пра”. И многократным переплетением. А это мочковатая сеть, “мочалка” - но не древо.
Что же за образ растет во всех культурах? Великое Бодхи, семисвечник менора, пушкинский дуб, шурале, филогенетическое древо, колонны с вегетоморфным навершием, Мать-столб посреди юрты, поленце, рождающее Буратино, майское древо, опутанное ведьмовскими тряпками, что это?
Провести анатомические аналогии долго не приходило в голову. А ведь оказалась очевидная вещь.
Мировое Древо - это Плацента!
Явственное внешнее сходство.
В древности плаценте придавалось важное культовое значение, она была атрибутом женской, родовой магии. Плаценту клали в особый сосуд и ставили в сакральный центр жилища, ее также закапывали в землю (часто поверх сажали «родовое древо», листья которого обладали магическим действием), ее высушивали и носили в качестве амулета, съедали, из плаценты делали ведьмовские составы.
Хотелось бы верить, что этим символическим тождеством «открыл Америку». Но, в поверхностных материалах о Древе, такого мнения – и визуализации - не нашел.
Как постфактум – в масштабной Психоистории Ллойда Демоза. Демоз - психоаналитик и ученик Фрейда. Он глубоко анализирует плацентарно-пуповинный гештальт и архетип, полагая, что внутриутробное взаимодействие с плацентой оказывает огромное воздействие на формирующуюся психику человека. Смысл всякой религии по Демозу состоит в бессознательном слиянии с плацентой. Мировое древо, солнце, свастика, звезда, крест, переполненное кровью сердце, это «религиозные плацентарные символы». Плацента, пуповина и амниотические воды, это «первая любовь плода», основной предмет осязательного познания. Лишившись их после родов, человек подыскивает замену: мягкие детские игрушки, а затем сакральные символы и сам образ Бога.
Итак, существует круг архетипов - Пуп Земли, Пещера, Древо и Яйцо, которые, видимо, связаны с внутриутробным этапом бытия человека. Среди них выделяется наиболее «плацентарный» символ – Древо Мировое.
Источники:
1. Mause, de L., Foundations of Psychohistory. NY, 1982.
2. McFarland R. Stones, Stars, Mazes and Placentas // The Journal of Psychohistory, 1999. Vol. 26, № 4.
3. Для коллажей использованы фотографии Patti Ramos. http://www.pattiramos.com/Placenta.html