• Авторизация


Царское Село. Фонтан «Девушка с кувшином». 30-01-2022 15:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Matrioshka Оригинальное сообщение

127956572_0 (84x100, 6Kb)





p>



Фонтан «Девушка с кувшином»


Фонтан «Молочница», получивший известность как «Царскосельская статуя», или «Девушка с кувшином», занимает особое место среди парковой скульптуры Царского Села: это единственная скульптура, специально исполненная для Екатерининского парка.


Этот водный источник или ключ, находящийся в укромном уголке на склоне холма и укрытый кронами старых деревьев, ранее служил началом ручья Вангазя.


Люди в этой местности селились задолго до основания предтечи Царского Села - шведской усадьбы Sarisinoisio («мыза на возвышенном месте») и не в последнюю очередь благодаря наличию источника с чистой и обильной водой.

А. Е. Мартынов. Фонтан «Молочница» в Царском Селе


Литография. Оттиск, раскрашенный акварелью, 1821-1822, А.Е.Мартынов


Первая владелица Царского Села - Екатерина I, уделяла роднику особое внимание. При ней родник был облагорожен, к нему построили небольшую каменную лестницу, а над струей, падающей с деревянного желоба, была устроена арка на колоннах.

Л. Премацци. Девушка с кувшином, акварель конца XIX века


В 1808–1810 годах по распоряжению императора Александра I началось благоустройство участка на месте бывшей Катальной горы под руководством садового мастера И. Буша и архитектора Л. Руски. Склон между вновь сооруженной Гранитной террасой и Большим прудом был оформлен в виде зеленых уступов, от террасы к пруду проложили новые дорожки, а устье бокового канальчика, куда еще в 1770-х годах были отведены воды местного источника, скрытого под насыпью, оформили фонтаном, устроенным по проекту инженера А. Бетанкура.

Августин Хосе Педро де Бетанкур (1758—1824)


Тюрин Платон Семенович. Инженер Августин де Бетанкур (1758-1824)


Уже тогда возникла идея украсить эту часть Екатерининского парка скульптурами, однако фигура Молочницы появилась здесь лишь летом 1816 года.



Картина "Пейзаж у фонтана", 1816


Статуя исполнена известным скульптором П. П. Соколовым на сюжет басни Ж. Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком» и отлита из бронзы в мастерской Императорской Академии художеств.


Басня Лафонтена «Молочница,
или Кувшин с молоком»


Удобно и легко одета,
Кувшин на голову поставив с молоком,
В короткой юбке, чуть не босиком,
Спешила в город на базар Перетта.
Себя мечтой веселой окрыляя,
Молочница решила молодая,
Что будет поставщик на деньги тароват:
«Куплю тогда яиц и выведу цыплят,
У дома, во дворе, их выкормлю прекрасно,
Лисица к ним залезть попробует напрасно;
Я все обдумала хитро, умно и тонко;
Продав цыплят, куплю, конечно, поросенка,
Чтоб вырастить свинью, расходов будет грош,
Ведь поросенок мой и крупен, и хорош,
А денег за него я получу не мало.
Хотела бы я знать, что мне бы помешало
Не нагружать себе напрасно кошелька,
А выбрать в городе корову и бычка,
Мне будет за труды достойная награда
Смотреть, как прыгают они средь стада».
Тут прыгнула она сама так высоко,
Что, уронив кувшин, разлила молоко.

К нему прибавились и новые утраты:
Погиб бычок, свинья, корова и цыплята.
С отчаяньем, полна тоски,
Она глядит на черепки,
На молока погубленного лужу,
Боясь предстать разгневанному мужу.
Все это в басню вылилось потом.
Под именем «Кувшина с молоком».
Кто думал только о делах насущных,
Не строя замков на земле воздушных?
Мечтателей везде и всюду тьма,
Одни по глупости, другие от ума.
Все грезят наяву; мечтать отрадно нам:
Нас сладостный обман возносит к небесам.
Мечтаньям нашим нет предела и конца:
Для нас все почести, все женские сердца!
Я в одиночестве, как все, мечтаю,
Храбрейшему я вызов посылаю,
В мечтах я уж король, народами любимый,
Все новые венцы беру, непобедимый, —
Доколе жизнь безжалостной рукой
Меня не пробудит, вернувши облик мой.


Перевод Б. В. Каховского




Образ юной молочницы Перетты антикизирован и говорит о стремлении скульптора к идеальной, отвлеченной красоте.



Отсюда — характерные для скульптуры классицизма изысканная поза «Молочницы» и условность в передаче чувства глубокой печали. Масштаб фигуры не вполне соответствует размерам постамента: она кажется слишком миниатюрной.


Молоденькая крестьянка спешила на базар с кувшином молока. Размечтавшись, она споткнулась и уронила свою ношу. Кувшин разбился, молоко разлилось. Девушка присела на краю дороги, печально размышляя о случившемся, ибо лопнули созданные ее воображением призраки приумножения своего хозяйства за деньги, вырученные от продажи молока.


Какой-то необыкновенной чистотой и нежностью веет от скромной фигурки молодой крестьянки.


В книге В. Бурьянова читаем: «...миловидная бронзовая крестьянка сидит, подпершися локотком, на огромном камне и горюет о разбившемся своём кувшине, из которого вытекает студёная светлая влага. Во всём Царском Селе нет воды чище и приятнее здешней».


Гранитная скала служит пьедесталом для бронзового изваяния девушки. Из разбитого кувшина, лежащего у ее ног, бежит струя ключевой воды, поступающая по узкому протоку в Большой пруд.


По другой версии, девушка на камне удивительно напоминала лицом и фигурой жену Александра IЕлизавету, но то ли для публики это осталось незамеченным, то ли было принято этого не замечать в виду сложных отношений царя с женой.

Портрет Царя Освободителя Кисти Джорджа Доу, 1826


Алекса́ндр I Павлович (12 (23) декабря 1777, Санкт-Петербург — 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог) — Император и Самодержец Всероссийский (с 12 (24) марта 1801 года), великий князь Финляндский (с 1809 года), царь Польский (с 1815 года), проведший в России умеренно-либеральные реформы. Удостоен особого эпитета в русской историографии — «Благословенный».

Жан Луи Вуаль. Великий князь Александр Павлович, 1792


Владимир Лукич Боровиковский. Портрет Александра I. 1802-1805


Владимир Лукич Боровиковский. Портрет Александра I


Портрет императора Александра I (1777-1825) Россия, 1800-е гг. Неизвестный художник, нач. XIX в.


Селиванов, Иван Александрович (1776-1817) Портрет императора Александра I Россия, начало XIX в. Художник Кюгельген, Герхард фон (1772-1820) бумага литография


Щукин Степан Семенович. Портрет императора Александра I, начало 1800-х


Портрет великого князя Александра Павловича, будущего императора Александра I (1777-1825) Россия, первая четверть XIX в. Неизвестный художник, ХIХ в.


Портрет императора Александра I (1777-1825) Россия, 1813 г. Неизвестный художник, пер. четв. ХIХ в.


Портрет императора Александра I Россия, Санкт-Петербург, около 1808 г. Автор: Иванов, Николай, упоминается в 1822. Автор рисунка: Сент-Обен, Луи де, пер. четв. XIX в


Луи де Сент-Обен. Портрет Александра I, 1807-1808


Портрет императора Александра I (1777-1825) Россия, 1814


Портрет императора Александра I (1777-1825) (тип Волкова) Россия, первая четверть XIX в. Неизвестный художник. ХIХ в.


Зичи, Михаил Александрович (1827-1906) Портрет императора Александра I, Венгрия, 1868 г.


Конте, Антонио, ок. 1780-1837. Портрет императора Александра I и императрицы Елизаветы Алексеевны. Италия, начало XIX в. Автор оригинала: Сент-Обен, Луи де, работал пер. четв. XIX в.


Портрет императора Александра I и императрицы Елизаветы Алексеевны в образе Европы Россия, Санкт-Петербург, 1814 г. Карделли Сальватор, работал 1770-1825


Галактионов, Степан Филиппович (177879-1854) Император Александр I на Дворцовой набережной Россия, 1821 г. Автор оригинала Орловский, Александр Осипович (1777-1832) литография


Портрет императора Александра I. Россия, около 1821 г. Автор: Алексеев, Фёдор. 1800-ок. 1840, Автор оригинала: Орловский, Александр Осипович (1777-1832)


Коленопреклоненный Александр I в соборе Александро-Невской лавры. Россия, 1825 г. Ческий, Иван Васильевич (1777-1848) Автор оригинала: Чернецов, Григорий Григорьевич (1802-1865)


Портрет императора Александра I (1777-1825) Россия, 1820 г.Шевелкин К. А. работал перв. четв. XIX в.


Франсуа Жерар. Портрет Александра I


Л. Поль. Конный портрет Александра I


Франц Крюгер. Портрет Александра I верхом на коне, 1837


Алексеев Федор Яковлевич (1753—1824) Иллюминация на Соборной площади в честь коронации императора Александра I, 1802


Алексей Данилович Кившенко. Наполеон и Александр I на свидании в Тильзите, 1807


Сергей Трошин. Въезд императора Александра I в Париж, 2009


Пьер-Ноласк Бержере. Александр I знакомит Наполеона с калмыкскими и башкирскими казаками своей армии 3 июля 1807 года


Залесский (Залезский) Яков (1799-1891). Александр I в рабочем кабинете в Каменноостровском дворце, Россия, начало 1820-х гг.


Эдуард Петрович Гау. Виды залов Зимнего дворца. Зал Совета императора Александра I. Середина XIX века


Василий Семёнович Садовников. Александровский зал в Зимнем дворце, 1855-1857


Эдуард Петрович Гау. Виды залов Зимнего дворца. Александровский зал, 1861


Беннет, Уильям Джеймс (1782-1844) Райт, Томас (1792-1849) Александр I в мастерской Дж. Доу в Зимнем дворце Великобритания, 1826 г.


Император Александр Павлович был женат на Елизавете Алексеевне, у которой "лицо было ангельски кротким, греческий профиль, большие голубые глаза, белокурые волосы, а талия тонкая, как у нимфы". У венценосной четы весной 1799г. родилась дочь Мария, которая в годовалом возрасте умерла. В конце 1806г. императрица снова родила дочь Елизавету, которую так же постигла печальная участь. Горе матери было безутешным. Возможно это и повлияло на решение императора "увековечить" печальный образ в бронзе той, кто являлся хозяйкой царскосельского сада и красота которой не оставляла безразличными художников и скульпторов тех лет.








Элизабет-Луиза Виже-Лебрен (1755-1842) Портрет великой княгини (будущей императрицы) Елизаветы Алексеевны (1779 - 1826)


Елизавета Алексеевна (урождённая Луиза Мария Августа Баденская, нем. Luise Marie Auguste von Baden; 13 (24) января 1779, Карлсруэ, Баден — 4 (16) мая 1826, Белёв, Тульская губерния) — российская императрица, супруга императора Александра I. Дочь маркграфа Баден-Дурлахского Карла Людвига Баденского и Амалии, урождённой принцессы Гессен-Дармштадтской.

Виже-Лебрен Императрица Елизавета Алексеевна, 1795


Великая княгиня Елизавета Алексеевна(1779-1826). Портрет работы неизвестного художника, 1795


Elizabeth Alexeievna by or after Élisabeth-Louise Vigée-Lebrun, 1795


Элизабет-Луиза Виже-Лебрен. Портрет великой княгини (будущей императрицы) Елизаветы Алексеевны (1779 - 1826), 1795


Элизабет-Луиза Виже-Лебрен. Портрет великой княгини (будущей императрицы) Елизаветы Алексеевны (1779 - 1826)


Jean-Laurent Mosnier. Portrait of Elizabeth Alexeievna, 1805


Монье Жан-Лоран. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, 1805


Императрица Елизавета Алексеевна. Портрет работы Герхардта фон Кюгельгена. Начало XIX века


Императрица Елизавета Алексеевна. Первая четв. XIX в. Неизвестный художник по оригиналу Виже-Лебрен и Тончи


Жан-Батист-Жозеф Дюшен (1770 - 1835) Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны


Императрица Елизавета Алексеевна. Портрет работы Жана Анри Беннера


Elizabeth Alexeevna by Tischbein (after 1806-8, Hermitage)


Elizabeth Alexeievna, by Jean-Laurent Mosnier, 1807


Доу Дж. Императрица Елизавета Алексеевна, 1825


Elizaveta Alexeevna by G.Dawe c. 1826


Неизвестный художник первой четверти XIX века. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. Копия с портрета Дж. Доу


Доу Дж. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны в тюлевом чепце, 1825 - 1826


Elizaveta Alexeevna in mourning by P.Basin (Tbilisi)


George Dawe (1781-1829) - Elizabeth, Empress of Russia (1779-1826), 1825


Портрет Елизаветы Алексеевны в трауре рядом с бюстом супруга. Худ. П. В. Басин, 1831


Гейтман, Егор Иванович Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны Россия, 1828 г. литография


Фонтан сразу же приобрёл огромную популярность у посетителей Екатерининского парка, и стал своеобразным символом города. Его воде приписывались целебные свойства, хотя согласно проведённым в 1910 году исследованиям, родниковая вода и уступала по качеству воде из городского водопровода, питавшегося от Орловских и Таицких ключей...



В начале Великой Отечественной войны, перед вступлением в город Пушкин немецких частей, статую Молочницы зарыли в землю; благодаря этому фонтан не пострадал.

Чёрно-белое фото сделано в 1944 году


Ныне бронзовый оригинал «Девушки с кувшином» (авторская гипсовая модель которой хранится в Государственном Русском музее) помещен в фонды музея-заповедника, а в парке установлена копия, отлитая в 1990 году.


"Девушка" была музой для многих поэтов и художников. Ей посвящали свои стихи Пушкин, Ахматова, Анненский!


Фонтан по-прежнему утоляет жажду посетителей парка, служит источником вдохновения и романтического настроения.




Серия сообщений "Царское Село 2":

Часть 1 - Царское Село. Павильон Эрмитаж. Часть 5.
Часть 2 - Царское Село. Павильон Грот. Часть 1.
...
Часть 16 - Царское Село. Бюст великого князя Николая Александровича.
Часть 17 - Царское Село. Гранитная терраса.
Часть 18 - Царское Село. Фонтан «Девушка с кувшином».
Часть 19 - Царское Село. Павильон «Концертный зал».
Часть 20 - Царское Село. Кухня-руина.
Часть 21 - Царское Село. Китайская (Скрипучая) беседка.


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Царское Село. Фонтан «Девушка с кувшином». | PKFNF - Коллекция PKFNF | Лента друзей PKFNF / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»