Только когда сердечная чакра ученика функционирует практически бесперебойно*, можно говорить о том, что его любовь к ближнему достаточно проявилась* и созрела*, так что рождаемое ею сострадание* к людям естественным* и закономерным* образом заставляет его незамедлительно брать на себя ответственность* за те последствия* в жизни другого человека, которые повлекло за собой его попустительство* или небрежное отношение* к ответственности*. Именно на этой стадии ученик начинает брать на себя полную ответственность. Однако тот ученик, который больше озабочен собственным благополучием*, нежели счастьем и процветанием других*, будет постоянно проводить границу между собой и другими, все время сужая сферу своей ответственности и отделываясь "простым извинением"* за то плохое или неприятное, что он совершил*. "Главное – я "извинился", считает он, а остальное – это "не мое дело", и пусть с этим разбирается сам пострадавший". ...
Позднее, когда сердечное чувство окрепнет и усилится, порождаемое им сострадание* будет автоматически делать несчастным и самого ученика*, если тому доведется причинить ущерб или неприятность другому человеку. Не зная усталости, он изо всех сил будет стремиться загладить* нанесенную им обиду, стараясь любым доступным образом сделать другому приятное* и вновь вернуть ему радость и счастье*. Признание учеником собственной безответственности будет равнозначно немедленному принятию* ответственности, под действием которой он, побуждаемый чувством сострадания, будет стараться понять, что именно он может сделать* для этого человека и чем ему помочь*, чтобы полностью* загладить свою вину. Только в этом случае мы имеем право говорить о том, что ответственность осознана* и теперь берется полностью*. Фактически ученик в любой момент времени сам может контролировать себя* и полноту* взятой им на себя ответственности, для чего ему просто достаточно убедиться* в том, что к тому человеку, в отношении которого он проявил безответственность, вновь вернулось прежнее хорошее настроение*, что этот человек вновь спокоен*, счастлив* и совершенно не чувствует* себя расстроенным.
Многие ученики вновь и вновь держат экзамен по астральной ответственности*, и великое множество раз проваливаются, и вновь пытаются эгоистично убежать от ответственности, либо перекладывая ее на плечи другого, либо изливая раздражение на своего ближнего, либо поспешно "извиняясь" и оправдывая себя по всем статьям, от чего пострадавшим* становится ничуть не лучше, а только хуже*. Подумайте о том, насколько бы изменился весь мир, если бы все ученики подчинили себе этот многоликий механизм, который бессознательно движет ими без какого-либо мысленного контроля с их стороны, не говоря уже о контроле души*. Ибо каждый маневр, предпринятый ими с целью уклонения от собственной ответственности, делает их кармическое бремя все более и более тяжелым*, поскольку пострадавшим* приходится терпеть все больше и больше зла*.
Добросердечность*, дорогие мои братья и сестры на Пути, – вот наиважнейшее качество* ученика. Воздержание* от причинения другому человеку зла* есть величайшая ответственность*, лежащая на плечах каждого ученика, который желает переступить порог Второго посвящения, и порой требуется не одна, а несколько инкарнаций, прежде чем многие начинают понимать, сколь мало в них кротости* и добросердечности*. Потому что всякий раз, когда они прибегают к чисто внешним извинениям* или убегают от малой ответственности, из-за которой произошел конфликт, они бременем собственной безответственности в еще большей степени отягощают* судьбу пострадавшего*. Маленький ущерб, причиненный вначале, выливается в большой и разрастается все больше* в зависимости от того, насколько часто ученик прибегает к этим старым, досконально изученным маневрам с одной-единственной целью – поскорее отделаться* от ответственности.
И от маленькой причины, как из неприметного родника, может взять начало полноводная река больших последствий*, о которых сам ученик никогда не помышлял и которых не хотел, но которые на почве сознательного бегства от первоначальной малой ответственности он может умножить до непредсказуемых размеров*. Только когда сердечная теплота* ученика наберет силу и станет подлинно деликатной* и благородной*, только тогда его бескорыстие* и добродетельность* станут столь всеобъемлющими, что он сможет поставить себя на место другого* и почувствовать, как* тот страдает. Только тогда он поймет, что он главный виновник* страдания другого человека*, и несмотря на то что вина его, может быть, будет мала и незначительна, он тем не менее немедленно* почувствует себя ответственным за недостаток или отсутствие у себя добросердечности и отныне будет неизменно* бдительным и осмотрительным, тем самым навсегда исключив* возможность повторения чего-либо подобного.
Добросердечность* – это то качество, которое должен* и обязан* иметь при себе каждый ученик, желающий миновать Врата посвящения, однако к пониманию величия и значимости этого качества он приходит только тогда, когда его сердечная теплота кристаллизуется в чувство сострадания* и сопереживания*. Тогда ученик навсегда покинет эту старозаветную скорлупу эгоистического шаблона выгораживания себя* и бегства от неприятных последствий* и, обретя добросердечие и ответственность, в полной мере возьмет на себя многогранную астральную ответственность за все* – я повторяю: за все!* – совершенное и совершаемое им.