СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ КРЕЩАЛЬНОЙ ЛИТУРГИИ (22.01.2010)
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
![]()
Днесь Церковь принимает новорождённую во Христе сестру нашу Е. Всякий новокрещённый, по смыслу Таинства Святаго Крещения, какой бы он ни имел возраст, есть «младенец во Христе». Благодать, даруемая ему в Крещении, это не «завершающая», а «начинающая» благодать. Дабы удостоиться последствующих даров благодати Божией, необходимы другие Таинства, из коих главное – Причащение Святых Таин Христовых. Крещение – это новое рождение во Христе, тогда как Причащение – это питание и поддержание жизненных сил новорождённого… Та Сила, что сообщается новопросвещённому в Крещении, она может ослабевать в нём, чрез касание мiра и греха, и для ея возстановления и приумножения крайне необходимо Причащение. Таинство Мvропомазания восполняет благодать Крещения, как бы «опечатывая» тело новокрещённого христианина, ставшее вместилищем Божественной Силы, «печатию Духа Святаго»… Из седми основных Таинств, содержимых Церковию (Крещение, Мvропомазание, Причащение, Покаяние, Елеопомазание, Брак, Священство), первые три – а именно, Крещение, Мvропомазание и Причащение – можно было бы (следуя в том верной мысли В.Соловьёва) поименовать Таинствами прав, прочие же Таинства – Таинствами обязанностей. В благодатном Царстве Христовом не токмо существуют свои «права» и «обязанности» у верноподданных сего Царства (преподаваемые отнюдь не так, как мiр даёт (Ин. 14, 27)), но и свои «свобода, равенство, братство», отличные от своих мiрских тождеименных «двойников» (кои скорее, по верной мысли одного христианского апологета, похожи на «сошедшие с ума» христианские добродетели). Истинные Свобода, Равенство и Братство – у нас, и реализуются они чрез Святые Таинства. В Крещении всякий верный призывается к Свободе (ибо освободительное дело Христа поистине начинается с Крещения человека, а закончится освобождением всей твари от рабства тлению (Рим. 8, 21)), в Мvропомазании всяк верный призывается к Равенству, а в Причащении – к Братству… Святое Крещение, есть «обрезание нерукотворенное, совлечение греховного тела плоти» (Кол. 2, 11), се – есть знак избранничества на всю жизнь и пожизненное со стороны вчинённого в звание «верных» «обещание Богу доброй совести» (1Пет. 3, 21). Сам Господь и Бог наш, избавление грехов Святым Крещением новопросвещенной рабе своей Е. даровавый и жизнь паки рождения ей подавый, Сам нетления одежду, еюже одеялась, нескверну в ней и неблазнену да сохранит, духовную же печать нерушиму в ней благодатию Своею да соблюдет, и нас помилует и спасет, яко Благий и Человеколюбец. Аминь.
иерей Роман Бычков