Владыка Амвросий. СЛОВО НА ДЕНЬ ПАМЯТИ СВ. СВЩМЧ. МАРКА (НОВОСЁЛОВА) (17.01.2010)
[250x429]
«Мы уже праздновали Рожество Христово, Обрезание Христово и ждем Богоявление. Но сегодняшняя воскресная служба касается немного другого. В сегодняшнем евангельском чтении мы услышали всем давно знакомую историю. Спаситель в Иерихоне, окруженный учениками и обсуждаемый толпой народа. И вот, некий начальник мытарей, человек в возрасте, по имени Закхей, вдруг залез на ягодичное дерево, чтобы лично увидеть Мессию, т.к. сам был ростом мал. И вдруг, на удивление всем, Христос обернулся к этому старому мытарю и Сказал, что должен прибыть к нему домой и разделить трапезу c ним. Такое заявление удивило всех: народ возмутился, говоря: «Как можно разделять трапезу с грешником», а Закхей поклялся: «Пол имущества своего отдам нищим, а кого чем обидел – возвращу четверицею». И на все эти недоумения Христос ответил просто: «Это – тоже чадо Авраамово, истинный израильтянин». В чем смысл сюжета? В сопливых и слюнявых стенаниях, что Христос возлюбил грешников больше, чем праведников? – Нет, не о том. Напомню, что город Иерихон был оплотом зилотов. И Христос шел туда не случайно, Он шел дать Свое Мессианское Благословение. Все понимали сие и ждали Его именно в таком смысле. Мытари – т.е. сборщики налогов для оккупационного режима – считались заведомыми грешниками и презирались как коллаборанты и аморальные личности. Не считалось грехом их даже убивать. Но вот, удивительно, некогда уже один мытарь стал Апостолом – Матфей-Левит. Здесь – снова мытарь, снова грешник. И Мессия хочет с ним разделить трапезу – почти Евхаристию, т.е. дает такое благословение, какового не удостаивались многие борцы с идумейско-римским злом. Даже сам Закхей удивлен. Его обещание – обещание материальной поддержки мессианской революции. Он готов возместить убытки всем притесненным, и, таким образом, по кумранскому правилу снять с себя обвинения; и он готов отдать половину имущества нищим – не бомжам и всякому сброду, а эвионитам – т.е. безкорыстным кадровым служителям Бога, отдавшим свою жизнь на дело борьбы со злом. Данное событие остается на все времена: многие думают, что только они безкомпромисно сражаются со злом и только так возможно действовать. Но вдруг оказывается предопределенные друзья в грешной вражеской среде, в коей и должны совершить многие подвиги, неприменимые к подвигу зилотов. Сегодня вы презираете ментов и омоновцев, - но вы не знаете, сколько среди них уже наших братьев и тех людей, кто еще не влезли на деревья, чтобы увидеть Торжество Христа. Не думайте много о себе, подумайте о том, кто как послужит Христу в момент призвания на действительную службу Бога. Вот о всех таких Христос и говорит, что они – подлинные чада Авраамовы, а не всякие идумеи и саддукейские типы. Но сегодня мы празднуем еще Собор 72 Апостолов. О них мало говорится, но сделали они весьма много. Они не только обходили всю вселенную, их главная функция – новозаветный синедрион, т.е. постоянно действующий судебно-исполнительный орган Церкви, одновременно проводящий миссионерское действие в каждой из 72-х наций, перечисленных в Бытии. 12 Апостолов – по 12-ти Коленам Израиля, 72 – по 72-м народам. Нет смысла перечислять всех, важно понять, что они действовали не самопально, не сами по себе, а строго по определенному плану, заданному Христом и исполняемому во все время. Вот оно – Апостольское Преемство: подлинное, а не мнимое, повсеместное, но недоступное, как оно было недоступно Симону-магу даже за деньги. И сегодня же мы чтим память еще одного великого святого – нашего святого, отца Катакомбной Церкви. Сегодня мы чтим мученическую кончину новосвященномученика епископа Сергиев-Посадского Марка (Новоселова). В 1938 году он был казнен. О нем можно говорить много, или не говорить ничего, и так все понятно. Его жизнь очень высока и символична. Он начинал как толстовец, а стал ревнителем правоверия еще до революции. Он привлекал к себе гиперинтеллектуалов Империи и выпускал брошюрки для общедоступного народного чтения. Его духовно-интеллектуальное влияние на религиозных философов Серебряного века невозможно переоценить: Флоренского, Булгакого, Эрна, Аскольдова и др. без него нет. Без него нет Лосева. Без него не понятна тема имяславия. Без него нет сущностного обличения распутинщины. И без него нет Катакомбной Церкви. Ведь он прибывал не на освобожденных от большевиков территориях, а жил в Москве, в самом сердце красного египта. До самого ареста он жил нелегально, т.е. 10 лет. Он принял монашество, в 1923 году рукоположен в тайные епископы, - а далее неумолимо действует против служителей безбожия. Митрополит Иосиф, архиепископ Дмитрий, митрополит Агафангел безоговорочно признают его авторитет. Без его энергии и постоянных передвижений невозможно было организовать работу тайного Кочующего Собора в 1928 г. Но он сделал все. Когда он все сделал, - его арестовали. Из Ярославского политизолятора он уже не вышел. Но его пламенная молитва доходила не только до катакомб Совдепии. До самых своих кончин, о нем молились протоиерей Сергий Булгаков в Париже и митрополит Антоний Храповицкий в Сренски-Карловцах, философ Аскольдов в Потсдаме и т.д. Его архивы, до сего дня хранящиеся в Катакомбах, - приговор всем врагам и предателям, слава всем ревнителям и мученикам. И так, мой призыв к вам один. Вы – ревнители истинного православия, не надмевайтесь своими Дарами. Они – не ваши, их вам дал Бог. Внимательно смотрите на людей и обнаружите тех самых Закхеев, которые дадут вам необходимое для безкомпромисной борьбы. И не угашайте вашу апостольскую миссию – она заключается не только в сугубо духовно-религиозном делании, но и в судебной организации подлинной жизни в мертвом пространстве бывшей Руси. Подвиг же нашего катакомбного святого епископа Марка (Новоселова) должен просто вас вдохновить. Пусть каждый по полной программе послужит Христу и до конца исполнит свой долг. Все мы слишком много взяли в долг у Бога. Пора отдавать. Аминь!».