Евангельское чтение, положенное на празднование памяти св. апостола Филиппа это зачало 5 Евангелия от Иоанна:
[Во время оно, восхоте Иисус изыти в Галилею: и обрете Филиппа, и глагола ему: гряди по мне. Бе же Филипп от Вифсаиды, от града Андреова и Петрова. Обрете Филипп Нафанаила, и глагола ему: Егоже писа Моисей в законе и пророцы, обретохом Иисуса сына Иосифова, иже от Назарета. И глагола ему Нафанаил: от Назарета может ли что добро быти; глагола ему Филипп: приди и виждь. Виде жи Иисус Нафанаила грядуща к Себе, и глагола о нем: се воистину исраильтянин, в нем же льсти несть. Глагола Ему Нафанаил: како мя знаеши; отвеща Иисус, и рече ему: прежде даже не возгласи тебе Филипп, суща под смоковницею видех тя. Отвеща Нафанаил и глагола Ему: Равви, Ты еси Сын Божий: Ты еси Царь Исраилев. Отвеща Иисус, и рече ему: зане рех ти, яко видех тя под смоковницею, веруеши: больша сих узриши. И глагола ему: аминь аминь глаголю вам: отселе узрите небо отверсто, и ангелы Божия восходяща, и нисходяща над Сына Человеческаго (Ин. 2, 43-51). Данное место Евангелия извещает о призвании св. Филиппа на стезю Апостольского служения, и каждая деталь в сем Евангельском повествовании преисполнена сокровенного и таинственного смысла Первее всего: Филипп обретает Нафанаила
под смоковницей, но, как явствует, из другого Евангельского места о проклятии Спасителем [неплодной смоковницы], под образом [смоковницы] в Евангелии подразумевается подзаконная Ветхозаветная Церковь, основанием имевшая [закон и пророки] Апостол сидит под смоковницей, тем самым, он погружён в изучение [закона и пророков] И о его преуспеянии в познании [закона и пророков] свидетельствует его реплика: [из Назарета может ли быть что доброеk, ибо он ведал, что Мессия должен изойти из Вифлеема (что, собственно, и исполнил Христос, родившись именно в Вифлееме). Все сим ознаменовывается то, что у закона имеется своя [внутренняя]
[эзотерическая часть] (символизируемая [тенью] смоковницы), и когда Спаситель обещает апостолам Филиппу и Нафанаилу, что они
[больша сих узрят], он обещает тем самым ввести их
[за внутренняя завесы] закона, обещает причастия
высшего гнозиса, высшего ведения Божественных тайн Уподобясь в этом ведении Ангелам, восходящим и нисходящим в [отверстых небесах]. Отверзение Небес есть символ [открытия] доступа к сим пренебесным Тайнам. А восхождение Ангелов есть
восхождение к созерцанию Божества. Но, поелику Божество
непознаваемо в существе Своем, ангелы, восходя в своём созерцании Онаго, с тем вместе, и нисходят, не будучи в силах постигнуть Его полностью. Ангельские умы, восходя до подножия Престола Божия, и возвышаясь в своём созерцании, как бы [не в силах] удержаться на высоте достигнутого созерцания, и принуждены бывают [нисходитьk, затем снова [восходя] и снова [нисходя] Точно так же, и наши умы, вослед Апостолам Христовым, призванные к тому, дабы [увидеть большая сих] дабы взойти на высоту Богосозерцания чрез [отверстое небо], мы также являемся как восходящими, так и нисходящими в оном делании. Мы, приобщаясь ведения Божественных тайн, испытываем
одновременно и насыщение и непрестающую жажду Божества. Бог одновременно таинственным образом и обожествляет и питает нас, но и являет нам, что наше насыщение Им постине ненасытимо. Конец Богопознания, конец Богосозерцания поистине безконечен, как безконечен Бог, как безконечно познание глубин Божиих, как безконечно созерцание Его превысших доброт. Да не ослабнем, братие, подобно Ангелам, восходить и нисходить на небеса высшего гнозиса. Аминь.
иерей Роман Бычков
bibliovob.livejournal.com/26392.html