• Авторизация


Анатомия творчества 11-09-2013 17:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!


источник http://ert.kiev.ua/as/art_tvorchestvo.htm

Любой творческий процесс проходит пять этапов: Толчок – Идея – Вынашивание – Создание – Результат.

Рассмотрим внимательно каждый из этапов, а так же, выявим, что на него влияет, на каком из этапов творчество может угаснуть, в чем успех творческих личностей, и чем творчество отличается от коммерческого креатива.

Прежде чем разбирать творчество, посмотрим на те творческие задачи, которые стоят перед человеком. Одним из основных проявлений творчества являются предметы искусства: картины, книги, фильмы и т.п. Все это – творчество самовыражения, развлечения и передачи жизненного опыта. Отдельным видом творчества можно выделить инженерное творчество, предназначенное для создания предметов быта, транспорта, зданий, а так же всего того, что делает жизнь человека проще и безопаснее. Еще один вид творчества – творчество общения, которым пользуются публичные люди: политики, учителя, ведущие. Можно выделить творчество спортивное, (которое находит новые спортивные стратегии), бизнес творчество и много-много других вариантов и видов творчества.

Независимо от того какие формы принимает творческий процесс, какими символами пользуется, и в каком пространстве реализовывается, он всегда проходит пять этапов.


Первое, с чего начинается творчество – это толчок, сдвиг реальности, изменение пространства. Это тот самый импульс, без которого невозможна реакция. Фактически любая, без исключения, идея есть ответ на некое пространственное событие. Событие, которое служит толчком к созданию идеи, может быть как позитивным, так и негативным, причем окраска события не влияет на качество идеи. К негативным событиям можно отнести ухудшение качества среды обитания, осуждение, ухудшение здоровья – это импульсы, которые заставляют ум искать выход. Позитивные толчки – это другие идеи, которые нашли реализацию: вдохновенное общение, или великолепие природы – все то, что заставляет душу трепетать от восторга и благоговения.


Очень редко идея появляется сразу после толчка, может пройти день, а могут пробежать годы пока идея оформится и выйдет в осознанность, поэтому часто кажется, что идея появилась как бы ниоткуда, похожая на внезапное озарение. Идея могла крутиться долгое время в глубинах психики, могла быть ответом на некий давний толчок, а наружу выйти в результате другого незаметного толчка, который ассоциативно связан с прошлым.


Сама идея – это всплеск осознания, которое вместе с вдохновением высвечивают заявленную импульсом проблему и намек на ее решение. В идее нет решения, нет шагов к ее реализации, даже не всегда понятна конечная цель, но есть желание решить задачу и уверенность, что это возможно. Идея – это тот сгусток энергетического потенциала, который, раскрывшись, может привести к изменению реальности. Когда идея наполнена энергией (это бывает, если первоначальный импульс был достаточно сильным), а ум из-за переизбытка эмоций не успевает проанализировать возможности ее реализации, кажется, что в идее есть все, что необходимо, что достаточно сделать один шаг и идея воплотится. Есть люди, которые останавливаются на этом первом всплеске, они переполнены множеством идей, ни одна из которых не стремится к реализации. Часто такой идейный человек самооправдывается словами: «Я вот могу придумывать идеи, но реализовывать их не могу». Каждая идея такому человеку кажется чем-то значительным и стоящим.


Идея – это не ответ на вопрос, это предположение о том, что ответ есть. В идее есть энергия на поиск ответа, именно поэтому, если рассказывать про идею, вместо того, чтобы ее реализовывать, весь энергетический потенциал рассеивается, а идея без энергии воплотиться уже не может.


Творческий человек – это тот, кто может не просто выловить идею, но и довести ее до реализации. Считается, что творческие люди – это те, кто создают предметы искусства, но т.к. предметом творчества может быть физический закон, математическая формула, новое интересное блюдо или деревообрабатывающий станок нового поколения, то оказывается, что творческих людей гораздо больше.


Дальнейшее продвижение идеи (вынашивание) зависит от внутренних оценщиков и отклика системы ценностей. Если автор идеи внутри себя признает ее право на существование и право на реализацию, идея переходит в фазу дообработки. На этом этапе обдумываются возможные маршруты ее воплощения, происходит поиск необходимых ресурсов (в том числе временных) и пространство реализации. Редко на этапе дообработки происходит сравнение идеи и того импульса, который стал причиной ее создания. Но это, на самом деле, важный шаг, потому что он позволяет выявить мотив самого толчка, который привел к рождению идеи. А мотив может показать подходит ли эта идея к месту, ко времени, актуальна ли она. Если на этапе дообработки удается распознать несовместимость идеи и существующего пространства-времени, то идея угасает, если же идея все еще актуальна или удается найти другое поле для реализации, то из дообработки творчество перетекает в фазу создание.


На этапе вынашивания у малоопытных авторов тоже может произойти выкидыш, если есть сомнения в качестве идеи или кажется, что она очень хорошая. Автор может обрушивать на друзей и сослуживцев поток информации, рассказывая о своей грандиозной идее, даже не догадываясь, что слушатель, в лучшем случае, ничего в услышанном не понимает, потому что не видит идею так, как видит автор, а в худшем, уже придумал десяток вариантов, почему эту идею реализовать невозможно.


Не всегда создание начинается после длительного вынашивания. Бывает, что намека на идею хватает, чтобы начать «что-то делать», ведь и тщательное планирование не всегда залог успеха. Поэтому, скорее не само правильное соблюдение этапов влияет на процесс, а качество и уместность идеи, а так же воля творца.


Создание – самый длинный из всех осознанных процессов и самый спокойный. Здесь уже не будет тех эмоций, которые сопровождают рождение идеи и тех сомнений, которые могут быть на стадии вынашивания. Именно в момент создания кисти опускаются в краску, лист бумаги загоняется в печатную машинку.


Во время этапа создания можно и бывает полезным просить помощи других людей, т.к. идея, реализация которой уже началась, требует много энергии, подтверждения и маленьких идей, которые будут вести процесс. Весь этап создания – это и есть истинный творческий процесс, время проб и ошибок, поиска, набора элементов, проверок, продвижения к цели шаг за шагом. На этом этапе консультироваться с другими бывает полезным. Вероятность потерять идею, создание которой проходит уверено, небольшая, однако надо обдуманно выбирать советчиков и помощников, т.к. одни будут действительно помогать, а другие захотят стать сотворцами, присваивая часть идеи.


Также, бывает, что идея должна некоторое время поварится внутри, а ее преждевременная реализация может помешать воплощению, но это касается только маленьких неуверенных идей. Если идея хороша, и если «носитель идеи» обладает достаточной волей, чтобы ее реализовать, идея будет сама руководить процессом создания и сама выбирать время реализации.


Случается, что идея гаснет на первом шаге реализации. В этот момент может стать очевидным, что путь реализации слишком длинный, что не хватает ресурсов или творческой энергии. Если человек часто бросает дело, за которое берется, то, скорее всего, ошибка в самом мотиве, родившем идею. Может показаться, что ему не хватает воли на реализацию, да и сам человек может себя ругать за это: «Вот, мне не хватает сил, чтобы довести дело до конца». Но дело тут не в силах, а в качестве замысла. Хороший замысел будет согревать создателя весь путь реализации, сколько бы времени он не длился. Однако бывает, что создание требует специальных навыков. Так, может появиться идея написать картину, но идея не найдет реализации, т.к. у автора может не найтись умения рисовать. Но если не возникает конфликта между стадиями «Мотив - Идея», то человек будет искать способ получить необходимые навыки для реализации идеи.


Время от времени, у некоторых людей возникает идея написать книгу и, это кажется возможным, кажется, что достаточно просто сесть за компьютер и начать писать, но автор такой идеи до компьютера может не дойти (будет мешать прокрастинация)  или его хватит ровно на одну страницу, потом идея и само дело будет заброшено на потом. Чем чаще однотипные идеи посещают человека и чем чаще такие идеи находят воплощение, тем проще проходить маршрут Толчок – Идея – Реализация.


Бывает полезным, не имея идеи, но предполагая особый вид творчества, тренировать этап создания (набивать руку на этюдах, писать короткие заметки, и т.д.) и тогда, когда придет идея, ее реализация будет проходить спокойнее. Также наработка опыта позволяет привыкнуть к эмоциональной составляющей, которая сопровождает творчество, к тем эмоциональным переходам, которые существуют и к тому, что не всегда для творчества нужны эмоции.


Последний этап – это результат. Даже не сам результат, а момент когда ставится дата и подпись на картине, когда проверяются орфографические и грамматические ошибки, когда собранный агрегат запускают.


В момент появления внутреннего творческого импульса автор переживает инсайт, что превращается в идею. В процессе вынашивания и создания психический аппарат удаляет все лишние и ненужные предположения. А в момент созерцания результата творческая душа автора испытывает безусловную радость и переживает момент когда то, что внутри воплотилось в то, что снаружи. Это дает ощущение гармонии с миром и уверенность в правильности и закономерности всего происходящего. Завершение работы над воплощением идеи – это всегда особенный день, такой же, как день рождения.


Если в человеке творчество случается часто и цикл за циклом проходит от начала до конца, то в отсутствии идеи такой человек будет испытывать томление похожее на голод. Клетки, привыкшие проходить творческим маршрутом, будут просить: «Давай что-то сотворим», и тогда такой человек будет занят поиском идеи, возможно, он сам будет провоцировать толчки или использовать импульсы других людей.


Прокрастинация в творчестве возможна даже в большей степени, чем в любом другом деле. Причем прокрастинация случается не только у молодых авторов, даже опытные романисты иногда утверждают, что им приходится заставлять себя сесть за печатную машинку.
Причины прокрастинации могут скрываться на любом творческом этапе, а сама прокрастинация – это сигнал о том, что где-то есть несовпадение. Возможно, идея не соответствует импульсу, возможно, она давно не ко времени, бывает, что идея хорошая, но не хватает технической возможности для ее воплощения, также внутри может звучать причина, что не хватает времени. Еще возможны такие психологические причины прокрастинации, как, например, негативные отклики на недооформленное представление о воплощении идеи, который может быть результатом слишком строгого воспитания. И тогда на представление о предстоящей работе внутренний ребенок, который не может найти успокоения, будет нудить: «У меня ничего не получится». Ощущается это нытье болезненными переживаниями в районе живота.


Еще одна причина, по которой идея может не найти выход из внутреннего пространства автора, если автор идеи слишком ею восхищен. Автор боится потерять тот кайф, который имеет от наличия самой идеи, а ее воплощение приведет к другому эмоциональному состоянию. Это свидетельствует о том, что мотив, как и сама идея противоречивы и причиной их появления есть желание эго испытать кайф от чувства собственной важности. Если же идея рождается от внутреннего душевного импульса, то автор, несомненно, будет искать возможности эту идею воплотить, так как результат воплощения принесет радостные душевные переживания иного качества, но не менее радостные и приятные.    


Если у автора недостаточно сил на создание своего замысла, то идея может застрять на этапе дообработки, и тогда носитель идеи будет донимать знакомых с рассказами про идею и с просьбами: «Давайте делать вместе, у меня такая хорошая идея», а на отказ будет обижаться, не замечая, что идея недостаточно хороша или неуместна.


Чтобы глубже понять формулу творчества рассмотрим несколько примеров.
Писатель
. Писатель только что завершил работу над повестью, его ум расслаблен и  спокоен, никаких идей нет. Утром, проснувшись, писатель отправляется в магазин, перед магазином он видит следующую картину: мама и молодой сын, лет пяти. Они играют. Но сын на маму совсем не похож: другой цвет волос и разрез глаз. Развитая писательская фантазия принимает это событие как толчок. Импульс позволяет дорисовать картину до того, что это не ее сын. Это предположение рождает внутренний вопрос: а может ли из этого получится сюжет? И ум продолжает дорисовывать: если это не ее сын, то почему они вместе? Может потому, что она его выкрала, или вышла замуж за мужчину с ребенком, или просто подружка попросила побыть с ним, пока сама совершает покупки. Последнее предположение может погасить идею, т.к. в этом случае реальность спокойная и ничего предпринимать не надо. Поэтому писатель возвращается к предположению о том, что она полюбила мужчину, у которого был ребенок, тогда где мать ребенка?


Описанной здесь картинки недостаточно для хорошей идеи, которая сможет завести в роман, но если у автора богатый жизненный опыт, то он сможет додумать простое происшествие до идеи, например, если у автора есть похожий жизненный пример или он мог слышать подобную историю, которая оставила след. Если он примет идею как неплохую, она становится одним из психических центров, обретает имя, формулу и вектор-намерение на воплощение. С этих пор идея сама будет искать союзников, энергию и факты, подтверждающие право на ее существование, время от времени появляясь в осознанной части автора за подтверждением изменений или с вопросом: а не пора ли за печатную машинку? Если это опытный писатель, который словил и выписал не одну идею, он не станет торопить события, он будет копить творческий потенциал для этой идеи, позволит ей варится в психическом котле, будет сам провоцировать ее рост, копить информацию, наполнять идею смыслом и содержанием, своей энергией, попутно думая о том пространстве, где идее будет лучше всего реализоваться . Или он позволит идее полностью забыться, чтобы та ушла глубже в бессознательное, где идея будет расти полностью самостоятельно, и тогда на поверхность она всплывет готовым произведением, которое останется только написать. Процесс создания целиком и полностью будет зависеть от опыта писателя, от того как он привык строить работу, от того какие техники, приемы и правила использует. Если у писателя много опыта и азарта вся работа поглощает его целиком, шаг за шагом складывается произведение до последней точки. День завершения – это особый день и, творческие люди любят проводить его по особенному, это позволяет снять все психическое напряжение и зарядиться на новое творчество. Созерцание готовой творческой продукции (например изданной книги) активирует желание искать новые идеи.


Для сравнения рассмотрим маршрут художника. Опытный художник, с хорошо развитым воображением видит идею как целостный художественный образ. Импульсом к созданию идеи может послужить новая весна, случайное совпадение теней и форм, необычный закат, дерево необычной формы или сложное эмоциональное лицо. Часто для художника, который находится в постоянном творческом потоке, импульсом может быть внутреннее томление, желание рисовать хоть что-то, а сюжетов (готовых идей) вокруг множество. Или толчком может быть проверка его художественного таланта: необычная фактура материала, слишком сложные тени, эмоциональный сюжет, который требует особой концентрации. В стадии дообработки художник не носит саму идею, он скорее подбирает для нее формат холста и необходимые материалы. Работа художника, как и работа писателя, имеет эмоциональный рабочий цикл и требует широкого диапазона, в ней также используется и чувствование, и проникновенное виденье. Время создания хорошей картины так же длительно, как и время написания хорошего романа, поэтому на этапе завершения художник испытывает не меньшую радость, чем писатель.


Рассмотрим еще один пример воплощения творческой идеи. Инженер-строитель. Один опытный инженер-строитель получил задачу построить дом. Строительство шло по установленному графику и, от фундамента до последнего этажа дом вырос очень быстро. Но тут возникла непредвиденная задача: крепежных элементов, которые согласно чертежам надо использовать в изготовлении крыши, нет ни на складе, ни в продаже. Процесс строительства может остановиться, а это грозит задержкой сроков и соответствующей неустойкой. Эмоциональное напряжение, возникшее в связи с возникшей проблемой, будет тем самым импульсом, который подтолкнет к производству идеи. Неважно, когда именно идея и инженер-строитель друг друга найдут, это может быть перед сном, во время рыбалки, или внезапная догадка осенит его во время ужина. Идеей может быть новый вариант конструкции крыши, который не использует указанный в чертежах крепеж. Часто в подобных случаях вся конструкция оказывается дешевле и проще в производстве.
В данном случае, вынашивание идеи не нужно, т.к. ее лучше сразу проверять в деле – создать новые чертежи и пробную конструкцию.


Таких примеров в жизни человека множество и не обязательно быть творцом. Время от времени, творческий цикл «толчок – идея – результат» проходит каждый. Толчком может быть любое изменение пространства, которое требует корректировки. Стоит добавить, что идея у человека появляется в связи с необходимостью изменить пространство, тогда как животные, под воздействием изменений среды обитания, будут корректировать свое поведение, а не саму среду.


Творчество возможно улучшить, причем на каждом из описанных этапов. Например, толчок может привести к созданию идеи, а может, и нет, но если настроить свое восприятие таким образом, чтобы каждый импульс вызывал реакцию к созданию идеи, то их количество, а со временем и качество, возрастут. Один из самых простых приемов, который можно использовать как ежедневное упражнение это, находясь вниманием в восприятии, изучая окружающую обстановку, любое событие мысленно продолжать, улучшать, модифицировать. Делать это можно задавая себе вопрос: «Что здесь можно добавить? Что улучшить? Как изменить? Откуда это событие происходит?». Каждый раз можно давать волю фантазии, разрешать сумбурные и нелепые предположения, отпускать мышление на свободу. Со временем дорисовывание будет происходит автоматически, а ум начнет создавать красивые и интересные идеи.


Повысить качество идей можно, изучая гениальные идеи прошлого, рассматривая историю их возникновения, а также создавая множество идей (как в описанном выше упражнении) и проверяя их соответствие пространству. В этом поможет вопрос: «Насколько идея уместна происходящему?».


Рассмотрим улучшение процесса воплощения идеи подробнее. Если от идеи до ее реализации все происходит гладко и нигде, ни на каком этапе процесс долго не задерживается, значит либо процесс создания отработан годами, либо идея настолько хороша, что ведет весь процесс сама. Бывает часто, что молодые авторы, поймав хорошую идею, создают великолепное произведение, но на этом их творчество заканчивается, т.к. хорошие идеи, способные «руководить» процессом рождаются очень редко, тогда как опытный мастер может из средней идеи сделать замечательное интересное произведение.


Если в процессе воплощения идеи что-то не получается, процесс тормозиться, то необходимо просмотреть весь маршрут, и каждый из этапов отдельно. На первых двух этапах тормозом может быть то, что толчок был неоднозначным (слышу звон, не знаю, где он) или малозначительным. Может быть такое, что идея не соответствует существующему пространству, а может быть замысел слишком велик или через меру прекрасен. К реализации чаще доходят спокойные и сильные идеи, которые, на первый взгляд, могут показаться простыми.


Часто можно наблюдать картину, когда у человека возникает большое количество идей, но ни одна из них не доходит до реализации. В этом случае человек может заниматься самообманом, успокаивая себя словами: «Мое дело создавать идеи, а реализовывает пусть их кто-то другой». На самом деле, никто кроме автора не сможет реализовать идею полноценно, а человек способный их отлавливать и не способный на реализацию либо боится, либо ленится, либо создает идеи, не соответствующие существующему пространству. Эго такого человека, перенасыщаясь эмоциями, которые сопровождают создание идей, будет прятать правду, и тогда человек будет уверен в качественности своих идей, не имея никакой возможности на деле проверить хоть одну из них.


Другой случай, когда человек болен одной идеей. Эта идея ему кажется настолько великолепной и замечательной, что он будет донимать всех знакомых, рассказывая про идею и мотивируя на ее воплощение, сам же ничего для реализации не предпринимая. Внутреннее оправдание в таком случае будет примерно такое же, как и предыдущем варианте: «Я придумал гениальную идею, воплощает ее пусть кто-то другой».


Мешают воплощению идеи не только недостаток опыта, но и психическое состояние, т.к. кроме неуверенности, препятствием может быть нехватка психической энергии, или отсутствие необходимых внешних ресурсов. У автора идеи в случае подобных препятствий возникает мысль не продолжать воплощение, но прежде чем вообще отказываться от идеи или откладывать ее, стоит проявить немного больше усердия, дать себе возможность уделить больше времени на создание, или попросить совета и помощи.


Несколько отличается от приведенных выше примеров процесс создания коммерческого творческого продукта, например, рекламы. Любой рекламист тоже, несомненно, творческая натура, и его идеи проходят тем же маршрутом, что и идеи любого другого творца, разница только в том, что для создания рекламы используется неестественный некачественный или вымышленный толчок. Часто импульсом к созданию рекламного продукта является сумма гонорара, а это означает, что рекламист вынужден сам себя стимулировать, чтобы его ум произвел на свет идею. Зачастую внутренний мир рекламиста противится такому положению дел, причем не только беспрерывному творческому потоку за деньги, а такое творчество способно довести до нервного истощения, но и тому, что часто рекламировать приходится некачественный товар, а рекламу надо сделать качественной. Если свободный художник ищет вдохновение, собирает импульс по крупицам, то рекламист действует иначе: он создает вдохновение сам, пуская для этого в ход любые средства.


В завершение хочется написать об одном из самых интересных творческих состояний - о потоковом творчестве. Это процесс, в котором все этапы сливаются в один непрерывный поток, так что выделить отдельные шаги невозможно. Но чтобы запустить поток, все равно необходим толчок, начальный импульс, вдохновение. От силы толчка зависит время нахождения в потоке. Такое творчество может длиться очень долго. Для потока не всегда нужна идея, или не обязательно, чтобы она была явной и понятной, достаточно того, что импульс запускает процесс. В потоке возможно увидеть то, как идея рождается, развивается и становится полноправной хозяйкой процесса. Потоковое творчество, как и любое другое возможно тренировать, что позволяет развивать сопутствующие ему чувствование и видение.


Если творческий цикл происходит в жизни каждого человека, то каждый человек имеет в себе творческие задатки. И это необязательно должно быть умение рисовать картины или писать книги. Творчество можно применять в любой сфере деятельность, будь-то экономические подсчеты или обычная уборка дома. Отличие между людьми в плане творчества лишь в том, что кто-то его применяет и сделал неотъемлимой частью своей жизни, а кто-то нет. Чем раньше человек найдет возможность раскрыть свои творческие способности, тем раньше он сможет улучшить свою жизнь, привнеся в нее большое количество идей, качество воплощения которых будет расти с каждым днем.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Анатомия творчества | Delta-Gamma - В Греции всё есть! | Лента друзей Delta-Gamma / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»