Создание персонажа в программе Poser.
Часть 3 - Шейдеры кожи.
Создание мат-файлов.
Автор этого урока Ольга Бор ( за что ей огромное СПАСИБО!)
Я не буду писать о построении шейдеров.
Пыталась, но урок растянулся на бесконечную вереницу переходов,
в описании которых, в итоге, я запуталась.
Вам нужны хорошие базовые знания программы,
на основе которых вы сможете сделать комбинации узлов (нодов).
Подробно же я напишу о создании мат-файлов,
которого нет в учебниках.
Несколько советов по шейдерам:
1) Штудировать учебник по Позеру.
Даю несколько ссылок на материал из учебника по 7 версии
Мастерская Материалов (Material Room) - ссылка
Узлы в Material Room - ссылка
Построение базового шейдера кожи - ссылка
2) Штудировать материалы в интернете
по созданию SSS шейдеров для версий Позера 9 и выше.
В основном, это НЕ русскоязычные форумы.
Но есть браузер гуглхром, переводящий любую страницу.
Есть в поисковиках примечание "перевести страницу".
Если есть желание, то найти в интернете можно всё.
3) Есть коммерческие ресурсы с наборами шейдеров,
их можно купить и не морочить себе голову...
хотя всё равно голову морочить придётся
по подгонке готового шейдера под свою текстуру.
По мне, лучше сделать свой -
это интересно и увлекательно.
НО! Нужно знать узлы и их значения!!!
Без этого вы никогда не сможете создать свой шейдер.
4) Полюбопытствуйте в мастерской материалов
шейдерами персонажей, которые есть у вас в коллекции.
5) Для цвета глаз - это позиции Iris, Pupil,
загружайте текстуру с нулевыми значениями - 00,
для губ - это позиция Lip,
загружайте текстуру головы,
т.е. текстуры основного цвета,
которые будут на общем мат-файле
(как загружать текстуры я писала в предыдущей части урока).
6) Шейдеры создаются для всех зон Виктории.
Не забывайте загружать свои текстуры.
7) Сохраняйте изменения на рабочем файле.
Вы будете работать не один день и все изменения будут
складываться в рабочем файле, как в копилочку.
Мои шейдеры головы,
которые я использовала во всех 3х персонажах,
созданных для Renderosity
(последний - Татьяна, ещё тестируется
специалистами магазина).
Mat_Normal
[378x438]
Mat_SSS
[367x600]
8) Это не раз и в дамки, это длительная, серьёзная работа,
основанная на базовых знаниях программы.
Да, базовые знания закрепляются на практике.
Так пробуйте, экспериментируйте, всё в ваших руках.
Я свои шейдеры собирала не один месяц.
И они не идеальны, нужно пробовать другие варианты.
У меня, как я вижу, проблема со структурой - заглаживаю
я текстуру кожи чрезмерно, со световыми узлами плохо дружу....
Это можно исправить поиграв настройками Bump,
с блендерами поработать....
Но я только в начале погружения в мир Позера,
и мне ещё не всё доступно в понимании этой удивительной программы.
Создание мат-файлов.
Мат-файлы очень удобны в неоднократном применении.
Вы в любой момент можете его применить.
Этот файл несёт в себе информацию о текстурах и шейдерах.
Мат-файл можно создать для любой зоны.
В моём случае - это
всех зон (Full)
глаза (Eyes)
губы (Lips)
Макияж (MU)
1. Все зоны (Full).
1) После построения шейдеров для всех зон топаем в библиотеку - материалы
и внизу жмём левой кнопкой мыши на большой крестик
(папка должна быть активна - синий цвет,
для этого сделайте по ней клик левой кнопкой мыши)
[410x426]
2) Появится окно, в котором пишем название файла
( у меня !!Tatyana_Full_MAT),
выбираем позицию Material Collection
и жмём на кнопку Select Materials...
[278x257]
3) Откроется ещё одно окно, в котором нужно оставить галочки
только на тех зонах, которые хотим сохранить.
Для файла Full нужно сохранить все зоны.
И хотя по умолчанию галочки на всех зонах,
не мешает перестраховаться и нажать на кнопку Select All,
затем ОК, ОК.
[266x273]
В библиотеке, внизу папки появится созданный файл.
[382x282]
2. Глаза (Eyes).
Для мат-файла можно оставить только те позиции,
которые изменяются - цвет глаз,
но я оставляю всю зону глаз.
1) Опять жмём левой кнопкой мыши на большой крестик,
Вписываем имя файла - Eyes-00,
выбираем позицию Material Collection
и жмём на кнопку Select Materials...
[282x258]
2) В окне выбора зоны жмём на Select None,
чтобы сбросить все галочки.
[270x275]
3) Выбираем глаза
[271x272]
В библиотеке, внизу папки появится созданный файл.
[365x263]
3. Для губ выбираем Lip
В моём наборе есть сброс цвета губ,
поэтому я не загружаю файл с первым цветом губ,
а название файла с нулевыми значениями
[278x259]
[267x270]
[350x241]
4. Для макияжа выбираем SkinFace,
но перед этим загрузите текстуру с первым макияжем
в мастерской материалов на позиции SkinFace.
Файл Bump оставляйте без изменений.
Он один на все позиции группы голова
(нумерация в мастерской материалов - 1).
[279x274]
[279x274]
[355x277]
5. Мы создали основные файлы,
но нужно создать файлы и с разным цветом глаз, губ, макияжа.
Я знаю два пути их создания:
1) Создавать файлы в материалах, как мы делали
для основных файлов, но перед каждым новым файлом
загружать соответствующую текстуру.
Например, для файла Lips-01 загрузить текстуру с таким же названием.
И так для всех файлов, называя их с соответствующим номером и значением -
Eyes, Lips, MU.
2) Можно переписать названия файлов в текстовом редакторе.
Я именно так и делаю, о чём расскажу позже.
6. Преобразование файлов.
1) Закрываем Позер и топаем в папку Runtime\libraries\materials
Внизу папки видим созданные файлы в форматах mc6, png и xmp
Файлы в форматах png и xmp нам не нужны.
xmp - сопроводительный графический файл
png - иконка, которую мы видим в Позере.
Но иконки лучше сделать другие,
на которых будут видны те части и те изменения (цвет),
которые соответствуют названию.
Я иконки делаю после создания мат-файлов -
загружаю каждый файл, провожу рендеринг,
потом в фотошопе обрезаю и сохраняю в png папке с мат-файлами.
Название png файла копирую с соответствующего названия мат-файла.
[570x513]
Удаляем их, оставляя файлы в формате .mc6.
Именно эти файлы содержат всю информацию о том,
что вы наворотили в Позере.)))))))
[289x149]
2) Открываем первый файл в WordPad.
Удаляем mtlCollection
(выделяем и делаем клик правой кнопкой мыши - вырезать)
[350x366]
Пишем на этом месте латиницией figure
[295x313]
Сохраняем изменения и применяем их ко всем файлам.
3) Меняем формат у всех файлов на pz2 -
клик правой кнопкой мыши по файлу,
из списка выбрать - переименовать.
Стираем значение mc6 (не заденьте точку перед названием формата),
вписываем pz2.
Может выскочить окно (зависит от вашей ОС)
[570x176]
Жмём на ДА - формат файла изменён.
Применяем изменения ко всем файлам.
[267x121]
Мат-файлы созданы.
4) В папке Runtime\libraries\Pose\Ваша папка с названием персонажа,
где уже есть pose-файлы, создаём новую папку или просто переносим в эту папку
созданные мат- файлы из папки materials.
Я делаю два вида шейдеров:
Mat_Normal - для версий Позера без возможности рендеринга
Subsurface Scattering - Подповерхностное рассеивание
Это версии до 8 включительно.
Mat_SSS - для версий с возможностью рендеринга
Subsurface Scattering.
Это версии от 9 и все Pro
[350x270]
Поэтому я создаю две папки
и делаю два набора шейдеров.
[237x296]
7. Редактирование файлов в WordPad.
Выше я упоминала, что не создаю файлы для разных текстур,
создаю только основные,
а для текстур с цветом глаз, губ и макияжа
я редактирую основные файлы в текстовом редакторе.
Покажу на примере файлов губ.
1) Копирую файл Lips-00
и вставляю 7 раз, так как у меня 7 цвета губ.
В каждом копированном файле меняю цифровое значение -
Lips-01, Lips-02, Lips-03 т.д.
2) Открываю файл Lips-01
Удаляю название текстуры головы
и вставляю название текстуры губ со значением 01
[350x353]
[350x353]
Текстура Bump остаётся без изменений.
3) Прокручиваю колёсиком документ и найдя ещё одну позицию
с задействованным файлом, также меняю название.
Таким образом я поступаю со всеми файлами,
меняя название и цифровое значение.
Мне работать в текстовом редакторе удобнее,
нежели создавать весь набор файлов, загружая текстуры.
Мой набор мат-файлов
[570x251]
Посмотреть в большом размере - ссылка
На этом я закончу.
Конечно, как гриЦа, Бином Ньютона я не расписала,
но сделала всё, что смогла на данный момент.
Может мне и не стоило писать эту серию уроков сейчас,
но было несколько личных просьб от пользователей,
которые я не смогла проигнорировать...
Если меня озарит))))), то я обязательно напишу
дополнения к урокам по созданию персонажа
для Виктории в программе Позер
С теплом, Ольга Бор.