Вопрос из почты
Уверяю Вас, что в православии никто Богородицу не обожествляет ни канононически, не догматически. Может создаваться такое впечатление, с наблюдательской позиции и только. Человек, находящийся, что называется, внутри православия, не может обожествлять Богородицу, т.к. он единобожник. Православие почитает Божию матерь больше других, но никак не обожествляет ее. Православные просят у нее заступничества, ее молитв пред Господом нашим Иисусом Христом, также, как и у других святых, но более у Богородицы, как у наиболее близкого Христу человека, с человеческой точки зрения. То что изображается на иконах, носит больше традиционный характер, т.к. иконопись в православии переняла византийский стиль и нового практичски ничего не благославляется.
Уверяю Вас что кроме, может быть, не совсем просвященных людей, прежде всего наших бабушек, которые Вас в свое время и смущали со своей суетой и просфорками, как Вы писали, не обожествляет Богородицу. Однака ее считают символом женской чистоты и святости. Изображение ее с Богомладенцем, носит чисто символический характер, как напоминание, как и через кого пришел Господь. Перечекнув ее красной линией Вы как бы перечеркнули весь женский род (и себя саму), который здесь на земле с нее берет пример, как с женщины, т.к. Господь пришел в этот мир через женщину и спас весь женский род. Он явил Ее нам, в оправдание женщин от первородного грехопадения Евы, коим они были заклеймлены и несли это тяжелейшее бремя. Вам не нужно объяснять отношение к ветхозаветным женщинам, где их могли убивать без всякого наказания и даже порицания.
Господь спас женщину и Мария стала олицетворением женщины Нового завета. К ее образу стремятся все истинно православные женщины, но не обожествляют ее, а только почитают "честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим..". Поэтому она нераздельно присутствет с Господом, как символ Новозаветной женщины, как и Христос символ Нового человека (мужчины. т.к. мужеского пола). Господь отвечал саддукеям на коварный вопрос о женщине, имевшей здесь семь мужей, что во мире горнем не будет пола и никто никому принадлежать не будет, но будут все в Гоподе. Однако нам не нужно забывать, что мы - то с Вами пока здесь, и нам нужны ориентиры.. Иисус Христос - Богочеловек и у него две природы - Божественная и человеческая. Так и мы не должны забывать про свое человеческое начало и структура заповедей нам об этом говорит. Вы, Ирина Николаевна, все очень четко и логично увязали, виден большой труд. Сделали замечательный фильм, который на протяжение всего времени никак не входил в противоречие с православным мировоззрением. Там у Вас все сливалось с краснй линией святых отцов православия, которые все точно также объясняли (для меня, пожалуй, откровением было про 1000 лет после второго пришествия). Но перечеркнув Богородицу, Вы нанесли удар ножом по сердцу каждого православного Христианина. Можно было бы и по другому донести свою мысль. В итоге талантливейший фильм (под занавес очень сильно опечалил и захотелось кричать от чувства незавершенности практически идеальной работы.
Вам не стоит умолять 2000 летний опыт церкви, святых отцов (которые и будут именно теми святыми при вознесении), а также опыт нашего Отества, где князья со слезами и с содрагинем сердца просили Причистую матерь о заступничестве при сражениях, о помощи в решении важнейших государственных вопросов. Как же Иисус Христос не почитая свою мать ( с человеческой точки зрения) в ее успение, по просьбе ее, явился к ней и забрал ее минуя мытарста. Также она была первая из людей воскрешена и об этом свидетельствуют апостолы. Как ее можно после этого не почитать. Вопрос в том, что многие не могут в себя это все вместить и поэтому не признают иконопись (протестанты), потому что так проще. И жить проще - усилий меньше прилагать надо. Но не понуждая себя и шевствуя чрез широкиме врата, мы, как известно, не войдем..
Ответ:
По Вашему вопросу. Я понимаю Вашу позицию: Вы почитаете Марию и верите в Иисуса – в этом, конечно, нет ничего плохого. Мария – святая. Этого никто не оспаривает. Она согласилась на непорочное зачатие в то время, когда только была обручена Иосифу. По еврейским законам после обручения молодые не могли ещё вступить в половую связь в течение года. И Иосиф не прикасался к ней. Если бы, узнав о её беременности, он доложил бы об этом старейшинам, её бы забили камнями до смерти. Только святые люди способны на самопожертвование ради Бога. В этом был её подвиг веры. А то, что она растила Иисуса, это – не подвиг. Растить совершенного ребёнка - благославение! Многие женщины мечтают об этом. И видеть смерть своих сыновей пришлось многим женщинам. Не думаю, что для кого-то это было легче пережить, чем Марии. Но, конечно, Мария была очень благочестивой и праведной женщиной. В этом я согласна с Вами. Не согласна я с Вами по следующим пунктам:
1) Вы называете Марию Богородицей. Так называя её, Вы умаляете Христа. Получается, что Мария родила Бога. А это – неверно. Она дала Богу плотское тело, чтобы Бог смог стать Своим собственным созданием – человеком. Сам же Христос существовал до того, как мир был создан. Христос – часть Бога Отца. Бог Отец «родил» Христа за многие тысячелетия до рождения Марии. Мария родила плоть человека, в которой был инкарнирован Христос. Какой бы благочестивой ни была бы плотская женщина, родить Бога она не может. Это – таинство Божие. В этом нет заслуги Марии. Её заслуга только в том, что она позволила Богу использовать своё тело. Большинство святых делали то же, отдавая свои тела на мучения, испытания и смерть.
2) Господь пришёл в этот мир через девственницу, чтобы вернуть людям рай, потому что через девственницу люди потеряли его. Хоть грех Евы был тяжелее греха Адама, грешниками они стали оба, оба потеряли бессмертие, поэтому Христос пришёл не только, чтобы оправдать женский род, но оправдать всех уверовавщих в Него. Женщины –не грешнее мужчин. Все одинаково грешны, и все отпали от благодати.
3) Называя Марию символом новозаветной женщины, а Христа – символом новозаветного мужчины, Вы ставите Марию на тот же уровень значимости, на котором стоит Христос. Христос – новый Адам. Имя «Адам» означает: «человек». Христос – образ новозаветного человека. И в Господе – все равны. Это сказано не о времени после воскрешения, когда воскрешённые будут, как ангелы на небесах, а о времени нынешнем:
«Ибо вы все сыны Божии по вере во Христа Иисуса; Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже ни иудея, ни язычника; нет ни раба, ни свободного; нет ни мужского пола, ни женского; ибо все вы – одно во Христе Иисусе» (Гал.3:26-28).
Таким образом, во Христе нет ни новозаветной женщины, ни новозаветного мужчины, а есть новозаветный человек, облекшийся в образ Христа.
4) Мария не была воскрешена первой. Она была на Голгофе около распятого Иисуса, когда состоялось первое воскрешение святых. Никакого воскрешения после этого не было. Следующее воскрешение будет при Его Втором пришествии. Иисус с креста наказал Иоанну позаботиться о Марие, что говорит о том, что после распятия она прожила на земле ещё какое-то время после самого первого воскрешения. Пётр, Павел , Иуда, Марк, Лука погибли в 60-х годах – приблизительно через 30 лет после распятия. Иоанн записал Откровение Иисуса приблизительно через 60 лет после распятия. Никто из них не упоминул о том, что Мария была воскрешена, что они, конечно бы, сделали, если бы это замечательное событие действительно произошло. Никто из апостолов не упоминал о воскрешении Марии. Всё, что появилось после 90-х гг.н.э., было сфабриковано церковью, чтобы оправдать своё поклонение богине неба – поклонение, которое церковь переняла от язычников: «Слово, которое ты говорил нам именем Господа, мы не слушаем от тебя; но непременно будем ...кадить богине неба ....как мы делали, мы и отцы наши, цари наши, князья наши в городах Иудеи и на улицах Иерусалима...» (Иер.44:17). Мария, как и все остальные святые, пострадавшие за Иисуса, ещё не воскрешена. Их души в раю, но воскрешение душ в духовных телах ещё не состоялось. Церкви нужна была воскресшая Мария только для того, чтобы оправдать своё поклонение богине неба.
5) Православные просят у Марии заступничества перед кем? Перед Иисусом? Но Иисус и есть наш Заступник. Иисус простил даже тех, кто издевался над Ним, и вы просите Марию, чтобы она заступилась за вас за ссору с соседом? Кроме непростительного греха, нет такого греха, который Иисус бы не простил, и за который Его нужно было бы упрашивать. Помочь в чём-то? Так ангелы служат Иисусу, а не душе Марии.
А вот с Отцом – другое дело. Он прощает нас только тогда, когда нас прощает Иисус.
Может вы просите Марию о заступничестве перед Отцом? Но Иисус – наш первосвященник, и только Он входит к Отцу с молитвами о нас. «Никто не приходит к Отцу как ТОЛЬКО через Меня» (Ин 14:6); «Мы имеем Ходатая перед Отцом – Иисуса Христа, Праведника» (1Ин 1:2). Он – наш ЕДИНСТВЕННЫЙ Посредник – «един посредник между Богом и человеками – человек Христос Иисус» (1Тим.2:5). Так зачем же Мария? Какой-то церковный бюрократизм получается.
В Царство Небесное вход только через тело Иисуса – занавесь перед Святым местом во святилище. Именно поэтому в видео – красная линия. Потому что, не смотря на Ваше утверждение, что православные не поклоняются Марие, я знаю, что многие именно это и делают. Если Вы молитесь ей – Вы поклоняетесь ей. Наш Бог – Бог ревностный. Он не хочет, чтобы люди разделяли поклонение, предназначенное Ему, с кем либо ещё. Даже с женщиной, которая была избрана стать порталом для входа Бога в мир людей. Избрана не по каким-то её сверх-качествам, а по её родословной от Давида, по родословной от Давида её мужа Иосифа, которому было суждено воспитывать Иисуса, и по благочестию, присущему многим еврейским девушкам того времени.
Вот Вы говорите, что почитание Марии возвышает. А посмотрите, сколько ненависти порой проявляют православные по отношению к протестантам, стоит тем только заикнуться, что почитание её находится в противоречии с учениями Библии. А ведь мы все – одно тело в Иисусе.
Верующие могут почитать Марию, как и остальных святых; брать с них пример, учиться у них терпению, любви, бесстрашию, но если святой или святая затмевает славу Иисуса, то это почитание становится для них огромным камнем при входе в Царствие небесное. Таким камнем, который им, возможно, не обойти, чтобы попасть туда. Лампы потухнут.
Вот так.Вы уж простите меня - не убедили. Для меня единственный Заступник -Тот, Кто принял издевательства и смерть и за меня, и за Вас, и за Марию.