Вот и отшумели праздничные гулянья, остались в прошлом плесни, пляски. Ушла Масленица - пришло время Великого Поста.
'Что такое этот Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Который Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пита, дар поистине драгоценный для всех ищущих спасения, как умертвитель душевных сграстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям. И с какою любовью, какими храмбожественными благодатными силами служит Господь всем истинно постящимся! Он их посещает, очищает; обновляет, укрепляет в борьбе со страстями... научает всякой добродетели и возводит к совершенству...' - писал о. Иоанн Кронштадтский.
Традиция Великого Поста возникла в древней христианской церкви и до настоящего времени сохранилась в основном в Православной Церкви.
Великий Пост - это подготовка к Светлому Христову Воскресению путем покаяния, углубления во внутреннюю духовную жизнь, отрешения от ее материальной стороны. Великий Пост - самый продолжительный из всех многодневных постов, а так же самый главный и строгий, который продолжается в течение семи недель перед Пасхой. Первые шесть недель поста до пятницы шестой недели имеют каноническое название 'святая четыредесятница'. Седьмая, последняя неделя перед Пасхой - Страстная неделя, или Великая, отсюда и название поста. Первые два дня и последний день поста рекомендуется обходиться без пищи, в остальные дни соблюдать умеренность и ограничивать себя в еде. В Великий Пост церковный устав разрешает 4 степени поста: - 'сухоядие' растительного масла; -'разрешение на вино и елей' - вино испивается мерой для укрепления сил постящихся; -'разрешение на рыбу' - рыба разрешается только в праздники Благовещения и Вербное воскресенье. Что касается растительного масла, то его можно употреблять только по субботам и воскресеньям.
Первые два дня и последний день Великого Поста принято обходиться без пищи, в остальные дни соблюдать умеренность и ограничивать себя в еде.
Пост - это трудный путь, подвиг, свершение которого требуется от каждого христианина. Но на каждом пути бывают перевалы - где можно отдохнуть. Так и во время поста в субботы и воскресенья, когда совершается торжественная литургия Василия Великого, ослабляется пост. В эти дни можно употреблять в пищу растительное масло и вино для поддержания сил и духа. Что же принято есть и пить в эти Великие дни?
Самыми распространенными в постные дни считаются похлебки, полевки, солодуха, кулага, толокно, овсяный кисель, квашеная капуста и блюда из нее, грибные кушанья, а также блюда из круп.
Очень интересен обряд выпечки на постной неделе. Раньше в это время верующие выпекали так называемые 'Кресты' - разновидность печенья в форме креста. Их вкладывали в закрома с семенами, скармливали домашним животным. Затем их вместе с зерном вывозили в поле и перед началом всех работ, закапывали по четырем углам участка - пахарь кланялся на все четыре стороны и начинал пахать. А делалось это для того, чтобы оберегать урожай, животных и самих людей от злых сил. А чтобы отвадить злые чары, выпечку надо было посыпать маком.
Следует сказать, что употребление в пищу скоромных продуктов (мясо и мясные продукты, животные жиры, яйца и содержащие их изделия) во время поста называется оскоромиться. Заговеньем называют последний накануне многодневного поста день, разговеньем - переход от постной жизни к скоромной.
Некоторые старинные кушанья, традиционные для постов, сегодня не только не употребляют в пищу, но многие и не слышали о них. Возможно, это произошло потому, что они были характерны для крестьянской среды, а в городской, мещанской, были неупотребительны. Вспомните бессмертное некрасовское 'Кушай тюрю, Яша, молочка то нет...' Да и готовили эти кушанья в русской печи. На газовой или электрической плите их зачастую приготовить невозможно.
Тюря - это самое распространенное и безыскусное старинное постное блюдо представляет собой миску холодной подсоленной воды с плавающими в ней кусочками хлеба и накрошенного репчатого лука. Но дело не в том, из чего он состоит, здесь речь идет о том, как к нему относиться. Отказ от удовольствий создавали у верущего человека благодарственное приятие самой простой еды, ведь голод - лучшая приправа к пище, даже если это простой хлеб и лук с водой.
Полевка - это похлебка из ржаной муки, а точнее из заквашенного ржаного теста - расчины. Расчину ставили накануне, и, когда она достаточно закисала, из нее готовили полевку. В горшке кипятили воду, добавляли соль, лавровый лист, репчатый лук, расчину и взбивали колотовкой (мутовкой), выполнявшей в прошлые века роль миксера. Полевку заправляли луком, сушеными грибами, сельдью, вяленой рыбой, снятками. Такие супы и сейчас распространены, особенно в Польше, Словакии и Чехии.
Солодуха - ели в дни Великого и Рождественского постов. Это жидкое блюдо, но не суп, а десерт, она кисло-сладкая на вкус. Приготавливалась она из ржаного солода, т. е. ржаного зерна, хорошо пророщенного, высушенного, смолотого и просеянного. В глиняном горшке кипятили воду, охлаждали до температуры 35 градусов, засыпали солод и приколачивали (интенсивно перемешивали) мутовкой, чтобы не было комков. Горшок ставили на припек, и, пока русская печь томилась, солодуха стояла в тепле. В горшок с солодухой время от времени бросали кусочки льда или снега, чтобы она не перегревалась. При этом солодуха разжижалась, и в нее также время от времени добавляли ржаной солод, чуть-чуть подсыпая и часто перемешивая. Когда процесс соложения закончен (это определяется по степени сладости), горшок ставят в печь и доводят до кипения, тотчас вынимают из печи, быстро охлаждают до 25-30 градусов, опускают в горшок корочку ржаного хлеба и, прикрыв сверху чистым рушником, ставят в теплое место, как правило, на русскую печь. При этом солодуха настаивается, закисает, приобретает свой характерный хлебный кисло-сладкий вкус, медовый аромат и розоватый цвет.
Кулага - это блюдо близко солодухе и тоже десерт. Однако процесс ее приготовления затягивался на сутки и более. Ее готовили из ржаного солода, она была сладкой на вкус. Для приготовления кулаги отваривают картофель в кожуре, охлаждают, очищают, тщательно толкут, чтобы не осталось комков. Затем замешивают солодом (просеянной ржаной мукой) полугустое тесто, перекладывают в глиняный горшок и, закрыв крышкой, ставят в истопную русскую печь, подгребая со всех сторон к горшку горячие угли. Через час горшок вынимают, хорошенько взбивают массу колотовкой, вновь закрывают крышкой и ставят в печь еще на час. Затем горшок вынимают из печи, снимают крышку и, охладив, перекладывают кулагу в деревянную посуду, прикрывают рушником и ставят в теплое место (на русскую печь) еще на сутки для закисания, следя при этом, чтобы она не слишком перекисала. Затем ее вновь перекладывают в глиняный горшок и, закрыв крышкой, ставят в печь для запекания. Спустя еще несколько часов кулага готова. По внешнему виду она напоминает кашу, но так густа, что ее можно резать ножом. Цвет кулаги золотистый, бежевый, кремово-розоватый, на вкус она кисло-сладкая, с медовым ароматом. Кулагу едят холодной.
Толокно - это блюдо готовили из овса, выдержанного в продолжение ночи в теплой русской печи. При этом мука, полученная из такого зерна, теряла способность образовывать клейковину, зато хорошо набухала в воде и быстро густела. Толокно замешивали на охлажденной кипяченой воде, приправленной солью. Толокном обычно полдничали, так как между обедом и ужином проходило достаточно много времени, ужинали перед сном.
Приметы и поговорки, связаные с Великим постом:
Великий пост прижмет (подожмет) хвост.
Заговеться на редьку, на хрен да на белую капусту.
В Великий пост как узлом затянет (скороми нельзя)
Пост не мост, можно и объехать.
В год хлебородный пост не голодный.
Не бойся того поста, когда в закромах нет пуста, страшен и мясоед, когда в амбаре хлеба нет.
Никто на Руси с поста не умирал.
С поста не мрут, а с обжорства дохнут.
Источник:
http://www.restoran.ru
[699x463]