Писанки и крашанки святили вместе с пасхой и другими традиционными продуктами питания и блюдами. После пасхального богослужения в храме люди приветствовали друг друга: «Христос воскрес» — «Воистину воскрес», — и целовались. При этом дарили друг другу писанки. Таким образом славяне не только выражали свою радость по случаю светлого праздника, но и мирились и прощали друг другу обиды. Украинцы на второй день Пасхи проведывали друг друга и тоже обменивались писанками. Этот понедельник в Галичине, на Волыни, других регионах Западной Украины называли волочильным.
На Волыни, когда семья возвращалась из церкви после пасхального богослужения, то все умывались перед праздничным завтраком. Ели из миски, в которой лежали три писанки или крашанки. Все 40 дней от светлого Воскресенья до Вознесения писанки обязательно были на столе.
Когда берешь в руки писанку — это маленькое чудо — трудно представить, что несколько тысяч лет назад такую же писанку держал в руках наш далекий предок, выписывая на ней солнечные знаки. Для нас, современных людей, эти знаки так же непонятны, как китайские иероглифы.
Кроме украинцев, писанкарское искусство распространено и среди поляков, румын, словаков, литовцев. Писанки лужицких сербов, которые живут на территории Германии, имеют большое сходство с украинскими. Многие народы мира до сегодняшнего дня к праздникам расписывают писанки и крашанки, но в Украине писанкарство наиболее развито и стало отдельным видом искусства, а писанка — одним из культурных символов Украины. И вряд ли стоит удивляться, что канадская диаспора возвела ей памятник.
Что ж, это прекрасно, что возрождается одна из лучших украинских самобытных традиций.
[250x280]