• Авторизация


Мифы античной истории. 27-01-2011 10:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 Троянская война Из истории Древней Греции нам известно, что в XIII веке до н.э. произошла легендарная Троянская война, гениальным свидетельством которой стали «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Если верить последнему, то завершилась эта война взятием Трои.

                Однако похоже, что события Троянской войны – плод фантазии древнегреческих певцов (так называемых рапсодов). К такому выводу пришел доктор исторических наук профессор Петербургского, Европейского и Венского университетов Лев Самойлович Клейн. Собственно говоря, и до него многие исследователи сомневались в реальности описываемых Гомером событий, но Клейн оказался, пожалуй первым, кто сумел привести доказательства, на которые не смогли возразить даже самые маститые гомероведы.
              
«Меня смутили расхождения, которые обнаружились между описанием Трои и археологическими раскопками, - рассказывает профессор Клейн, долгое время сам занимавшийся археологией. – То, что раскопал Генрих Шлиман, было «слоеным пирогом» из цивилизаций разных времен. Сам город оказался не настолько велик (значительно меньше описанного Гомером), чтобы, как это описано у Гомера, разместить в нем многочисленное войско. И уж тем более там негде было спрятать продовольствие, которого хватило бы на десять осадных лет. Но главное: при раскопках не было найдено никаких доказательств того, что крепость штурмовали греки. Не обнаружено ни единой греческой стрелы или копья. А значит, нельзя говорить и о реальности самой Троянской войны. Как нельзя утверждать, что Шлиман раскопал Трою. Судя по монетам и надписям на обломках храмов, Шлиман нашел Илион. А Троя не найдена до сих пор».
Удивило Клейна и обилие повторов в поэме: река, на которой стоит город, называется то Скамандр, то Ксанф; одного из героев зовут то Парис, то Александр; греческие воины Ахилл и Диомед совершают одни и те же подвиги и даже ранены в одно и то же место – в пятку и т.д. И тогда профессор Клейн сделал открытие. Он выделил повторяющиеся сюжеты и увидел, что «Илиада» просто распалась на пять частей – самостоятельные, схожие по сюжету поэмы, явно принадлежащие разным авторам.
               По мнению Клейна, в XIII веке до н.э. ахейцы (предки греков) очень хотели завоевать Илион, но ничего у них не получилось. Спустя века их нереализованное желание обрело реальность… в героических песнях. Вот так придуманные (хоть и прекрасные) древними легенды послужили причиной многовекового заблуждения о Троянской войне и о победе в ней греков.
               В Древней Греции существовали своеобразные песенные состязания, во время которых лучшие певцы сочиняли песни на один заданный сюжет. Спустя годы эти песни объединились в единый песенный свод. Скорее всего, именно так и возникла «Илиада».
Существует, впрочем, и иная теория, по которой «Илиада» действительно написана не одним человеком и даже не в одном веке. По этой теории, маленькая победа в маленьком городе в преданиях превратилась в великую войну и десятилетнюю осаду.
 
 
              Марафонский бегун Многим известна история о возникновении бега на марафонскую дистанцию (42,195 км.): в 490 г. до н.э. после победоносного для греков сражения у местечка Марафон, некий греческий воин по имени Филиппиад пробежал указанную дистанцию в полном снаряжении, сообщил афинянам о победе и пал замертво. Как ни красива история, но вероятнее всего она, не более чем легенда. Дело в том, что в те времена было хорошо налажено сообщение между фронтом и греческими городами. Его обеспечивала система дневной и ночной сигнализации, быстроходные конные связные и военные конные повозки со сменными упряжками. А посему бег единственного воина (неужели ни одного коня не нашлось?), да еще в полном снаряжении представляется совершенно неправдоподобным.
 
Триста спартанцев Наверное многие смотрели фильм с одноименным названием (фильмов с таким названием, к слову сказать, было снято в разное время уже несколько) и на вопрос, сколько войск во главе с мужественным спартанским царем Леонидом противостояло в 480 году до н.э. персидской армии Ксеркса в местечке Фермопилы («Горячие ворота»), ответит: ну конечно же триста! Тем не менее, все обстояло не совсем так. За ответом обратимся к «Истории» Геродота, к книге седьмой («Полигимния») этого труда – единственному достоверному источнику об этом сражении, где в параграфах 202 и 203 читаем (количество воинов выделено мною жирным шрифтом): «Эллинские же силы, ожидавшие в этой местности персидского царя, состояли из 300 спартанских гоплитов, 1000 тегейцев и мантинейцев (по 500 тех и других); далее, 120человек из Орхомена в Аркадии и 1000 – из остальной Аркадии. Столько было аркадийцев. Затем из Коринфа 400, из Флиунта 200 и 80 - из Микен. Эти люди прибыли из Пелопоннеса. Из Беотии было 700 феспийцев и 400 фиванцев. Кроме того, эллины вызвали на помощь опунтских локеров со всем их ополчением и 1000 фокийцев…». Путем несложных арифметических подсчетов мы получим цифру: 5200 воинов (примечание: Википедия в статье «Фермопильское сражение» приводит иные цифры: 5920, тем не менее цифра эта ошибочна, поскольку автором статьи при подсчете количества воинов из Микен, указано «800», вместо «80», чем и обусловлена неточность подсчета).
               Итак, мы видим уже не триста, а более пяти тысяч воинов. В данном случае особо акцентирую внимание на слове «воины», поскольку в их число у Геродота вошли лишь профессиональные тяжеловооруженные воины (го´плиты), при этом тот же Геродот говоря о количестве спартанцев сообщает лишь о количестве именно го´плитов, не считая при этом ило´тов, - своеобразных государственных полукрепостных полурабов в Спарте, которых спартанцы использовали как легковооруженных воинов и слуг, но с которыми не делились славой. Люди, подобные спартанским ило´там, были также и у воинов из других греческих полисов. Количество спартанских ило´тов в Фермопильском сражении подсчитать можно лишь приблизительно, поскольку о их количестве Геродот попросту умалчивает. Вместе с тем, по словам того же Геродота год спустя (479 г. до н.э.) в сражении при Платеях на каждого спартанского го´плита приходилось по 7 ило´тов; соотношение их в Фермопильском сражении неизвестно, но судя по всему было примерно таким же, исходя из количества погибших в сражении греков. Итого только спартанцев в том сражении участвовало около двух тысяч человек.
               По просчетам ряда специалистов, в Фермопильском сражении персидской армии противостояло не менее 7 000 человек*, что, согласитесь, уж никак не 300.
               Впрочем, это обстоятельство никоим образом не преуменьшает подвига спартанцев и воинов из прочих греческих полисов, ведь им противостояло около 200 тысяч персидских воинов (Геродот приводит откровенно завышенную цифру в 1 700 000 человек, а также методику их подсчета), в том числе элитные части Ксеркса – так называемые «бессмертные». 
              Греческие (главным образом - спартанские) воины бились фанатично, к исходу сражения будучи уничтожены все до единого (кроме тех, кого царь Леонид отпустил накануне)**. Точное число погибших в том, длившемся три дня сражении, греков и персов, неизвестно, меж тем (со слов того же Геродота) в Фермопильском сражении пало немало знатных персов, в том числе 2 родных брата царя Ксеркса, при этом потери персидской армии многократно превышели потери спартанцев и их союзников. 
 
 
               Смерть Клеопатры Вообще должен отметить, что египетская царица Клеопатра VII из рода Птолемеев, не была такой уж непревзойденной красавицей. Уж во всяком случае, до сыгравшей её в одноименном фильме Элизабет Тейлор реальной Клеопатре было далеко: судя по прижизненным изображениям, египетская царица была женщиной полноватой, с невыразительными чертами лица. Бюст царицы, также считающийся ее достоверным изображением, демонстрирует нам женщину восточного типа с хищным вырезом ноздрей, небольшими глазами и удлиненным лицом. Иное дело – ее личное обаяние и сексуальность. Современники отмечали, что в ней все дышало сладострастием. Для того, чтоб очаровать самого Юлия Цезаря, а потом и Антония, обойтись без них было бы, наверное, невозможно. Кроме того, она была прекрасно образована: пела, играла на лютне и арфе, танцевала, владела несколькими иностранными языками, с ней можно было поговорить о литературе, искусстве, новейших философских течениях.
                А вот версия о том, что из жизни она ушла благодаря укусу змеи – скорее всего является лишь очередной легендой. Историки до сих пор спорят, какая это была змея: то ли египетская кобра, то ли рогатая змея. Спорят потому, что змею так никто и не нашел. А коль скоро найдена она не была, невольно возникает вопрос: «а был ли мальчик?», в смысле змея? Против того, что змея была, свидетельствует факт: вместе с Клеопатрой практически мгновенно умерли две ее служанки, Ирас и Хармион. Однако даже самая ядовитая змея-кобра – не может убить трех человек, укусив их одного за другим, - для этого у нее попросту не хватит яда. Кроме того известно, что даже разъяренная змея после первого укуса сразу же стремится скрыться. Учитывая, что наука о ядах была прекрасно развита в Древнем Египте, думается, что с помощью яда Клеопатра и ушла из жизни. Остальное же – область догадок.
 
 
                Клятва Гиппократа Удивительно, но античный врач Гиппократ к клятве, названной его именем, отношения не имеет никакого. Её приписали знаменитому эскулапу древности в более поздних изданиях его трудов.
                Интересно и то, что современная версия клятвы существенно отличается от ее средневекового варианта. Дело в том, что в оригинале существовали положения, которые подчеркивали не столько заботу врача о больном, сколько защиту интересов самих врачей. Например, во фразе «Я передам свои знания только своим сыновьям, сыновьям моих учителей и официально зарегистрированным студентам, а больше никому» явно угадывается лишь одно желание: сократить количество конкурентов. И где здесь, спрашивается, больной?
 
 
                Император Нерон Имя этого человека, правившего Римской империей в первом веке нашей эры, еще с древних времен стало для многих нарицательным, ассоциируясь с нечеловеческой жестокостью и различными непотребствами: мать родную приказал убить, санкционировал поджог Рима, в то время как сам он смотрел на горящий город, играя при этом на арфе. Но так ли это?
               Отнюдь. Мать свою убивать приказа он не отдавал, да и Рим жечь особой выгоды ему не было (зато была тем, кто занимался спекулятивными сделками с земельными участками).
              Как же тогда получилось, что сия дурная слава закрепилась именно за Нероном? Ну во-первых, заслуга в этом принадлежит историку Тациту, а также Гаю Петронию, - «мастеру вкуса» тогдашнего Рима. Оба они, к слову сказать, входили в партию, оппозиционную императору. Таким образом судить о Нероне на основе их трудов – все равно, что оценивать, к примеру, Ельцина, по работам Зюганова или Жириновского. А во-вторых, более всего возникновению небылиц о зверствах императора Нерона способствовало христианское меньшинство тогдашнего Рима. Удивительно, но в весьма веротерпимом Риме, где места хватало представителям всех культов и вероучений, христианская община оказалась единственной, совершенно нетерпимой ко всем иным религиям. Христиане вели себя оскорбительно не только при отправлении языческих обрядов, но и в театрах, где хулиганскими действиями пытались прекратить «греховные» представления. Таким поведением христиане восстановили против себя всё население Рима, и Нерон был вынужден принять меры против нарушителей порядка. Этого христиане ему никогда не простили, и в период раннего средневековья, когда влияние церкви было поистине неограниченным, были уничтожены рукописи всех авторов, которые хоть сколько-нибудь положительно отзывались о Нероне, а самому Нерону приписали ужасные зверства.
                  Конечно, ангелом он не был, но при этом был ничуть не хуже большинства других римских императоров, а в отношении к меньшинствам и покоренным народам его отличала дипломатичность, необычайная терпимость и политическая осторожность.
                  Интересно, что в средние века была предпринята попытка «реабилитировать» Нерона. Попытался сделать это итальянец Джероломо Кардано, доктор философии, математик, физик, писатель и обладатель самых разнообразных талантов. Изобретатель подвеса – прообраза карданного вала – он написал памфлет, в котором представил Нерона просвещенным политиком, более мудрым и расчетливым, чем император Август. Церковь назвала этот памфлет «нетерпимым произведением» и на четыре века запрятала его в свои архивы, и лишь недавно творение Кардано «обрело свободу».
 
 
                   Колизей Ежели кто из вас бывал в Риме, сфотографировавшись у этого сооружения и ныне гордо рассказывая о поездке показывает себя на его фоне, произнося при этом звучное слово «Колизей», - тот заблуждается. Ибо это сооружение – не есть тот самый Колизей, которым так гордились древние римляне. То, что изображено на вашем снимке, на самом деле не античный Колизей, а амфитеатр Флавиев. Подлинный Колизей (от латинского – «коллосеум» - грандиозный), служивший римлянам для конных игрищ и боев гладиаторов, увы, не сохранился.
                  Следует отметить, что итальянские археологи долгое время были уверены, что существующее в наше время строение и есть тот самый древний Колизей. Дело в том, что они не находили следов сооружения более грандиозного, чем упомянутый амфитеатр Флавиев. Однако в конце 80-х годов XX столетия геофизические приборы под шестиметровым слоем напластований обнаружили овальные трибуны и беговые дорожки. Но, к сожалению, раскопки в тех местах пока невозможны. Дело в том, что над древним Колизеем в настоящее время находятся жилые кварталы, асфальтированные проспекты и фабрики легкой промышленности.
                  Так почему же амфитеатр Флавиев стали именовать «Колизеем»? Объясняется это так: в средние века были найдены документы, свидетельствующие о том, что рядом с этим сооружением когда-то стояла гигантская 20-метровая фигура императора Нерона, называвшаяся «колоссеумом». С тех пор античный амфитеатр и стали не вполне заслуженно называть Колизеем, то есть колоссальным. Хотя правильнее было бы «амфитеатром у бывшего колоссеума».
                  С Колизеем связан еще один миф – представление о том, что на его арене приняли мученическую смерть первые христиане, которых скармливали хищникам. На деле же первые мученики за христианскую веру принимали смерть совершенно в других местах.
__________________________________________________
* по мнению С.Я. Лурье количество противостоявших персам греков было именно таково, при этом около 4-х тыс. из них были жителями средней Греции (см. Лурье С.Я. "История Греции", С-Пб, Издательство С-Петербургского университета, 1993, с.260).
** Когда персами был обнаружен проход в горах и они обошли греков с тыла, дальнейшее сопротивление греков стало бесполезным. Однако по спартанскому закону воин не мог ни при каких обстоятельствах оставить место боя и отступить. Спартанцы, нарушившие это правило, получали презрительное прозвище "задрожавших" (tresantes), в связи с чем становились объектом всеобщих насмешек, а также лишались в родном полисе политических прав.  
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
01-04-2013-23:37 удалить
Я конечно, прошу прощения, но не могли бы Вы расписать немного подробнее.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Мифы античной истории. | Peredsnom - Peredsnom | Лента друзей Peredsnom / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»