refstar.ru/data/r/id.8641_1.html
Культура древнего Востока насыщена непривычными для нас символами и
традициями, загадочными, как иероглиф. Одна из таких традиций — знаменитая
на весь мир чайная церемония.
Определить точную видовую принадлежность чайной церемонии в системе
искусств, пользуясь категориями европейского искусствознания, нелегко. Ей
нет аналогии не в одной художественной культуре Запада или Востока.
Обыденная бытовая процедура чайного напитка была превращена здесь в особое
канонизированное действо, разворачивавшееся во времени. Происходившее в
специально организованной среде, “режиссура” ритуала строилась по законам
художественной условности близкой к театральной. Архитектурное пространство
организовывалось с помощью классических искусств, но при этом цели ритуала
были не художественные, а религиозно-нравственные.
Философия чая - это не просто эстетизм в обычном значении слова, ибо
она, соединяя в себе этику и религию, выражает наше представление о
человеке в природе. Это - гигиена, потому что она побуждает к чистоте; это
- бережливость, потому что она учит находить комфорт в простом; это -
моральная геометрия, поскольку она определяет наше чувство меры по
отношению к миру. Эта философия олицетворяет настоящий дух восточной
демократии, делая всех своих приверженцев аристократами по вкусам.
Чай был сначала лекарством, а после сделался напитком. В Китае, в
восьмом столетии, чай вошел в область поэзии, как средство утонченного
развлечения. В пятнадцатом столетии чай возвысился до религии эстетизма -
тиизма. Тиизм - это культ, основанный на поклонении прекрасному среди
низости повседневного существования. Этот культ предписывает чистоту и
гармонию, тайну милосердия во взаимных отношениях романтизм социального
порядка. По существу, это - культ Несовершенного, поскольку он представляет
слабую попытку совершись что-то, возможное в условиях того невозможного,
что мы называем жизнью.
Полная верчия статьи: http://www.refstar.ru/data/r/id.8641_1.html