Теперь, когда мы ежедневно анализируем все информационные сообщения, посвященные фармацевтическому рынку в России и за рубежом, очевидными становятся те вещи, которые, со стороны трудно отследить и обобщить. По отношению к информационной инициативе, представители фармрынка ведут себя довольно сдержано и без особой необходимости не стремятся попасть на страницы газет и телеэкраны. Но уж если дело доходит до ущемления бизнес-интересов, не стесняются развернуть военные PR-действия.
Причины PRотивостояний рождаются как на микро-, так и на макроуровне. Микроуровень – это конкретика, из которой вытекают конфликты за ресурсы и интересы тех или иных компаний. Последний тому пример - конфликт компаний “Санофи-Синтелабо” и “Брынцалов А” по поводу Но-шпы. Макропричины приводят к PR-войнам, и определяются тем, что отечественный фармрынок все еще формируется, продолжается передел сфер влияния, принимаются новые законы.
Последний “клинический” случай, развернувшейся войны на информационном пространстве фармрынка основан на обсуждении новых правил сертификации ЛС. Ее сторонники в основном используют аргументы рационального порядка – необходимость борьбы с фальсификатами, “фактический компромат” на оппонентов и т.п. Противная сторона все чаще апеллирует к эмоциям конечных потребителей ЛС. Горячие споры сторонников и противников введения новых правил сертификации давно вышли за рамки профессионального сообщества и с высокой частотой публикуются в СМИ, ориентированных на обывателя. И как итог, информация в СМИ настолько противоречива, что, скорее, приведет потребителя в замешательство. В результате, такая PR-активность больше похожа на соревнование “кто круче” и не приводит к серьезному результату. PR – инструмент воздействия развитого рынка, и формирующийся в данный момент российский рынок только учится им пользоваться “по взрослому”. Но чаще получается как-то “по-детски”: в одностороннем порядке, без стратегического планирования и системного анализа. Хотя, иногда бывают очень успешные прорывы, организованные по всем законам практики. Например, использование противниками введения новых правил сертификации ЛС трибуны российского форума “Дети и лекарства”.
Предыдущая информационная война, разразившаяся вначале этого года из-за введения НДС на ЛС, закончилась в пользу государства. Тогда Правительство провело эту инициативу, смогло выдержать информационное давление оппозиции и отработало возможности реагирования. Нынешняя линия фронта лежит так же между интересами государства и бизнеса. Каждая сторона представлена влиятельными лидерами мнений, известными практически каждому представителю фармрынка. Фармацевтическое большинство пока не принимает никакого видимого участия в схватке, но от идеи сертификации не в восторге.
Подвожу итог и пытаюсь ассоциировать PR-войны на нашем фармрынке. Скорее, они похожи на воздушные налеты тяжелых бомбардировщиков: получил сигнал, поднялся в воздух, сбросил на врага весь боезапас и вернулся к месту дислокации – в этом и стратегия, и тактика, и правила ведения PR-войны, а о профессоре Почепцове никто даже и не вспомнит…