Крест, вросший в землю Донского монастыря
Язык старых надгробий вырабатывался веками. Сейчас, к сожалению, почти никто из нас не сможет понять его, а ведь все эти памятники с их архитектурными казалось бы излишествами, саркофаги, урны, непонятные деревья, пирамиды, кресты и ангелы - это история жизни того или иного человека, нередко драматическая и поучительная. После 1917 года, а вернее в середине 30-х годов и позднее, Донской монастырь стал своего рода хранилищем кладбищенской архитектуры: сюда свозили памятники и надгробия со всех монастырей Москвы и Подмосковья, с уничтожаемых кладбищ как при монастырях, так и с городских, на месте которых ныне стоят либо жилые дома или же разбиты парки для увеселения городских жителей. Странные метаморфозы, но такова Россия с ее беспамятством и неуважением к человеку...
Архитектурный ансамбль монастыря складывался веками. Начиналось все в 1591 году, когда в честь победы москвичей над крымским ханом Казы-Гиреем и был основан монастырь, получивший название "Донской", в честь защитницы русского воинства на поле боя иконы Донской Богоматери. Каменные стены и башни, а также Большой Собор монастыря и келии с прочими постройками были построены позднее, в последней четверти XVII века и такими мы их видим и сейчас. Кое-где уже прошла реставрация, а кое-где на башнях еще растут березки, да нет-да-нет и осыпаются камни и штукатурка...
Дорога вдоль стен монастыря к основному входу на территорию
Фрагмент колокольни Донского монастыря
Одна из башен Донского монастыря
Окошко в крепостной стене (весьма сюрреалистично затянутое современной сеточкой)
Башня Донского монастыря
Главная церковная постройка монастыря - пятиглавый в стиле нарышкинского барокко Большой Собор в честь иконы Донской Божией Матери, окончательно отстроенный и освященный в 1698 году. Главная святыня храма - икона Донской Божией Матери, ее можно увидеть и поклониться ей внутри храма, а также это образ воспроизведен и на внешних стенах собора.
Вид на Большой Собор с территории монастырского некрополя
Донская икона Божией Матери во внешнем архитектурном убранстве храма
Большой Собор хранит в себе много тайн и некоторые из них связаны с захоронениями на его территории, а именно в подклете (в нижнем этаже постройки). В открытой части подклета есть весьма интересная экспозиция из надгробий. Вот тут-то бы и пригодилось нам знание всякой символики прошлого. Саркофаги умерших украшены черепами, цветами, единорогами, гербами и эпитафиями...
Подклет Большого Собора Донского монастыря
Старый саркофаг
Захоронение и саркофаги
Старый мраморный крест, увитый розами
Какое чудо на лапах. Но чьи это лапы? Льва, мифической птицы или животного? Кто знает...
Изображения черепа и костей на старых саркофагах Донского монастыря можно увидеть очень часто. Этот символ пока еще могут прочесть современные люди: череп и кости под ним - символ бренности всего живущего!
А это плита-памятник очень богатого и знатного господина. Кто он? Об этом могут поведать эпитафия и герб этого человека, а также множество каменных изваяний-символов. Это и корона, это и булава (держава?), это и награды и драпировки. Может быть когда-нибудь реставрация доберется и до этой доски и мы все узнаем наверняка...
Немного истории: "В 1919 году были закрыты для захоронений кладбища монастырей: Новоспасского (занят концлагерем), Спасо-Андроникова (занят концлагерем для политзаключенных), Симонова (квартиры для рабочих), Скорбященского (артиллерийский гарнизон), а также Алексеевского, Покровского,Данилова, где были устроены общежития для рабочих, культпросветучреждения. Всего к 1923 году было закрыто девять монастырских кладбищ." (Из очерка В.Ф. Козлова "Судьбы монастырских кладбищ Москвы"). Некрополю и самому Донскому монастырю повезло - их новая власть объявила музеем. Сюда чуть позже стали стаскивать и свозить надгробия с уничтожаемых кладбищ. Сейчас сотрудники монастыря пытаются провести реставрацию и систематизацию сохранившихся "экспонатов", но...
Остатки старых разрушенных и разрушающихся надгробий на территории Донского некрополя
Кусочки крестов с цветочной символикой
Очаровательный малыш с крестом, казалось бы наивный, но имеющий в нимбе надпись "Ангел-хранитель"
Красавец-крест, сбитый или упавший видимо с какого-то старого надгробия
Прогулка по некрополю Донского монастыря может занять ни один час. Имена Пушкиных, Голицыных, Оболенских, поиск могилы знаменитой Салтычихи и просто лицезрение красоты надгробных памятников, привлекают сюда многочисленных посетителей. Но едут сюда еще и те, кто ищет утешения и помощи. Едут, как и в Покровский монастырь к матушке Матроне, к своему местному благочестивому старцу, бывшему до 2006 года самым старым насельником Донского монастыря архимандриту Даниилу (в миру Сарычеву).
Могила архимандрита Даниила (Сарычева)
[560x800]
«Архимандрит Даниил (Сарычев)» на Яндекс.Фотках
Вот таким он был при жизни...
Удивительный символ-крест. Кто-то говорит масонский, а кто-то трактует этот вид памятника, как количество рано умерших детей у покойного, по числу обрубленных ветвей. Стоит напомнить, что детская смертность в дореволюционной России была одной из самых высоких в мире. Из 11-12 рожденных детей могли дожить до совершеннолетия всего трое или четверо!
[показать]
[показать]
[показать]
Надгробия, в основном захоронения дворянских родов Голицыных и Нарышкиных
А где-то среди этих саркофагов стоит и саркофаг легендарной Салтычихи
Бабушка Александра Сергеевича Пушкина - Ольга Васильевна Пушкина
Лев Александрович Пушкин (17 февраля 1723 -25 октября 1790) - дед А. С. Пушкина. А.С. Пушкин писал и о дурном обращении Льва Александровича со второй женой: "Вторая жена его, урождённая Чичерина, довольно от него натерпелась. Однажды он велел ей одеться и ехать с ним куда-то в гости. Бабушка была на сносях и чувствовала себя нездоровой, но не смела отказаться. Дорогой она почувствовала муки. Дед мой велел кучеру остановиться, и она в карете разрешилась чуть ли не моим отцом."
Генерал В.Д. Илавайский
Могила Петра Яковлевича Чаадаева, завещавшего себя похоронить в ногах своей возлюбленной Евдокии Норовой. А еще... еще Татьяна Ларина - прототип Авдотья (Дуня) Норова, та самая подруга-возлюбленная Чаадаева. Сама Дуня упоминается во второй главе, а в конце последней главы Пушкин выражает свою скорбь по поводу ее безвременной кончины. Из-за гибели Дуни в конце романа прототипом княгини уже выступает Анна Керн, возлюбленная самого Пушкина (сказка? а может и нет!)
Анна Окулова, фрейлина-писательница
А это остатки от красоты старого Храма Христа Спасителя - горельефы из мрамора.
[показать]
[показать]
[показать]
А это, уже за другим заборчиком, как бы в изгнании, тоже изображения с Храма Христа Спасителя. Но уже современные и вероятно сделанные в качестве форм для отливки тех самых бронзовых горельефов фирмы З.Церетели
Осенняя дорожка монастыря
А это "возвращенцы"... генерал Антон Иванович Деникин с женой, философ Иван Ильин с женой и генерал Владимир Каппель. Приняла их русская земелька, теперь они среди своих...
Среди своих и русский писатель Александр Исаевич Солженицын. Удивительно, но факт: люди приходят и целуют крест на его могиле. Замирают на несколько минут, прижавшись к кресту, и видимо что-то просят...
Рядом с могилой Солженицына могила русского историка Василия Ключевского
Старое надгробие-распятие на безымянной могиле
Еще один образ Христа. Местная достопримечательность монастыря. Странно, но нимб на последней фотографии упорно появляется при попытке снять лицо с этого ракурса. Тоже загадка...
Кладбищенская скульптура - женщины-плакальщицы
[показать]
[показать]
[показать]
А это настоящий сюр - под воздействием дождя скульптура меняет свой цвет. Складки одеяния и крылья женщины-ангела окрашиваются в черный цвет...
Фигура монаха, удаляющегося в свои келии
Монастырские ландшафтные сады. Запах цветущей резеды, увы, передать невозможно, но это что-то райское и неземное...
Колокольня Донского монастыря... ворота для выхода в мир суеты.