Это цитата сообщения
Александр_Ш_Крылов Оригинальное сообщениеФотограф Эдвард Стейхен / Edward Steichen
[488x600]
Greta Garbo & John Gilbert
[159x214]
Эдвард Стейхен (Edward Steichen) родился 27 марта 1879 года в Люксембурге. Ему было 18 месяцев, когда его родители эмигрировали в США и поселились в городе Ханкок (штат Мичиган), где отец будущего фотографа устроился работать на медный рудник. Еще в школе Эдвард увлекся рисованием и живописью, а получив аттестат о среднем образовании, несколько лет работал в литографической компании в Милуоки (штат Висконсин), сделав карьеру от подмастерья до дизайнера.
В 1895 году Эдвард Стейхен «просто из любопытства» приобрел фотокамеру. Его первые фотографические опыты трудно было назвать удачными, позже он с улыбкой вспоминал, что из его первой пленки получился один единственный кадр, да и то далеко не шедевр. Отец уговаривал его бросить эту «бесплодную затею», но к счастью для нас молодой человек остался глух к «доводам разума» и к родительским увещеваниям.
В 1890-е годы Стейхен был постоянным посетителем библиотеки, где самостоятельно изучал историю искусства. Его кумирами в то время были английский художник и скульптор, мастер мифологических и аллегорических полотен Джордж Фредерик Уотс, французский живописец, один из основателей импрессионизма Клод Моне, а также английский художник Джеймс Эббот Макнил Уистлер который по праву считается одним из ключевых предшественников импрессионизма и символизма. Молодой человек не пропустил ни одного выпуска журнала Альфреда Стиглица «Camera Notes» выходившего с 1897 по 1903 год. Он открыл для себя пикториализм, понял, что назначение фотографии простирается далеко за простое копирование реальности. Именно тогда начал формироваться стиль раннего Стейхена – размытые силуэты людей, туманные картины городских и природных ландшафтов, неясные как будто невесомые фрагменты.
[386x480]
Gloria Swanson 1924
Одной из самых известных работ Стейхена той поры был портрет знаменитой актрисы Глории Свенсон, сделанный в 1924 году по заказу американского «Vogue». «Фотосессия была долгой», – вспоминал фотограф, – «Глория Свенсон сменила массу костюмов, я перебрал все типы освещения. Она ни разу не пожаловалась. Наконец я взял черное кружево и повесил у нее прямо перед лицом. Свенсон моментально поняла мой замысел. Глаза расширились, и я увидел взгляд дикой кошки, затаившейся в листве».
Трудно конечно назвать этот образ правдивым или документальным и Стейхен понимал это лучше других. Но он и не считал своей задачей донести до зрителя правду жизни, более того не считал это возможным: «Обман поселяется в фотографии с того момента, когда фотограф выбирает параметры экспозиции, когда лаборант в темной комнате работает над деталями снимка или контрастом. Каждая фотография лжет с начала до конца: чистой объективной фотографии не существует», – заявлял фотограф. И, видимо напуганный собственной категоричностью, добавлял что «остается вопрос о степени обмана».
С 1923 по 1938 год Эдвард Стейхен был одним из ведущих фотографов моды и знаменитостей в Соединенных Штатах. Ему позировали Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Чарли Чаплин, Джоан Кроуфорд, Колетт, Анна Мэй Вонг, Фред Астер, Гари Купер, сотни других звезд и звездочек. Он был одним основоположником стиля фэшнфотографии, который по существу сохранился и по сей день.
В 1938 году Стейхен покидает мир моды и гламура. Может быть, ему надоели знаменитости, а может просто захотелось сменить сферу деятельности: «Раз в десять лет каждый должен хорошенько пнуть себя пониже спины», – пояснял он свое решение.
[329x415]
Greta Garbo 1928
[535x670]
Greta Garbo 1928
[400x505]
Gloria Swanson 1927
[589x700]
1907
[583x700]
1904
[614x700]
[381x480]
[376x480]
Anna May Wong
[540x670]
Anna May Wong 1930
[452x576]
Marion Morehouse
[400x504]
Marion 1927
[400x506]
Ann Harding
[400x501]
Doris Lane
[400x497]
Marlene Dietrich 1931
[549x670]
Brooklyn bridge puente de Brooklyn 1903
[700x638]
After the grand prix Paris 1907
[400x508]
[381x475]
Henri Mmatisse and the serpentine 1909
[400x555]
Joan Crawford 1932
[615x480]
Jean Barry
[400x510]
Marlene Dietrich 1932
[605x480]
Helen Menken
[379x480]
Exotic costumes
[400x492]
Leslie Howard 1932
[334x425]
Marlene Dietrich
[380x480]
Lotus mount kisco New-York 1915
[354x480]
Paul and Grace Hartman
[383x480]
Christine Maplew on a beauty contest
[381x480]
Княгиня Ирина Александровна Юсупова
[442x570]
Norma Shearer
[400x504]
Miss Fanny Haven Wickes 1924
Долгое время Стейхен продолжает совмещать фотографию с живописью, время от времени выставляя свои работы в различных музеях. Видимо иногда он подолгу не брал фотоаппарат в руки; однажды обеспокоенный Стиглиц даже поинтересовался, не собирается ли он забросить фотографию и целиком посвятить себя живописи. «Я всегда буду заниматься фотографией – мне кажется, что для воплощения некоторых идей она подходит лучше, чем любые другие средства художественного самовыражения», – успокоил Стейхен своего старшего коллегу.
В 1947 году в Музее Современного Искусства появляется отделение фотографии и Стейхен несмотря на возражения некоторых его коллег – например того же Анселя Адамса – становится его первым директором. За время работы он лично организует 46 выставок, некоторые из которых путешествовали по другим музеям Соединенных Штатов, а иногда и других стран. Самой значительной из них была выставка «The Family of Man» («Род человеческий», другой возможный перевод «Семья человеческая»).
В 1962 году Стейхен вышел на пенсию и жил на ферме в Коннектикут до самой смерти 25 марта 1973 года. Он прожил без малого 94 года; на его долю выпало столько свершений в области фотографии, что хватило бы на десяток жизней. И в самом деле: если бы он только создал серию «Великих людей», или только революционизировал мир модной фотографии в 1920-1930 годах, или только был первым директором отдела фотографии Музея Современного Искусства, или только организовал выставку «The Family of Man» – любое из перечисленного обеспечило бы ему достойное место в истории фотографии.
[374x480]
The maypole 1932
[400x481]
"Vogues" 15 October 1939
[411x520]
[411x520]
Gary Cooper
[400x515]
Doris Lane in Fashion
[297x480]
[520x622]
Martha Graham 1931
[336x480]
Portrait of miss Sawyer 1914
[574x480]
Heavy Roses 1914
[379x475]
[373x475]
Еugene Smith walk in paradise garden
[302x360]
In exaltation of flowers