• Авторизация


Ода Иде... 13-09-2011 14:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения mizantropus13 Оригинальное сообщение

Легкомысленная Ода Иде...

 

Как-то, еще в прошлом веке, в гостях у школьной подруги, которую звали Ида, я углядел над ее письменным столом репродукцию, с которой на меня через острое плечико глядела нагая, желтая и худая женщина.

- Кто это? – дремуче поинтересовался я.

-Это Ида Рубинштейн, - пояснила школьная Ида, - она была танцовщицей, в начале века.

И жарко добавила на ушко : «Она танцевала голой».

 

[700x437]

 

Я с бОльшим интересом рассмотрел репродукцию. Геометрия никогда не было моим коньком, и я бы никогда не повторил вслед за Павлом Коганом  «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал», так что угловатая худышка на картине не шибко бы мне и понравилась, если бы не глаза, наполненные  тысячелетней еврейской печалью и кровавые скорбные губы. (Возможно, я домысливаю свое тогдашнее впечатление, наша память шутит с нами постоянно).

 

[533x700]

 

Трудно в небольшом постеописать тезисно чью-либо жизнь, да причем с чужих слов, да еще уворованными друг у дружки разными авторами, одними и теми же фразами. Так что я самонадеянно воспользовался максимой Юрия Тынянова "Там, где кончается факт, приступаю я..." Разумеется, я постараюсь не перевирать стыренных в Википедии сведений, но и не стану подражать авторам толстых томов из ЖЗЛ, где о русских князьях, которым в Повести временных лет посвящены две-три фразы, пишутся , как правило скучные тома в 600 страниц домыслов.

 

Вот тут к месту привести стыренную мной у Пикуля фразу, которую он стырил, не указав пострадавшего, а сказав только, что «современники писали»:

 

"Худощавое стальное тело, странно напоминающее кузнечика. Очарование ядовитое, красота на грани уродства, странное обаяние!"

 

Насчет стального пусть будет на совести писавшего, ибо карикатура на портрет Серова выглядела так:

Алексей Радаков

 

[472x322]

 

Ну, голыми сейчас танцуют, чуть ли не все стройные девушки, труженицы клубов ночных, и не очень .

 

А в1909 году, вероятно, она одна.Ну, еще Дункан. И танцевала-то она в драме, в знаменитой «Саломее»  Оскара Уайльда - «Танец семи покрывал» То есть , в первую голову она была драматической актрисой, а танцевать ее учил Михаил Фокин практически «с нуля», уже 26-летней женщиной. Айседора танцевала несколько другие танцы. Да и соперниц не терпела, как все нормальные женщины.

От нагой Саломеи почти ничего не осталось, кроме рассказов немногих очевидцев, но "живую" Иду можно увидеть на нескольких фотографиях и портретах, сделанных ее возлюбленной (о ней позже) и более поздней скупой зарисовки Бакста, к Саломее отношения не имеющей.

 

 

  Саломея Бакста


 

[498x700]

Набросок Бакста (1915)

 

 

[695x482]

[528x700]

Клеопатра

[530x700]

 

Елена Спартанская (Бакст)

[414x600]

 

Вероятно, танцовщицей она была неплохой, если ее партнером был сам Вацлав Нижинский.

Шехерезада

 

[560x297]

 

А ее угловатая длинноногая фигура , наверное, была идеальной для такого мастера создавать фантастические наряды, как Лев Бакст.

 

Ладно, Станиславский ее не заполучил в актрисы, ибо Дягилев вовремя умыкнул ее в Париж (она бросила мужа) , как одну из  сокрытых (до поры) жемчужин Русских сезонов, а потом швырнул ее парижской публике, как Шехерезаду. Триумф. А почему? Загадка.

 

В ней должен был таится какой-то секрет, какая-то магия, отчего столько неординарных людей обоего пола, сходил с ума не слишком красивой , судя по фотографиям, женщине.  Габриэле Даннунцио – европейская знаменитость, поэт, драматург, романист, эротический гуру и, впоследствии, оголтелый фашист, оставляет ради нее свою возлюбленную , художницу Ромейн Брукс, свою музу.

 

Карикатура на Габриэля и Иду:

 

[487x628]

 

А брошенная муза, будучи бисексуалкой, несчастливая в браке с гомосексуалистом, ищущая приключений ( среди ее увлечений и племянница Оскара Уайльда и «погубитель» его – лорд Альфред Дуглас) наконец находит свою любовь. Как и Ида. Они не расстаются целых три года.

 

Она оставила несколько портретов своей возлюбленной.

 

Вот сама Ромейн Брукс:

[273x414]

А это портреты и фотографии Иды:

 

Плачущая Венера

 

[700x389]

 

[700x415]

[700x419]

[509x700]

[700x589]

[320x221]

 

Говорят, что и «Болеро» Равеля посвящено удивительной (чем?) Иде.

 

В 1940 году Ида совершает подвиг, переправляется через Ла-Манш в Англию, ибо судьба еврейки в оккупированной немцами Франции фатальна.

 

Вернувшись на континент в 45 году, она принимает католичество. Конец жизненной истории. Но не в искусстве. Мы уйдем, а она останется. А для меня и по сию пору остается Энигмой, Тайной, Загадкой.

 

Я не нашел стихотворения крупнейшего поэта 20 века Сергея Петрова (к сожалению, малоизвестного), посвященного картине Серова, но на глаза мне попалось другое, вполне подходящее.

 

Исхлестанная в линии,
с глазками, что сказанье,
ты – сумочка павлинья,
ты – сумочка фазанья.

 

Затвержены, как школьные,
и режа, и калеча,
до голи остроугольные,
колени, локти, плечи.

 

Не в древности ли метрика
твоя была открыта,
Meretrixgeometrica,
Beatrixvaldetrita? (1)

 

По-доброму ль подогнана,
чтоб не отстать от старта?
Ты – внове перподобная
и старая Астарта.

 

Все к вечеру очертится,
и наготу накиня,
ты – веры страстотерпица,
ты – моды инокиня.

 

Ты – рамою, сестра моя,
где бритые гибриды,
ты – самочка, ты – самая,
ты – выродок Киприды.

 

1)Геометрическая блудница,поношенная Беатриче (лат)

 

Жак-Эмиль Бланш. Ида Рубинштейн -Шехерезада

 

[700x585]

И напоследок, очень мне понравившиеся работы Жоржа Барбье:

 

Дама с камелиями

 

[320x463]

[350x529]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ода Иде... | masyanova - Дневник masyanova | Лента друзей masyanova / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»