• Авторизация


Драгоценная история эмали 14-01-2009 13:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Красиво, дорого, вечно...
Пожалуй, мало что из созданного руками человека обладает всеми этими характеристиками, но однозначно, все они относятся к эмали. Эмали во все времена ценились на уровне драгоценных камней и зачастую могли поспорить с ними по красоте. А секрет их создания строго хранился и передавался от мастера к ученику.


Эмаль впервые появилась в 1400 г. до нашей эры на Кипре.
Но и древний Египет, Китай, Япония с давних пор славились изделиями, украшенными эмалью. Также знамениты эмали грузинские. В Западной Европе наиболее известны французские (лиможские – по названию города Лимож). Знала эмаль и Древняя Русь: эмалью украшались предметы роскоши и культового назначения – чаши, потиры, оклады икон и книг, она широко применялась при создании предметов дворцового и парадного обихода – государственных регалий, головных уборов, костюмов, оружия, драгоценностей.
Сам термин «эмаль» распространился в России сравнительно недавно, в конце XIX века. Он вытеснил старый термин – финифть (от латинского fingitis – твердый, блестящий камень), пришедший из Византии. Основой ювелирной эмали служит стекло с примесью той или иной окиси металла, придающей эмали определенный цвет. Техника эмали может быть холодной, без употребления обжига, и горячей, при которой огонь является соавтором художника. Горячая эмаль сочетает в себе много различных техник и способов обработки и металла, и самой эмали, дающих возможность разнообразных решений как декоративных, так и живописных.

Виды эмали

Одной из самых древних техник горячей эмали является выемчатая эмаль. Она была известна еще египтянам, ассирийцам и финикийцам, а особого расцвета достигла в Византии. Искусные образцы этой техники сохранились в Грузии и в курганах домонгольской Руси: на изделии делаются специальные углубления — выемки, которые затем заполняются эмалью. Чем глубже выемка, тем темнее краска.

Перегородчатая эмаль – еще одна древняя сложная техника, существует несколько её вариантов.

Перегородчатая эмаль с ленточными перегородками
: из тонкого золотого листа (несколько десятых, а иногда и сотых миллиметра) нарезаются узкие «ленточки», из которых потом с помощью пинцета выгибаются перегородки, соответствующие контурам рисунка, и припаиваются к основе (золотому листу). Затем каждую ячейку, образованную перегородками, заполняют цветной эмалью и после просушки обжигают. Операция повторяется несколько раз. Этот вид эмалевой техники применяется для небольших ювелирных золотых изделий — как орнаментальных, так и с лицевыми изображениями.

Перегородчатые эмали с перегородками из проволоки: здесь перегородки изготовляют не из листового металла, а из серебряной проволоки. Примером этой техники могут служить китайские эмали, которые применяются для декорирования самых различных предметов: подносов, блюд, ваз, светильников, декоративных фигур животных и птиц.

Филигранные перегородчатые эмали характерны для древнерусского ювелирного искусства XVI-XVII веков. Изготовляются они из золота, серебра или меди. Филигранной перегородчатой эмалью украшают самые различные предметы: посуду, ювелирные украшения, ларцы, коробочки, церковную утварь, оклады икон. Перегородки в данном случае делаются из крученых металлических нитей, как правило, изогнутых в виде завитков, образующих сложный кружевной узор.

Оконная эмаль была известна в Италии уже в XVI веке. Она применяется в ювелирных украшениях - серьгах, кулонах, подвесках, а также для абажуров, фонарей и лампад. Основой для неё служит ажурная филигрань, просветы в которой заполняются мокрой молотой эмалевой массой. Затем изделие осторожно просушивают и немедленно обжигают. Эмаль сплавляется и превращается в стекло, вправленное в просветы металлического кружева. Цветные прозрачные эмали чистых цветов напоминают драгоценные камни — аметисты, сапфиры, рубины.

Сплошные эмали, в отличие от перегородчатых, сплошь покрывают металлическую основу, имеющую лишь конструктивное значение. Они также делятся на несколько видов. Прежде всего, это расписные и живописные эмали, представляющие собой тончайшую миниатюрную живопись эмалевыми красками на металлической основе. Эта техника имеет очень много общего с живописью по фарфору и выполняется теми же красками. Живопись по эмали требует от художника большого профессионального мастерства. Ее основные особенности заключаются, во-первых, в том, что это — миниатюрная живопись, размеры которой измеряются сантиметрами, а во-вторых, краски при обжиге изменяют свой первоначальный цвет и интенсивность, и мастер работает по воображению.

Просвечивающая или рельефная эмаль была известна уже в XIV веке в Италии, а затем распространилась и по другим странам. Она отличается тем, что невысокий, металлический рельеф сплошь покрывают прозрачной (или полупрозрачной) эмалью так, что его наиболее высокие части скрыты под слоем эмали. В результате все рельефное изображение просвечивает сквозь эмаль, причем выступающие элементы просвечивают сильнее.

К этой технике относится и гильошированная эмаль, получившая большое распространение в XVI-XVII веках. В XIX веке гравировка «гильоше» осуществлялась машинным способом, чем достигалась равномерная фактура в виде волнообразных, параллельных или лучевых линий. Отражая свет, проникавший через эмаль, она создавала своеобразный муаровый эффект. Особенно славились выполненные в этой технике эмали фирмы Фаберже, основанной в Петербурге в 1842 году выходцем из Франции Густавом Фаберже.

Традиции эмальерного искусства не забыты и сегодня. Несмотря на сложность и трудоемкость, современные художники работают в этой технике, создавая уникальные произведения, например, петербургские художники по технике горячей эмали Наталья Верещако, Анна Терещенкова или Ашот Аракелян, продолжающие традиции эмалей великого Фаберже.

Источник.

Оригинал этой записи находится на http://gruzia-emal.livejournal.com/592.html. 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Драгоценная история эмали | Грузинская_эмаль - Перегородчатая эмаль от лучших грузинских мастеров | Лента друзей Грузинская_эмаль / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»