Согласно легенде, добросердечная леди Годива не могла равнодушно
смотреть на страдания жителей средневекового английского городка
Ковентри, которым ее муж, граф Леофрик, в очередной раз поднял налоги.
Она неоднократно обращалась к супругу с мольбой сжалиться и отменить
поборы. Долгое время граф был непреклонен. Наконец, устав от просьб, он в
сердцах заявил, что готов пойти на уступки, если она обнаженной проедет
верхом на лошади по улицам города, за который так страстно просит.
Граф считал, что поставленное условие слишком унизительно и невыполнимо.
Однако леди Годива, поймав мужа на слове, решилась на безумный шаг. Она
выехала на площадь Ковентри, прикрыв наготу только своими роскошными
волосами. Горожане в назначенный час остались дома и закрыли ставни на
окнах. Легенда упоминает портного Тома, который в щелочку двери
посмотрел на всадницу.
Небесная кара была мгновенной – он ослеп.
Графу ничего не оставалось, как выполнить свое обещание. Леди Годива для
жителей Ковентри стала героиней и спасительницей от непосильного
налогового бремени.
Леди Годива, супруга Леофрика, графа Мерсии действительно жила в XI
веке. Ее муж был одним из самых влиятельных людей Англии, приближенным
англосаксонского короля Эдуарда Исповедника. Уполномоченный монархом, он
собирал налоги с подданных.
Остались свидетельства о жестокости графа к
неплательщикам, вплоть до смертной казни.
Кроме Ковентри, к которому нас отсылает легенда, богатому
аристократическому семейству принадлежали земли в Уорикшире, Глостершире
и Ноттингемшире. Известно, что супруги активно занимались постройкой и
ремонтом храмов и часовен в своих владениях. В Ковентри они возвели
приорат, огромный бенедиктинский монастырь, который занял половину
средневекового города, и отдали ему во владение 24 деревни. Монастырские
летописи описывают леди Годиву как набожную прихожанку и щедрую
покровительницу.
Складывается впечатление, что современники ничего не слышали об отважном
поступке леди Годивы. Англо-саксонская хроника, составленная до 1066
года, обходит экстравагантный выезд супруги графа молчанием. Нет о нем
ни слова в «Книге Страшного суда» Вильгельма Завоевателя, подробном
источнике сведений об Англии XI века.
Первое упоминание об обнаженной всаднице появляется в записях Роджера
Вендровера – монаха монастыря Святого Албана – только 1236 году, или
почти спустя 200 лет после смерти леди Годивы. Он даже указал точную
дату события – 10 июля 1040 года.
До норманнского вторжения к северу от современного Ковентри проживало
племя англов – мерсийцев, а на юге племя саксов – хвикке. Именно с
последним связывают появление слова «викка» – языческая колдунья.
Кстати, в официальном титуле графа
Леофрика он упоминался и как
«повелитель хвикков».
Верховную богиню плодородия хвикков звали Кода, или Года. Это древнее
имя встречается во многих географических названиях в районе к юго-западу
от Ковентри. При раскопках в деревушке Вегинтон на южной окраине
Ковентри археологами был обнаружен храм богини Годы. На севере есть
поселение Кода. Было высказано предположение, что целый регион,
Котсуолд, носит имя этой богини.
Ковентри, изолированно стоявший среди лесов, вдалеке от крупных городов и
главных дорог, был идеальным местом для сохранения языческой культуры в
течение нескольких веков после принятия страной христианства. В
настоящее время общепризнанно, что топоним «Ковентри» происходит от
названия священного дерева Кофа, которому местные поклонялись и возле
которого проводились языческие ритуалы.
Ежегодно, в середине лета, в честь богини Годы устраивались мистерии с
шествием, на которых обнаженная жрица, олицетворявшая богиню, объезжала
город верхом на коне и направлялась к священному дереву, где ей
воздавались почести и приносились в жертву молодые мужчины и лошади.
Христианизация языческого праздника
Англосаксонский языческий культ просуществовал очень долго. Даже
после строительства монастыря Святого Осбурга в X веке и бенедиктинского
аббатства в 1043 году продолжались ежегодные языческие процессии и
жертвенные обряды. Не сумев запретить языческий праздник, монахи очень
мудро подменили языческую богиню реальной благочестивой женщиной с
созвучным именем, и тут очень кстати пришлась история с налогами.
Фактически монахи изменили смысл праздника – вместо языческого культа
началось поклонение верующей христианке, почти святой женщине.
Перелом в сознании жителей Ковентри произошел примерно в XII веке.
Языческая Года забылась, почиталась леди Годива, шествия продолжались,
но они уже не имели никакого отношения к язычеству.
Интересна фигура подглядывающего Тома в этой талантливой подмене. В
язычестве Том ассоциировался с тем юношей, которого приносили богине в
жертву. Монахи же сумели сделать из любопытного портного одиозную фигуру
наказанного грешника.
Несомненно, церковные власти избрали самый верный путь борьбы с
язычеством, которое было слишком сильно, чтобы быть ликвидированным в
одночасье. Им удалось трансформировать поклонение языческой богине в
почитание доброй христианки, опуская при этом все нежелательные детали
из прошлого.
Фестивали и праздничные шествия в Ковентри продолжаются до сих пор. Они
посвящены леди Годиве, а ее имя стало брендом и частью истории города.
Придумана эта история или реальна – современных жителей Ковентри не
волнует. Каждый год, как и их предки много веков назад, они с
удовольствием выходят на главную площадь города, чтобы воздать почести
своей защитнице и покровительнице – обнаженной женщине на коне.