27 января 2007.
БЕРЛИН, 24 января, Caucasus Times: - Вы как-то заявили, что для более эффективной борьбы с коррупцией Вам не хватает полномочий. О каких конкретно полномочиях Вы говорили?
Арсен Каноков: Вы знаете, что на территории любого субъекта российской федерации находятся федеральные органы, руководители которых назначаются руководителями федеральных ведомств. В данном случае речь шла о том, что нужен какой-то порядок ротации кадров в республике. Если президент России, доверяя руководителю, назначает его главой республики, то вместе с обязательствами и доверием, которое он оказывает, ему нужно дать и больше полномочий. Если я сегодня ограничен в возможностях, но передо мной ставят задачи, решение которых зависит от некоторых федеральных служб, не подчиняющихся мне, то очень трудно отвечать за те проблемы, которые нам делегируются.
Сегодня столько федеральных структур, а мы не всегда знаем, чем они там занимаются, насколько они сегодня выполняют свои функциональные обязанности. Мы это обсуждали на встречах, в ходе работы разных комиссий. Нас услышали и сегодня в республике практически завершен процесс передачи полномочий двух федеральных органов. Естественно при финансовом их обеспечении. А в целом речь идет о 20-ти с лишним структурах.
Caucasus Times: - Как выстраиваются Ваши отношения с федеральным центром? Всегда ли вы находите понимание, особенно когда речь идет о каких-либо проблемах характерных только для КБР? К примеру, тот же земельный вопрос?
Арсен Каноков: Ну, наверное, идеальных отношений не может быть. Мы хотим получить больше финансовых возможностей, больше полномочий, а федеральный центр свои полномочия терять не хочет. Денег мы получаем не столько, сколько хотели бы. Но в последнее время, будем так говорить, положительных тенденций гораздо больше, чем отрицательных. Условно говоря, федеральный центр выделяет больше средств на реализацию крупных федеральных национальных программ. Увеличиваются суммы трансфертов субъектам РФ. В России экономика растет и по мере ее роста государство все больше и больше уделяет внимание субъектом федерации.
Но я хочу сказать, что может быть разные стратегии развития экономики. Я считаю, что нужно не только социально значимые программы осуществлять на территории субъекта, но еще необходимо вкладывать средства в развитие экономики или предоставлять больше возможностей для реализации крупных проектов в регионах.
Что касается инфраструктурных изменений, то государство потихоньку начинает осознавать, что инфраструктура нуждается в применении новых подходов. Я как экономист считаю, что надо давать не рыбу, а удочку, чтобы люди сами могли решать свои проблемы. Но, к сожалению, здесь мы где-то иногда не находим общего языка. Когда мы, правительство кредитуемся под 1416 процентов, а государство стабилизационный фонд размещает на Западе или где-то еще под мизерные проценты, нам это тоже не очень понятно. Разночтения есть в это части.
Caucasus Times: - В ходе одного из опросов проведенного нами среди балкарского населения республики выяснилось, что более 60% опрошенных считают, что республиканские руководители «не учитывают» интересы балкарского населения. В частности 38% респондентов оценили Закон о муниципальных образованиях отрицательно и 30% - «скорее отрицательно». Кроме этого, недовольство балкарского населения 131 законом вылилось в акции протеста в некоторых селах. Как Вы собираетесь решать балкарский вопрос?
Арсен Каноков: Если мы говорим о 131 Законе, сегодня недовольство вызвано тем, что города-спутники, которые расположены вокруг Нальчика, потеряли представительные органы. Я считаю, что это Федеральный Закон прямого действия и от нас, даже от меня, ничего не зависит. Но мы предложили схему. Я не возражаю против того, чтобы эти населенные пункты имели представительные органы, но нельзя сегодня говорить, что руководство республики виновато. В любом случае надо вернуться к этому вопросу, нужно посмотреть, если они реально ущемлены или их условия жизни из-за этого поменялись, конечно, надо народу помочь сориентироваться. Но спешить и заявлять, что ущемляются права по федеральному закону или по каким-то иным основаниям… Я думаю, что население толком в законах не разбирается. Вы спросите кто из этих 60 процентов них читал 131 Закон, кто из них знает, где эти межселенные земли. Это, знаете, как вот кто-то приходит и говорит: «Вот нас обижают!». А за что, не понятно. Ведь любой федеральный закон можно взять и сказать, что он меня ущемляет. В любом федеральном законе я найду норму, которая ограничивает мои права. Всегда население болезненно воспринимает изменения. Что касается этих моментов, если балкарцы страдают и от нас что-то зависит, я думаю, мы это будем устранять. И мы не делим по национальному признаку законы.
Caucasus Times: - Насколько мне известно, этим законом не удовлетворено и кабардинское население.
Арсен Каноков: Но у кабардинского населения, насколько мне известно, вопросов нет. Мы с Вами говорим сейчас о той стороне, которая заявляет о своем недовольстве.. На мой взгляд, по сути, в связи с принятием этого закона люди ничего не потеряли, как они жили до него, так живут и работают поныне.
Видимо их больше заботит вопрос ассимиляции. То, что они раньше компактно проживали на территории с единым административным статусом, а потом этот Закон их опять-таки административно разделил. В тех случаях, когда мы сможем что-то исправить мы будем помогать, но то, что нужно для людей на самом деле, это решение насущных проблем. То, что людей начинают на раскачивать на 131 законе, чтобы показать, что один этнос пострадал и противопоставить таким образом его другому этносу, неправильно. И идти на поводу у определенных политических сил я не стану. Есть определенный федеральный закон прямого действия, и мы его будем соблюдать. Независимо от того, кабардинцы ли это, балкарцы или русские. И здесь, конечно, надо твердой рукой эти процессы вести и притормаживать. Я почему сегодня и не буду это быстро решать? Вот когда меня начинают подталкивать к каким-то быстрым решениям, это глупость. Такая конфликтная ситуация должна вызреть и спокойно найти свое решение. А они хотят эти проблемы решать сразу, на этом месте и в собственную пользу.
Caucasus Times: - Это как раз тот случай, когда федеральный центр не желает считаться с особенностями национальных республик?
Арсен Каноков: У нас же несовершенны федеральные законы, но если сегодня хоть по одному субъекту отменить действие этого Закона, он может полностью развалиться.
Caucasus Times: - Но Вы за дифференцированный подход в отношениях федерального центра с субъектами?
Арсен Каноков: Закон не догма, и если вносят изменения в Конституцию, то почему их нельзя вносить в законы. Мы выступили с инициативой рассмотреть и внести изменения, и я считаю, что депутаты должны подходить более ответственно к этим вопросам. И сейчас мы в ожидании того решения которое примет парламент России.
Caucasus Times: - Согласно другим опросам общественного мнения, выяснилось что население республики мало информировано о тех новых законах, которые вводятся в республике по инициативе как центра, так и местных властей. Основным источником информации для более 70% населения КБР остается российское телевидение, а конкретней первый канал. Насколько мне известно, российское центральное телевидение не слишком заботится о том, чтобы объяснить людям суть такого рода законов. Это могло бы делать республиканское телевидение, но в силу того, что оно сократило объем общественно-политического вещания, часть населения считает себя обманутой.. Будет ли у Кабардино-Балкарии свой национальный телевизионный канал, как Вы об этом заявляли еще в начале 2006 года?
Арсен Каноков: Буквально за три дня до отъезда мы встречались именно с руководителями этих каналов. Необходимые средства для этого у нас есть. Это около 70 миллионов рублей. Мы планируем создать спутниковое телевидение, которое охватывало бы всю территорию республики. Мы считаем, что наиболее оптимальный для нас вариант, чтобы и диаспора могла получать информацию. Поэтому мы поручили изучить, на базе какого канала его создавать. Это та проблема, до которой мы еще не дошли. Надо было разобраться, кто чем владеет. Я считаю, что это очень актуальная проблема и ее надо решать. У нас есть горные районы, где нет телевидения. Иногда бывает, что наши жители получают информации из сопредельной территории больше, чем от нас. Поэтому мы эту проблему будем решать. Я думаю, что мы даже не будем включать эту тему в бюджет, мы найдем на это внебюджетные деньги и будем по этой схеме двигаться.
Мы уделяем большое внимание СМИ. Я понимаю, что, наверное, мы не все освещаем, но зачем давать нашим жителям ту информацию, которая, в общем, им может не совсем нужна. Они должны своими глазами увидеть, какие изменения происходят. А изменения есть. Это та стабильность, которая реально появилась. Конечно, люди переживают, что процессы идут не слишком быстро. Но чуда не бывает. Я говорил о том, что можно иметь кучу денег, но добиться быстрого результат они не помогут. Необходим проект, производство надо запустить, людей научить. Всему свое время. Ничего не происходит быстрее, чем это может быть. Я понимаю, что люди ждут быстрых решений. У нас в России всегда так: придет новый царь и все поменяет.
Самое главное, что у меня нет сомнений. Если я начну сомневаться в то, что делаю, это будет беда. Я должен быть уверен. А я на 90 % знаю, как сделать. Другой вопрос, мы исходим из наших возможностей, из материала, с которым работаем. Наша проблема в неподготовленности людей, но есть и свои конкурентные преимущества. Надо сесть и посчитать: где ты находишься? В Кабардино-Балкарии здесь такой-то сосед, небо такое, земля такая. Все параметры оценил, посмотрел вокруг внимательно и начал думать, что делать дальше. И надо людей заинтересовать тем, что может быть сделано через 15 лет, жестко приметить план развития, и каждый год отмерить: смогли ли мы этого достичь или нет. У Наполеона было выражение: «Ничего не происходит ни в экономике, ни в жизни людей, кроме того, что грамотно продумано и просчитано». Если ты сумел все просчитать, если нет форс-мажора, ты с утра до вечера работаешь, ты можешь быть точно уверен, что достигнешь той цели, которую перед собой поставил. А когда не продумываешь, не системно работаешь, когда не ясно, куда двигаешься, успеха не будет. Я так не работаю.
Я понимаю, что с точки зрения идеального результата, наш вполне может оказаться посредственным, где-то посередине. Но однозначно могу сказать так: у нас зависимость от суммы инвестиций, которые придут в республику и суммы повышения бюджета, абсолютная. Если у нас не будет роста экономики связанного с инвестициями в, откуда рост бюджета и снижение дотаций? Чуда, наверное, можно добиться в одном отдельно взятом субъекте Федерации, но нужно точно просчитать, как это сделать. Вот Татарстан, к примеру. В начале 90-х ему просто повезло. Он смог получить из федерального центра, выторговать хорошие условия работы и, естественно, они это все реализовали с 200300 процентным эффектом. Если бы сейчас дали на старте пол миллиарда долларов и сказали бы: «Слушай, пол миллиарда тебе даю, начинай, стартуй!». Я бы в год зарабатывал бы 20 % , это 100 миллионов долларов от половины миллиарда. Я бы нашел, где их разместить, а потом, начал бы инвестировать. Молодцы они в чем: в начале смогли выторговать условия, потом еще все и с умом сделать. Другой мог получить и эти условия не использовать с выгодой.
Caucasus Times: - А сегодня?
Арсен Каноков: Сегодня я сомневаюсь, что дадут такие условия. Мы стараемся этого добиться, но о тех объемах можно забыть. Мы выторговали 2 миллиарда сейчас, получили по федеральным целевым, 600 миллионов условно получили на дороги, там трансферт увеличен на миллиард. Вот на 3,5 миллиарда мы отторговали, тоже не мало. Согласны, что 120 миллионов долларов республика никогда не получала. Борьба была серьезной. Татарстан это совсем другой субъект в отношении того, что и количество и возможности, нефтяные возможности и все остальное по-другому. Поэтому надо учиться у Татарстана, но взять и экстраполировать на нашу республику, невозможно».
«Назначая г-на Канокова на место многолетнего лидера республики Валерия Кокова, федеральный центр рассчитывал на то, что новый президент сможет применить в депрессивном регионе если не финансовый, то по крайней мере управленческий потенциал. (Что случилось на Чукотке, когда губернатором стал Роман Абрамович.)
Примерно того же ждали от Хазрета Совмена, который с 2002 по 2007 год был президентом Адыгеи. Г-н Совмен продал «Норникелю» созданное им в Красноярском крае золотодобывающее предприятие «Полюс» и вошел в первую пятерку самых состоятельных людей Северного Кавказа: его состояние оценивается в 11 млрд руб. Но стать адыгейским Абрамовичем предприниматель так и не смог. Он быстро утратил интерес к происходящему в республике и фактически отдал бразды правления местным чиновникам. Поставив рекорд по числу отставок и назначений премьеров республиканского правительства, г-н Совмен начисто рассорился с полпредом президента России в Южном федеральном округе Дмитрием Козаком, недовольным экономической депрессией в республике, и с большим трудом сохранил свой пост до формального истечения полномочий. Хотя бизнесмен Каноков уже проявил себя как довольно эффективный менеджер в Кабардино-Балкарии, в Адыгее решили не продолжать олигархических экспериментов и сделали новым президентом ректора университета Аслана Тхакушинова». «Компромат.Ру»
Арсен Каноков, президент Кабардино-Балкарии |
|
В послании президента Федеральному Собранию четко и ясно расставлены приоритеты, которых Кремль намерен придерживаться в своей стратегии и тактике. Считаю очень своевременным то, что одной из главных задач государства названа его демографическая политика, социальная поддержка семей с детьми.
«Не менее важно, что речь идет не только о «количественных» показателях, но и о повышении качества жизни людей. Четко и ясно, с опорой на цифры глава государства объяснил гражданам, что может и должна сделать для них власть. Теперь нижестоящим чиновникам будет крайне трудно сослаться на «объективные трудности» в осуществлении его политической воли.
По сути дела президентское Послание конкретизирует задачи, уже обозначенные в рамках четырех приоритетных национальных проектов. Для меня как руководителя республики кажется существенным также то, что Москва наконец-то сделала важный шаг навстречу инициативе регионов. По словам Владимира Путина, «пора прекратить регулировать из Москвы строительство школ, бань и канализации». Именно об этом мы говорим уже давно: опираясь на собственные силы, действуя экономическими методами, региональные власти могут и должны наиболее эффективным образом проявить свою «социальную ответственность», преодолеть последствия экономических спадов и кризисов, содействовать развитию по-настоящему сильной и процветающей России».
НАЛЬЧИК, 15 октября. Реализация федеральных программ, направленных на обустройство инфраструктуры инвестиционных площадок, способствовала привлечению масштабных и долгосрочных инвестиций в экономику Кабардино-Балкарии. Об этом президент республики Арсен Каноков сообщил по окончанию заседания Госсовета в Уфе, где под руководством президента России Владимира Путина обсуждалась работа органов государственной власти субъектов РФ по привлечению инвестиций для экономического развития регионов.
«На начальном этапе средства, выделяемые из федерального бюджета на обустройство инфраструктуры в регионах, имели огромное значение», — подчеркнул Каноков. По его словам, крупнейшие проекты по реконструкции и развитию курортов Кабардино-Балкарии стали продвигаться именно после выделения средств по федеральным целевым программам.
«В настоящее время перед нами стоит задача привлечения на эти инвестплощадки частного бизнеса», — сказал глава КБР. Он подчеркнул, что развитие сотрудничества КБР и группы «Интеррос» по освоению северо-восточного склона Эльбруса и созданию здесь горнолыжного курорта мирового уровня показывает, что «это задача вполне решаемая».
Привлекательность Приэльбрусья для инвесторов значительно возросла в результате включения в федеральную целевую программу «Юг России» проекта по строительству сюда автодороги из Кисловодска и выделению на эти цели 1,2 млрд руб уже в 2008 году. Дорога обеспечит приток в Приэльбрусье туристов из региона Кавминвод, передает пресс-служба президента КБР.
|
Стенограмма начала беседы: В. В.Путин: Добрый день. Арсен Баширович, пожалуйста, слушаю Вас. А. Б.Каноков: Хотел доложить об экономической, социальной, общественно-политической ситуации в Республике и о перспективах развития. В целом экономика динамично развивается. В этом году по сравнению с прошлыми тремя годами удалось в три раза увеличить бюджет. В этом году бюджет Кабардино-Балкарской Республики 19 млрд., в следующем году 24 млрд. Отрадно, что за эти три года налоговые поступления увеличились на 31%. За это время мы сумели уменьшить дотационность Кабардино-Балкарии с 72% до 55%. Благодаря реализации национальных проектов, координации действий с федеральным центром нам удалось поучаствовать во многих федеральных целевых программах. Мы также разработали на территории Кабардино-Балкарии республиканские целевые программы по основным социальным проблемам это водоснабжение, строительство жилья, дороги в сельских поселениях. Впервые за 1015 лет мы сумели заложить в бюджет Кабардино-Балкарии около 300 млн. на приведение в порядок сельских поселений, особенно дорог. Это поддерживается населением. Такого рода сочетание федеральных целевых программ с республиканскими позволяет нам решать накопившиеся социальные проблемы. Удалось снизить объем задолженности, мы начинали в 2005 году с задолженности в 6 млрд. Часть долгов удалось реструктуризировать, с частью рассчитаться. Отчасти мы рассчитались с «Межрегионгазом», часть суммы осталась. Также мы рассчитались за электроэнергию. В целом у нас сегодня нет больших задолженностей, мы достаточно активно поработали в этом направлении. Очень помогает федеральный центр, особенно Министерство финансов, Министерство регионального развития. В. В.Путин: А как с безработицей? А. Б.Каноков: Мы сумели сократить количество безработных на 10 тысяч, сегодня их 26 тысяч, в 2006 году было 35 тысяч. Количество бедных людей также сокращается. У нас еще условия земледелия достаточно хорошие, нам удается людей занять подсобными хозяйствами. Уровень заработной платы увеличился почти на 26% и сегодня составляет 8685 рублей. Ежегодно мы планируем увеличивать его на 2030%. В. В.Путин: Прирост на 2030%. А. Б.Каноков: Да, на 2030%. В. В.Путин: Вы думаете, что это реально сделать? А. Б.Каноков: В прошлом году нам удалось. В этом году фактически выходим. В бюджетной сфере по заработной плате к концу года мы от средних российских показателей отставали процентов на 20%. Но мы изыскали резервы и «подтянули» Ваше февральское решение об увеличении заработной платы. С Минфином мы нашли возможность дополнительного софинансирования в размере 600 млн. 350 млн. нам выделило Министерство финансов Российской Федерации, а 250 млн. мы нашли сами. В. В.Путин: Вы имеете в виду уже региональный бюджет? А. Б. Каноков: Региональный бюджет, да. В. В.Путин: А Вы мне рассказывали про планы строительства новых туристических центров. А. Б.Каноков: Особо хотел вас попросить. Мы поставили достаточно амбициозную задачу сделать горнолыжный курорт в Приэльбрусье. И я Вам показывал в Сочи два проекта, если помните. В. В.Путин: Помню. А. Б. Каноков: Это Северный склон, который мы развиваем. Кисловодск-Эльбрус, 85 километров. Мы с «Интерросом» подписали соглашение: в этом году мы выделили 205 млн. До отъезда я сам приехал с инспекцией, осмотрел первый участок в 18 километров. Мы прокладываем дорогу от Кисловодска до долины Нарзан это первый участок. В этой части очень активно развивается инфраструктура. Во вторую очередь, на Азау в феврале 2009 года заканчиваем. Также мы восстанавливаем «Приют-11», это известное место для подъема на Эльбрус. В. В.Путин: Я там был. А. Б. Каноков: Московский инвестор вкладывает средства. В течение года-двух мы хотим, в принципе, закончить этот проект. Мы просим, если в Вашем графике появится какая-то возможность, Ваш приезд придал бы нам большой толчок, и мы хотели бы, если будет такая возможность, показать Вам ту работу, которую мы за последние два года сделали в Приэльбрусье. В. В.Путин: Посмотрим. Ну, давайте поподробнее. |
Арсен Каноков получил поддержку Главы государства |
|