Серый состоит из трех основных цветов - красного, зеленого и синего - в равных долях. Психологи определяют его как нейтральный, промежуточный, спокойный.
Любовью к серому цвету (как и к коричневому) всегда отличалась английская культура, утонченная и аристократичная. Древние люди одевались либо очень ярко, либо блекло, но ни в коем случае не в серое!
В Средние века серый появился в костюме лишь в качестве дополнения. Именно англичане придали серому благородное звучание и неограниченные права. Европейская цивилизация быстро усвоила уважительное к нему отношение и наделила палитру серого поэтичными названиями: "розовый пепел", "цвет испуганной мыши", "наваринский пепел", "гридеперлевый" (жемчужно-серый)… Авангардный серый с вкраплениями черного получил название "цвет Маренго" (по названию местности, где жители носили домотканую одежду такого цвета). Гризет-серая ткань с мелким цветочным рисунком. Со временем девушки, которые обшивали себя сами и носили наряды из этой доступной ткани, стали называться гризетками. А теперь такие ткани в арсенале самых люксовых брендов.
В эпоху позднего Возрождения серый приобретает ценность. Он становится цветом изящества, элегантности, благородства. Флорентийские дворяне носят серый бархат и парчу, испанские принцессы и голландские знатные дамы щеголяют в сером атласе, на полотнах Сальвиати все краски как бы выцвели и стали более или менее серыми, у Эль Греко оттенки серого заняли почти всё поле картины, создавая оправу для «драгоценных камней» — хроматических цветов. В ХVIII веке серый становится элегантнейшим цветом. Пудреные парики, мужское и женское платье, гобелены, обивка мебели, стенные обои и шпалеры — везде можно видеть множество оттенков серого — перламутровые, жемчужные, «цвет голубиной шейки» и т.д.
В ХIХ и ХХ веках серый был принят как самый «практичный» в одежде, самый спокойный в интерьере. Была оценена красота серой шерсти, мехов, древесины. Серый стал цветом элегантности, знаком хорошего тона, высокого вкуса. Появилось выражение «благородный мышиный цвет».
В книге «Письма о Сезанне» австрийский поэт Райнер Мария Рильке говорит о серых тонах этого мастера, называя их «металлически белыми, алюминиевыми или чем-то в этом роде. Взгляду настоящего художника серый цвет никогда не казался скучным... он проникал вглубь и обнаруживал в нем фиолетовый, синий или красновато-зеленый».
Он пишет: «Внутреннее равновесие цветов Сезанна, которые никогда не бывают кричащими или навязчивыми, создает спокойную, почти бархатную атмосферу»
Серый цвет некоторым образом напоминает о сумерках и лунном свете, о моменте, когда день склоняется к вечеру, о тумане, паутине и призраках, живущих в за брошенных домах, об утренней дымке.
Серый цвет символизирует силу и долголетие. Это цвет гранита и гравия, камня, сланца, скал, цвет древних монументов, колонн и храмов, выстоявших под ударами времени. Современные города тоже преимущественно серы — нас окружают бетон, асфальт и серебристый алюминий.
Серый цвет — это цвет интеллекта. Он задумчив, созерцателен, связан с истиной, знанием и мудростью.
Мужчина или женщина в строгом сером костюме сразу же вызывают уважение.
Светло-серый цвет, близкий к белому, выглядит невинным и хрупким. Природа одевает симпатичных пушистых созданий и нежные растения в разные оттенки серого: вспомните перья голубей и горлиц, чаек, воробьев, пеликанов и перепелок, плюшевый мех шиншиллы, серебристой лисы, ангорских кроликов, котят, козлят и пони, мягкий серебристый мох, серебристые стволы берез и плакучие ивы.
По мере приближения серого тона к коричневому он становится теплее. Разные оттенки серовато-коричневого получили названия от лесных животных — КОСУЛЯ, ОЛЕНЬ или АНТИЛОПА. В разные оттенки серого выкрашены и другие природные объекты — камни, скалы, раковины. Все это придает серому цвету классичность и не подвластность времени.
Голубовато-серые тона напоминают нам о голубом небе, промелькнувшем между грозовыми тучами. Эти оттенки несут в себе смысловую идею синего. Они надежны, прохладны и очень постоянны.
Люди, предпочитающие этот самый нейтральный из всех цветов, абсолютно нейтральны в жизни. Они хотят защититься от суетного мира, закутаться в любимый плед спокойного, неброского цвета. Они предпочитают безопасное, спокойное, уравновешенное существование. В отличие от любителей красного, они никогда не стремятся к энергичным действиям, им вполне достаточно созерцания. Более всего они хотят сохранить статус-кво. Они часто идут на компромиссы, не верят, что эмоции могут что-то решить, не верят в искренность эмоциональных переживаний; считают, что эмоции можно проявлять только в определенных обстоятельствах (но только не сейчас). Они не любят привлекать к себе внимания. Они готовы упорно трудиться (вспомните строгий серый костюм) и нести тяготы рутинной службы. Они спокойны, консервативны, сосредоточенны и надежны.
Вы предпочитаете быть правым или неправым, безразличие вам чуждо. Рутина подавляет вас. Вы стремитесь к полной, насыщенной жизни. В поисках счастья вы полностью отдаетесь любви, хобби или работе. Серый цвет означает для вас призраков, пепел, паутину и пыль заброшенного дома.
Английский писатель и историк Честертон / Gilbert Keith Chesterton, Essays / писал: "Люди, не разбирающиеся в погоде, называют серый день бесцветным. Это не так. Очень обидно слышать про "серые, одинаковые дни". С таким же правом можно сказать "зеленые, одинаковые деревья". Один день серый, как сталь, другой - как голубиное крыло; один напоминает о морозе, другой - о теплом дыме из кухонной трубы.
... именно в такой день ваши любимые краски особенно хороши, они еще ярче в пасмурный день, потому что на сером фоне светятся собственным светом. На сером небе все цветы — фейерверк: они причудливы, как рисунок огнем в призрачном садике ведьмы.
Ярко-синий фон убивает синие цветы. А в серый день незабудка — осколок неба, анютины глазки — открытые глаза дня, подсолнечник — наместник солнца.
Тем и прекрасен цвет, который называют бесцветным. Он сложен и переменчив, как обыденная жизнь, и так же много в нем обещания и надежды.
Всегда кажется, что серый цвет вот-вот перейдет в другой — разгорится синим, просветлеет белым, вспыхнет зеленью иди золотом.
Неопределенно, неуверенно он что-то сулит нам.
И когда наши холмы озаряет серебро серых трав, а наши виски — серебро седин, мы должны помнить, что выглянет солнце. "
Сразу вспомнилось раннее утро на охоте, когда солнце еще не встало, но ночь уже тает; легкий туман над водой, отчетливо видны только голые ветви ближайшего дерева. И все вокруг серое: темно-серая земля, серо-голубое с чернотой по краям озеро и светлеющее небо с нежным голубовато-розовым оттенком у горизонта. Эти минуты перед восходом солнца никогда не забыть, они неповторимы...
[700x525]