Родился Николай Асланович Пиросманашвили в 1862 году в селе Мирзаани, в Восточной Грузии (Кахетия), в семье крестьян. В 1870 году умер отец, вскоре после этого мать. Как бы то ни было, известно, что детство художника было трудным, что он рано осиротел и еще мальчиком расстался с деревней.
В жизни он был очень одинок, его считали человеком "не от мира сего".
Нико Пиросмани скончался в Тбилиси 5 мая 1918 года от голода и болезни.

Пиросманашвили: "Я так хотел сделать, и мне это удалось..."
Давид Кикабадзе отлично выразил впечатления художественной молодежи своего времени: "Ни у кого из художников я не знал подобного ощущения Грузии, как у Нико. Мие кажется, что с появлением его картин моя жизнь стала богаче, счастливее. Когда я любуюсь картинами Пиросмани, я чувствую, как могучие силы и соки земли, заключенные в клеенки Нико, обновляют меня".
Необычность техники и материалов, которыми пользовался Пиросмани, давно стала поводом для догадок и предположений. Нередко даже можно слышать высказывания: "Клеенка - это единственный материал для художника, имеющийся под рукой в духане, где столики, клеенки, скамейки, винные бочки и острая зелень". Или: "Его картины на клеенке, единственно доступном ему материале, если исключить жесть или картон". "Картины Пиросмани написаны на чем попало - на жести, кусках картона, чаще всего на изнанке обычной столовой клеенки". Стереотипы подводят даже умных и талантливых. Подавляющее большинство людей, хоть что-то знающих про Пиросманашвили, имеет в виду обычную клеенку, сдернутую с духанного столика.
Но материал, на котором работал художник, ничего общего не имеет со столиками, духанами, столовыми, закусочными. Это совсем другая клеенка, вырабатываемая для технических нужд, - черная, матовая, с характерной поверхностью: пупырчатой или испещренной извивающимися бороздками. Она редко видна на репродукциях, но памятна каждому, знакомому с картинами Пиросманашвили в подлиннике (она хорошо просвечивает в местах, где краска легла тонким слоем), потому что писал он, конечно, на внешней, грунтованной, а вовсе не на изнаночной стороне клеенки. Художник пользовался ею не потому, что она "была под рукой" - нет, ее надо было специально покупать, как покупают грунтованный холст; и не потому, что она была дешева, - напротив, то была высококачественная клеенка, изготовляемая фабричным способом на превосходной парусиновой основе, и стоила она, надо думать, не дешевле холста.
Во многих и наиболее характерных для него работах он делает клеенку - лишь местами слегка или даже вовсе не прописанную краской - не только фоном, но даже частью самого изображения.
Живопись его проста, но не бедна, она никогда не скучна и не монотонна, она всегда поразительно индивидуальна.
[555x397]
[640x341]
[640x383]
[640x453]
[578x406]
[564x372]
[640x454]
[480x623]
[480x622]
техника пиросмани:http://niko-pirosmani.ru/technics.php