• Авторизация


Ох, уж эти сказочники (с) 22-08-2009 23:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Настроение сейчас - миролюбивое

Года два или три (?) назад, если мне не изменяет память, зимой нагрянули лютые морозы. Зуб на зуб не попадал. На уроки тащились только самые отчаянные грызуны науки, в числе коих и я сама как-то оказалась... В итоге на уроке истории нас особралось человека три. Учитель Алексей Валерьевич Агафонов ( личность, мягко скажем, незаурядная) преисполнился жалостью к своей жиденькой аудитории. Сказочками решил поразвлекать =) Что удивительно, мы даже зубами перестали стучать, заслушались)

[301x360]" Долго жил Евстигней Закивакин в тихой скромности, в робкой зависти и вдруг неожиданно прославился.
А случилось это так: однажды после роскошной пирушки он истратил последние свои шесть гривен и, проснувшись наутро в тяжком похмелье, весьма удручённый, сел за свою привычную работу: сочинять объявления в стихах для "Анонимного бюро похоронных процессий".
Сел и, пролив обильный пот, убедительно написал:

Бьют тебя по шее или в лоб, -
Всё равно, ты ляжешь в тёмный гроб...
Честный человек ты иль прохвост, -
Всё-таки оттащат на погост...
Правду ли ты скажешь иль соврёшь, -
Это всё едино: ты умрёшь!..

И так далее в этом роде, аршина полтора.
Понёс работу в "бюро", а там не принимают:
- Извините, - говорят, - это никак нельзя напечатать: многие покойники могут обидеться и даже содрогнуться в гробах. Живых же увещевать к смерти не стоит, - они и сами собою, бог даст, помрут...
Огорчился Закивакин:
- Чёрт бы вас побрал! О покойниках заботитесь, монументы ставите, панихиды служите, а живой - помирай с голоду...
В гибельном настроении духа ходит он по улицам и вдруг видит - вывеска, а на ней – чёрными буквами по белому полю - сказано: "Жатва Смерти".
- Ещё похоронное бюро, а я и не знал! - обрадовался Евстигней.
Но оказалось, что это не бюро, а редакция нового беспартийного и прогрессивного журнала для юношества и самообразования. Закивакина ласково принял сам редактор-издатель Мокей Говорухин, сын знаменитого салотопа и мыловара Антипы Говорухина, парень жизнедеятельный, хотя и худосочный. Посмотрел Мокей стишки, - одобрил:
- Ваши, - говорит, - вдохновения как раз то самое, ещё никем не сказанное слово новой поэзии, в поиски за которым я и снарядился, подобно аргонавту Герострату...
Конечно, всё это он врал по внушению странствующего критика Лазаря Сыворотки, который тоже всегда врал, чем и создал себе громкое имя. Смотрит Мокей на Евстигнея покупающими глазами и повторяет:
- Материальчик впору нам, но имейте в виду, что мы стихов даром не печатаем!
- Я и хочу, чтобы мне заплатили, - сознался Евстигнейка.
- Ва-ам? За стихи-то? Шутите! - смеётся Мокей. - Мы, сударь, только третьего дня вывеску повесили, а уж за это время стихов нам прислано семьдесят девять сажен! И всё именами подписаны!
Но Евстигней не уступает, и согласились на пятаке за строку.
- Только потому, что уж очень это у вас здорово пущено! – объяснил Мокей. - Надо бы псевдонимец вам избрать, а то Закивакин не вполне отлично. Вот ежели бы... например, - Смертяшкин, а? Стильно!
- Всё равно, - сказал Евстигней. - Мне - абы гонорар получить: есть очень хочется...
Он был парень простодушный.
И через некоторое время стихи были напечатаны на первой странице первой книги журнала, под заголовком: "Голос вечной правды".
С того дня и постигла Евстигнейку слава: прочитали жители стихи его - обрадовались:
- Верно написал, материн сын! А мы живём, стараемся кое-как, то да сё, и незаметно нам было, что в жизни-то нашей никакого смысла, между прочим, нет! Молодец Смертяшкин!
И стали его на вечера приглашать, на свадьбы, на похороны да на

поминки, а стихи его
во всех модных журналах печатаются по полтине строка, и уже на литературных вечерах полногрудые дамы, очаровательно улыбаясь, читают "поэзы Смертяшкина":

Нас ежедневно жизнь разит,
Нам отовсюду смерть грозит!
Со всяких точек зрения
Мы только жертвы тления!

- Браво-о! Спасибо-о! - кричат жители.
"А ведь, пожалуй, я и в самом деле поэт?" - задумался Евстигнейка и начал понемножку - зазнаваться: завёл чёрно-пёстрые носки и галстухи, брюки надел тоже чёрные с белой полоской поперёк и стал говорить томно, разводя глазами в разные стороны:
- Ах, как это пошло-жизненно!
Заупокойную литургию прочитал и употребляет в речи мрачные слова: паки, дондеже, всуе...
Ходят вокруг него разные критики, истощая Евстигнейкин гонорарий, и внушают ему:
- Углубляйся, Евстигней, а мы поддержим!
И действительно, когда вышла книжка: "Некрологи желаний, поэзы Евстигнея Смертяшкина", то критики весьма благосклонно отметили глубокую могильность настроений автора. Евстигнейка же на радостях решил жениться: пошёл к знакомой модерн-девице Нимфодоре Заваляшкиной и сказал ей:
- О, безобразна, бесславна, не имущая вида!
Она долго ожидала этого и, упав на грудь его, воркует, разлагаясь от счастия:
- Я согласна идти к смерти рука об руку с тобою!
- Обречённая уничтожению! - воскликнул Евстигней.
Нимфодора же, смертельно раненная страстью, отзывается:
- Мой бесследно исчезающий!
Но тотчас, вполне возвратясь к жизни, предложила:
- Мы обязательно должны устроить стильный быт!
Смертяшкин уже ко многому привык и сразу понял.
- Я, - говорит, - конечно, недосягаемо выше всех предрассудков, но, если хочешь, давай обвенчаемся в кладбищенской церкви!
- Хочу ли? О, да! И пусть все шафера тотчас после свадьбы застрелятся!
- Все, пожалуй, не пойдут на это, а Кукин может,- он уже семь раз стрелялся.
- И чтобы священник был старенький, знаешь, такой... наканунный смерти.
Так, стильно мечтая, они сидели до той поры, пока из холодной могилы пространства, где погребены мириады погасших солнц и в мёртвой пляске кружатся замороженные планеты, - пока в этой пустыне бездонного кладбища усопших миров не появился скорбный лик луны, угрюмо осветив землю, пожирающую всё живое... Ах, это жуткое сияние умершей луны, подобное свечению гнилушек, всегда напоминает чутким сердцам, что смысл бытия - тление, тление...
Смертяшкин настолько воодушевился, что даже без особого труда стихи сочинил и прошептал их чёрным шёпотом в ухо будущему скелету возлюбленной:

Чу, смерть стучит рукою честной
По крышке гроба, точно в бубен!..
Я слышу зов её так ясно
Сквозь пошлый хаос скучных буден.

Жизнь спорит с нею, - лживым кличем
Зовёт людей к своим обманам;
Но мы с тобой не увеличим
Числа рабов, пленённых ею!

Нас не подкупишь ложью сладкой,
Ведь знаем мы с тобою оба,
Жизнь - только миг, больной и краткий,
А смысл её - под крышкой гроба!

- Как мёртво! - восхищалась Нимфодора. - Как тупо-могильно!
Она все эти штуки превосходно понимала.
На сороковой день после этого они венчались у Николы на Тычке, в старенькой церкви, тесно окружённой самодовольными могилами переполненного кладбища. Ради стиля свидетелями брака подписались два могильщика, шаферами были заведомые кандидаты в самоубийцы; в подруги невеста выбрала трёх истеричек, из которых одна уже вкушала уксусную эссенцию, другие готовились к этому и одна дала честное слово покончить с собой на девятый день после свадьбы.
А когда вышли на паперть, шафер, прыщеватый парень, изучавший на себе действие сальварсана (препарат для лечения сифилиса, на основе мышьяка – Ред.), открыв дверь кареты, мрачно сказал:
- Вот катафалк!
Новобрачная, в белом платье с чёрными лентами и под чёрной фатой, умирала от восторга, а Смертяшкин, влажными глазами оглядывая публику, спрашивал шафера:
- Репортёры есть?
- И фотограф...
- Не шевелись, Нимфочка...
Репортёры, из уважения к поэту, оделись факельщиками, а фотограф - палачом, жители же, - им всё равно, на что смотреть, было бы забавно! - жители одобряли:
- Quel chic! (какой шик – Ред.)
И даже какой-то вечно голодающий мужичок согласился с ними:
- Charmant! (очаровательно – Ред.)
- Да-а, - говорил Смертяшкин новобрачной за ужином в ресторане против кладбища, - мы прекрасно похоронили нашу юность! Вот именно это и называется победой над жизнью!
- Ты помнишь, что это всё мои идеи? - спросила нежно Нимфодора.
- Твои? Разве?
- Конечно.
- Ну... всё равно:

Я и ты - одна душа и тело!
Мы с тобой теперь навеки слиты.
Это смерть так мудро повелела,
Мы - её рабы и сателлиты.

- Но всё-таки я не позволю тебе поглотить мою индивидуальность! – очаровательно предупредила она. - И потом, сателлиты, я думаю, надо произносить два "т" и два "л"!
Впрочем, саттеллиты, вообще, кажутся мне не на месте...
Смертяшкин ещё раз попробовал одолеть её стихами:

Что такое наше "я",
Смертная моя?
Нет его иль есть оно, -
Это всё равно!
Будь активна, будь инертна, -
Всё равно, - ты не бессмертна!

- Нет, уж это надобно оставить для других, - кротко сказала она.
После длинного ряда таких и подобных столкновений у Смертяшкина случайно родилось
дитя - девочка, и Нимфодора повелела:
- Люльку закажи в форме гробика!
- Не слишком ли это, Нимфочка?
- Нет уж, пожалуйста! Стиль надо сохранять строго, если ты не хочешь, чтобы критики и
публика упрекнули тебя в раздвоении и неискренности...
Она оказалась очень хозяйственной дамой: сама солила огурцы, тщательно собирала все рецензии о стихах мужа и, уничтожая неодобрительные, - похвальные издавала отдельными томиками за счёт поклонников поэта.
С хорошей пищи стала она женщиной дородной, глаза её всегда туманились мечтой, возбуждая в людях мужского пола страстное желание подчиниться року. Завела домашнего критика, жилистого мужчину, рыжего цвета, сажала его рядом с собою, и, вонзая туманный взгляд прямо в сердце ему, читала нарочито гнусаво стихи мужа, убеждённо спрашивая:
- Глубоко? Сильно?
Тот первое время только мычал, а потом стал ежемесячно писать пламенные статьи о Смертяшкине, который "с непостижимой углублённостью проник в бездонность той чёрной тайны, которую мы, жалкие, зовём Смертью, а он - полюбил чистой любовью прозрачного ребёнка. Его янтарная душа не отемнилась познанием ужаса бесцельности бытия, но претворила этот ужас в тихую радость, в сладостный призыв к уничтожению той непрерывной пошлости, которую мы, слепые души, именуем Жизнью".
При благосклонной помощи рыжего, - по убеждениям он был мистик и эстет, по фамилии – Прохарчук, по профессии - парикмахер, - Нимфодора довела Евстигнейку до публичного чтения стихов: выйдет он на эстраду, развернёт коленки направо-налево, смотрит на жителей белыми овечьими глазами и, покачивая угловатой головою, на которой росли разные разности мочального цвета, безучастно вещает:

В жизни мы - как будто на вокзале,
Пред отъездом в тёмный мир загробный...
Чем вы меньше чемоданов взяли,
Тем для вас и легче и удобней!

Будем жить бессмысленно и просто!
Будь пустым, тогда и будешь чистым.
Краток путь от люльки до погоста!
Служит Смерть для жизни машинистом!..

- Браво-о! - кричат вполне удовлетворённые жители - Спасибо-о!
И говорят друг другу:
- Ловко, шельма, доказывает, даром, что этакий обсосанный!..
Те же, кому ведомо было, что раньше Смертяшкин работал стихи для "Анонимного бюро похоронных процессий", были, конечно, и теперь уверены, что он все свои песни поёт для рекламы "бюро", но, будучи ко всему одинаково равнодушны, молчали, твёрдо памятуя одно:
"Каждому жрать надо!"
"А может, я и в самом деле - гений! - думал Смертяшкин, слушая одобрительный рёв жителей. - Ведь никто не знает, что такое гений; некоторые утверждали же, будто гении – полоумные... А если так..."
И при встрече со знакомыми стал спрашивать их не о здоровье, а:
- Когда умрёте?
Чем и приобрёл ещё большую популярность среди жителей.
А жена устроила гостиную в виде склепа; диванчики поставила зелёненькие, в стиле могильных холмиков, а на стенах развесила снимки с Гойя, с Калло да ещё и - Вюртц!
Хвастается:
- У нас даже в детской веяние Смерти ощутимо: дети спят в гробиках, няня одета схимницей, - знаете, такой чёрный сарафан, с вышивками белым - черепа, кости и прочее, очень интересно! Евстигней, покажи дамам детскую! А мы, господа, пойдёмте в спальню...
И, обаятельно улыбаясь, показывала убранство спальни: над кроватью саркофагом – чёрный балдахин, с серебряной бахромой; поддерживали его

выточенные из дуба черепа; орнамент - маленькие скелетики нежно играют могильными червяками.
- Евстигней, - объясняла она, - так поглощён своей идеей, что даже спит в саване...
Некоторые жители изумлялись:
- Спи-ит?
Она печально улыбалась.
А Евстигнейка был в душе парень честный и порою невольно думал: "Уж если я - гений, то - что же уж? Критика пишет о влиянии, о школе Смертяшкина, а я... не верю я в это!"
Приходил Прохарчук, разминая мускулы, смотрел на него и спрашивал басом:
- Писал? Ты, брат, пиши больше. Остальное мы с твоей женой живо сделаем... Она у тебя хорошая женщина, и я её люблю...
Смертяшкин и сам давно видел это, но по недостатку времени и любви к покою ничего не
предпринимал против.
А то сядет Прохарчук в кресло поудобнее и рассказывает обстоятельно:
- Знал бы ты, брат, сколько у меня мозолей и какие! У самого Наполеона не было таких...
- Бедный мой! - вздыхала Нимфодора, а Смертяшкин пил кофе и думал:
"Как это правильно сказано, что для женщин и лакеев нет великих людей!"
Конечно, он, как всякий мужчина, был не прав в суждении о своей жене, - она весьма усердно возбуждала его энергию:
- Стёгнышко! - любовно говорила она. - Ты, кажется, и вчера ничего не писал? Ты всё чаще манкируешь талантом, милый! Иди, поработай, а я пришлю тебе кофе...
Он шёл, садился к столу и неожиданно сочинял совершенно новые стихи:

Сколько пошлости и вздора
Написал я, Нимфодора,
Ради тряпок, ради шубок,
Ради шляпок, кружев, юбок!

Это его пугало, и он напоминал себе:
"Дети!"
Детей было трое. Их надо было одевать в чёрный бархат; каждый день, в десять часов утра, к крыльцу подавали изящный катафалк, и они ехали гулять на кладбище, - всё это требовало денег.
И Смертяшкин уныло выводил строка за строкой:

Всюду жирный трупный запах
Смерть над миром пролила.
Жизнь в её костлявых лапах,
Как овца в когтях орла.

- Видишь ли что, Стёгнышко, - любовно говорила Нимфодора. - Это не совсем... как тебе сказать? Как надо сказать, Мася?
- Это - не твоё, Евстигней! - говорил Прохарчук басом и с полным знанием дела. - Ты – автор "Гимнов смерти", и пиши гимны...
- Но это же новый этап моих переживаний! - возражал Смертяшкин.
- Ну, милый, ну, какие переживания? - убеждала жена. - Надобно в Ялту ехать, а ты чудишь!
- Помни, - гробовым тоном внушал Прохарчук, - что ты обещал:

Прославить смерти власть
Беззлобно и покорно...

- А потом обрати внимание: "как овца в" невольно напоминает фамилию министра - Коковцев, и
это может быть принято за политическую выходку! Публика глупа, политика - пошлость!
- Ну, ладно, не буду, - говорил Евстигней, - не буду! Всё едино, - ерунда!
- Имей в виду, что твои стихи за последнее время вызывают недоумение не у одной твоей жены! - предупреждал Прохарчук.
Однажды Смертяшкин, глядя, как его пятилетняя дочурка Лиза гуляет в саду, написал:

Маленькая девочка ходит среди сада,
Беленькая ручка дерзко рвёт цветы...
Маленькая девочка, рвать цветы не надо,
Ведь они такие же хорошие, как ты!

Маленькая девочка! Чёрная, немая,
За тобою следом тихо смерть идёт,
Ты к земле наклонишься, - косу поднимая,
Смерть оскалит зубы и - смеётся, ждёт...

Маленькая девочка! Смерть и ты - как сёстры;
Ты ненужно губишь яркие цветы,
А она косою острой, вечно острой! –
Убивает деток, вот таких, как ты...

- Но это же сентиментально, Евстигней, - негодуя, крикнула Нимфодора.

- Помилуй, куда
ты идёшь? Что ты делаешь с своим талантом?
- Не хочу я больше, - мрачно заявил Смертяшкин.
- Чего не хочешь?
- Этого. Смерть, смерть, - довольно! Мне противно слово самоё!
- Извини меня, но ты - дурак!
- Пускай! Никому не известно, что такое гений! А я больше не могу... К чёрту могильность и всё это... Я - человек...
- Ах, вот как? - иронически воскликнула Нимфодора. - Ты – только человек?
- Да. И люблю всё живое...
- Но современная критика доказала, что поэт не должен считаться с жизнью и вообще с пошлостью!
- Критика? - заорал Смертяшкин. - Молчи, бесстыдная женщина! Я видел, как современная критика целовала тебя за шкафом!
- Это от восхищения твоими же стихами!
- А дети у нас рыжие, - тоже от восхищения?
- Пошляк! Это может быть результатом чисто интеллектуального влияния!
И вдруг, упав в кресло, заявила:
- Ах, я не могу больше жить с тобой!
Евстигнейка и обрадовался, и в то же время испугался.
- Не можешь? - с надеждой и со страхом спросил он. - А дети?
- Пополам!
- Троих-то?
Но она стояла на своём. Потом пришёл Прохарчук.
Узнав, в чём дело, он огорчился и сказал Евстигнейке:
- Я думал, ты - большой человек, а ты - просто маленький мужчина!
И пошёл собирать Нимфодорины шляпки. А пока он мрачно занялся этим, она говорила мужу
правду:
- Ты выдохся, жалкий человек. У тебя нет больше ни таланта, ничего! Слышишь: ни-че-го!
Захлебнулась пафосом честного негодования и докончила:
- У тебя и не было ничего никогда! Если бы не я и Прохарчук - ты так всю жизнь и писал бы объявления в стихах, слизняк! Негодяй, похититель юности и красоты моей...
Она всегда в моменты возбуждения становилась красноречива.
Так и ушла она, а вскоре, под руководством и при фактическом участии Прохарчука, открыла "Институт красоты мадам Жизан из Парижа. Специальность - коренное уничтожение мозолей".
Прохарчук же, разумеется, напечатал разносную статью "Мрачный мираж", обстоятельно доказав, что у Евстигнея не только не было таланта, но что вообще можно сомневаться, существовал ли таковой поэт. Если же существовал и публика признавала его, то это – вина торопливой, неосторожной и неосмотрительной критики.
А Евстигнейка потосковал, потосковал, и - русский человек быстро утешается! - видит: детей кормить надо! Махнул рукой на прошлое, на всю смертельную поэзию, да и занялся старым, знакомым делом: весёлые объявления для "Нового похоронного бюро" пишет, убеждая жителей:

Долго, сладостно и ярко
На земле мы любим жить,
Но придёт однажды Парка
И обрежет жизни нить!

Обсудивши этот случай,
Не спеша, со всех сторон,
Предлагаем самый лучший
Матерьял для похорон!

Всё у нас вполне блестяще,
Не истёрто, не старо:
Заходите же почаще
В наше "Новое бюро"!

Могильная, 16

Так все и возвратились на стези своя".
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
Kluft 23-08-2009-13:21 удалить
весьма интересно) вы это записивали за ним ?)
к сожалению, это произведение принадлежит не ему... хотя у нашего историка есть сочинения не менее достойные, но менее ммм... приличные))
данное произведение я чуть позже отыскала в интернете и с удивлением узнала, что его автор не кто иной как Максим Горький. Ух, как я не могла терпеть его произведения, которые мы в школе проходили!)
Kluft 24-08-2009-23:16 удалить
l_Morgen_Stern_l, я не любил маяковского, а вот горький... ну както нейтрально относился к его творчеству.


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ох, уж эти сказочники (с) | -Улыбка_без_кота- - Aliis inserviendo consumor | Лента друзей -Улыбка_без_кота- / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»