24.12.2008
"Военно-промышленный курьер"
Совет безопасности Белоруссии недавно утвердил Концепцию строительства и развития Вооруженных Сил до 2020 года, а также новый План обороны страны. Соответствующие документы подписал президент государства Александр Лукашенко, под председательством которого 15 декабря в Минске прошло заседание Совета безопасности. В официальных сообщениях пока нет подробных комментариев к принятым документам. Однако, судя по выступлению на Совбезе главы Белоруссии, новая Концепция военного строительства до 2020 года и План обороны приняты в связи с "существенным изменением за прошедшие годы как внешней ситуации, так и внутренних условий, влияющих на оборону государства. Определенную трансформацию претерпели методы и формы современной войны".
Среди внешних условий главным явилось изменение военно-политической и стратегической обстановки в Европе и мире. "Международное право уже не может защитить суверенитет и территориальную целостность государства, не обладающего достаточной силой для отражения возможной агрессии. А война, к сожалению, негласно признается некоторыми государствами приемлемым инструментом их внешней политики", - сказал Лукашенко.
Говоря о внутренних условиях, президент Белоруссии отметил, что устойчивое развитие экономики и социально-политическая стабильность в обществе позволяют его стране обеспечить высокий уровень обороноспособности и защиту суверенитета. При этом президент Белоруссии акцентировал внимание на том, что "важнейшим направлением укрепления национальной безопасности является участие страны в международных системах безопасности, Организации Договора о коллективной безопасности, а также в создании единого оборонного пространства с Российской Федерацией".
Здесь следует заметить, что аналогичные документы, которые обсуждались на Совбезе РБ 15 декабря, приняты и в России. О направлениях реформирования ВС РФ до 2020 года рассказал недавно членам Совета Федерации РФ министр обороны России Анатолий Сердюков. По его словам, в российской армии будет существенно сокращено количество офицерских должностей, управленческих органов и войска перейдут на трехзвенную структуру управления: бригада - оперативное командование - военный округ. Что-то подобное в ходе минувших реформ имело место в белорусской армии, которая в 2000-2001 годах также перешла на трехзвенную структуру управления войсками, и основным оперативно-тактическим соединением там сейчас считается бригада. В белорусской армии также существенно сокращено количество офицерских должностей, а взводами командуют сержанты и прапорщики.
Однако есть в формировании белорусской армии два принципиальных отличия от того, что существует в российской армии. Во-первых, комплектование войск в этой республике идет по территориальному принципу (в РФ - по экстерриториальному). То есть призванные на военную службу солдаты проходят ее в частях, расположенных недалеко от их дома. Для компактной и маленькой Белоруссии это благотворно влияет на обороноспособность. Судя по официальной информации Минобороны Белоруссии, задачи, возлагаемые на территориальные войска, следующие: это и участие в вооруженной защите границ, и охрана государственных и военных объектов, и борьба с десантными диверсионными силами, и проведение инженерных работ по подготовке городов и районов к обороне.
Во-вторых, в отличие от российской армии в ВС Белоруссии введена служба в резерве. То есть, находясь в резерве, призванные на военную службу юноши живут не в казармах, а дома. При этом в специальных учебных центрах они проходят войсковую подготовку и обучаются военным специальностям, совмещая их со своей трудовой деятельностью. В основном в резерв призывают граждан из числа высококвалифицированных работников, деятелей науки, культуры, спорта, прерывание трудовой деятельности которых на период прохождения срочной военной службы не соответствует государственным интересам.
Такое Белоруссия может позволить, поскольку ее армия относительно небольшая - 65 тысяч человек, из которых 50 тысяч - военнослужащие. Количество призывных ресурсов в этой стране значительно больше потребности войск. Поэтому призывается только каждый третий из 10 человек. Остальные юноши призывного возраста проходят службу в резерве. К слову сказать, такая система подготовки призывных ресурсов введена в Узбекистане, где количество молодых людей значительно больше того, что может государство призвать в войска.
Оценивая перспективы военного строительства в Белоруссии, можно предположить, что она в ближайшие годы не откажется от соблюдения в своей армии двух вышеназванных принципов (то есть территориальной обороны и службы в резерве). Однако эти принципы могут быть подвергнуты корректировке или полностью отвергнуты, если руководители Союзного государства договорятся иметь единые вооруженные силы. Хотя, скорее всего, в нынешней редакции новая Концепция построения в стране обороны будет включать совершенствование качественных параметров.
В первую очередь, видимо, предполагается переход на новые виды вооружения. В Сухопутных войсках это, возможно, оснащение подразделений оперативно-тактическими комплексами "Искандер" (об этом уже заявлял президент страны Александр Лукашенко), а также другими видами вооружения: новыми образцами танков, бронетранспортеров, артиллерии и так далее. Не исключено, что это будут собственные разработки.
Также вполне вероятно, что руководство страны при определенных обстоятельствах (дальнейшее расширение НАТО на Восток, создание вблизи границ Союзного государства новых военных баз альянса) даст согласие на размещение на своей территории российского тактического ядерного оружия и использование ядерных боеприпасов малой и сверхмалой мощности.
Вполне очевидно, что ВС РБ будут совершенствовать свою воздушную оборону в рамках создаваемой единой региональной системы ПВО Союзного государства. Вполне вероятно дальнейшее оснащение войск страны новыми видами зенитных ракетных комплексов (С-400) и самолетов (Су-35) и так далее.
Можно также допустить, что в планы Минска входит объединение российской и белорусской армий. Это, видимо, будет возможно, если Союзное государство состоится де-факто. Хотя здесь много проблемных вопросов. Скажем, будет ли предусмотрена служба белорусских юношей в российской армии и наоборот? Здесь также немаловажен вопрос, связанный с военными расходами. Для обеспечения своей армии Белоруссия тратит чуть больше 1 процента от ВВП страны. В России же расходы на национальную оборону составляют около 2,7 процента от ВВП. Согласится ли Белоруссия увеличить военные расходы до российского уровня? На этот вопрос пока нельзя ответить утвердительно.
Таким образом, в Белоруссии, как и в России, озабочены проблемами укрепления военной безопасности. Принимая важные документы в военной области, Минск намерен строить свою оборону, опираясь на взаимодействие со странами ОДКБ и в рамках Союзного государства. Однако организация такой безопасности требует вложения значительных средств, повышения уровня военного бюджета не менее чем в два раза. Ответ же на вопрос, готов ли к этому Минск, пока остается открытым.