Як-141. Фарнборо, 1992 год [367x213] Просматривал недавно историю создания палубной авиации СССР. Особенно интересовался СВВП. Наткнулся на такой интересный факт. В свое время, Локхид Мартин предлагал ОКБ Яковлева сотрудничество в сфере создания самолета 5 поколения. Поводом для предложения такого сотрудничества стала презентация на Фарнборо в сентябре 1992 года самолета вертикального взлета Як-141 (Як-41М). Надо сказать,что к тому моменту в СССР работы по проекту самолета СВВП были приостановлены в связи с аварией одного из двух летающих прототипов ( на самом же деле,проект был "засушен" в связи с нехваткой средств и в связи с тяжелой политической ситуацией в стране). На Западе однако работы активно продолжались.
Возможности и самолета ОКБ Яковлева произвели неизгладимое впечателние на иностранных авиаспециалистов. Тем более,что самолет был практически готов к запуску в серию.Однако, мало кому из них было известно что работы по доводке и улучшению характеристик самолета в ОКБ с 1991 года велись на собственные средства в расчете на перспективные, в том числе и экспортные заказы.
На базе Як-41М (Як-141) и его перспективных модификаций могла быть создана гибкая мобильная оборонительная система с высокой степенью боевой живучести, способная обеспечить сохранение боевого потенциала обороняющейся стороны в случае внезапного массированного удара противника. Одним из прототипов такого самолета был Як-201. Самолет был спроектирован в середине 90-х годов также по личной инциативе и на личные средства ОКБ Яковлева в рамках создания легкого истребителя 5-го поколения. 1997 году самолет предложили Минобороны. Но в связи с недостатком в финансировании был получен отказ.
Перейдем к F-35 Lightning II
Выбор конструкции F-35 был сделан в 2001 г. (обращаем внимание на дату) в результате конкурса по программе JSF (Joint Strike Fighter) между компаниями Boeing (модель X-32) и Lockheed Martin (модель X-35) (Вспоминаем 1992 год, Фарнборо). Программа предусматривала создание единой модели истребителя с возможностью вертикального и укороченного взлета и посадки.
Ну а теперь - смотрим фотографии и сравниваем:
Як-201 (1997 год) F-35 Lightning II. (2001 год)
Как говорится, no comment.