• Авторизация


СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ ОТ А ДО Я (ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ 04-05-2015 23:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Erisena Оригинальное сообщение

СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ ОТ А ДО Я (ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ).

Мерциана

Добрый дух, покровительница спелых хлебов. По ночам порхает над колосящимися нивами, оберегая зерно от порчи и сглаза. Прикасаясь к колоскам, вливает в них живительную силу.

Месяцы

В славянских сказках нередко выводятся действующими лицами месяцы в виде двенадцати братьев, восседающих на стеклянной горе, то есть на небе, вокруг пылающего костра-солнца.

Костер этот горит то сильнее (в летнюю пору), то слабее (зимой), смотря по тому, какой из месяцев берет в свои руки правительственный жезл. Весенние месяцы изображаются цветущими юношами, летние — достигшими полного развития сил мужами, осенние — пожилыми, стареющими братьями, а зимние — седовласыми старцами...
В древности на Руси месяцы назывались так: январь - просинец, февраль — бокогрей, лютый, сечень, снежен; март — свистун, сухой; апрель — цветень, березозол; май — травень; июнь — изок (то есть кузнечик); июль — грозник, сенозорник, страдник; август - зарев, серпень; сентябрь — летопроводец, осенины, ревун; октябрь — листопад, зазимник; ноябрь — грудень, братчины; декабрь — студень, зимник.

Мокошь (Макошь)

[555x700] [324x30]

По верованиям древних славян, богиня, влиянием на людей почти равная Перуну.
Это единственное женское божество, чей идол в Киеве стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна, Белеса и других божеств: олицетворение Матери-Сырой Земли.

Будучи богиней плодородия, Мокошь в вид женщины с большой головой и вытянутыми ввысь длинными руками, олицетворяла взаимодействие сил земли и неба. 
Со временем под власть ее всецело перешло "бабье царство", и Мокошь стали представлять все той же длиннорукой, большеголовой женщиной, прядущей по ночам в избе: поверья запрещают оставлять кудель, а то Мокошь отпрядет.
В этом образ древней богини женских ремесел слился с образом Пятницы, которой приносили жертву, бросая в колодец пряжу, кудель; название этого обряда — "мокрида", как и имя Мокошь, связано со словами "мокрый", "мокнуть".

Мокуша

Ночной дух, ходит по ночам прясть шерсть и стричь овец. Если у овец сильно вылезает шерсть, говорят: "Мокуша остригла". Ее не видят, но по ночам слышат урчание веретена, когда она работает. Выходя из дома,щелкает веретеном о брусок, о полати.

Если она недовольна хозяйкой, то остригает у нее немного волос.

Морена (Мара, Марена, Мора, Мура)

[200x]

Богиня бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее — смерти. Помните слово "мор" — оно обозначает поголовную и внезапную смерть целых народов и государств. В нем сохраняется память об этой жестокой, неумолимой богине, которой неугодны никакие жертвы, кроме увядших цветов, сгнивших плодов, опавших листьев и угасших человеческих жизней.
На Украине сохранился обряд-оберег против этой злой силы.

Накануне Иванова дня делают соломенного идола Купалы — иногда величиною с ребенка, а иногда в настоящий рост человека. На него надевают женскую сорочку, плаху, мониста и венки из цветов.

Тогда же срубают дерево, обвешивают его лентами и венками и устанавливают на избранном для игрища месте. Дерево это называют Мореною; под ним ставят наряженную куклу, а подле нее стол с разными закусками и напитками. Затем зажигают большой костер и начинают прыгать через него попарно (молодцы с девицами), держа в руках купальскую куклу.
Игры и песни продолжаются до рассвета. На другой день куклу и Морену приносят к реке, срывают с них украшения и бросают ту и другую в воду, чая избавить себя на ближайшую пору и от болезней, и от смерти, и, конечно, от меньших неприятностей.

Моровая дева

Так называют всякую повальную болезнь.
Показываясь в деревне, она обходит дома, просовывает руку в окно или дверь и машет красным платком, навевая на хозяев и домочадцев смертельную заразу.
При ее появлении жители запираются в своих избах, не открывают ни окон, ни дверей, и только совершенный недостаток припасов и голод заставляют их нарушать эту предосторожность.
В старые годы жил-был шляхтич; решившись пожертвовать собою для общего блага, он взял саблю и сел у нарочно открытого окна; как только Моровая дева протянула руку в окно, шляхтич ударил саблею и отрубил ей кисть.
Сам он умер, померло и его семейство, но с той поры болезнь уже не показывалась в этой местности.
Подобное же предание уцелело и в памяти русского народа: храбрый казак отрубил руку ведьмы, которая действовала так же губительно, как Моровая дева; в глухую полночь являлась она, вся в белом, отворяла окно избы, просовывала руку с кропилом и начинала кропить в разные стороны, а к утру вымирала вся семья...

Моровая язва

[200x]

Зловещая женщина огромного роста (иногда на ходулях), с распущенными косами и в белой одежде; она разъезжает по свету в повозке или заставляет какого-нибудь человека носить себя по городам и селам; своею костлявою рукою она веет на все на четыре стороны кровавым или огненным платком — и вслед за взмахом ее платка все кругом вымирает.
Был жаркий день; мужик сидел под деревом. Приблизилась к нему женщина высокая, закутанная в белое покрывало. "Слыхал ли ты про Моровую язву? — сказала она. — Это я самая.

Возьми меня на плечи и обнеси по всей Руси; не минуй ни одного села, ни города; я должна везде заглянуть. Кругом тебя будут падать мертвые, но ты останешься невредим". Затем она обвилась длинными, исхудалыми руками вокруг шеи, и бедняк пошел со своею страшною ношею, не чувствуя ни малейшей тяжести.

На пути лежало местечко, где раздавалась музыка и весело, беззаботно пировал народ; но Язва повеяла своим платком — и веселье исчезло: стали рыть могилы, носить гробы, кладбище и улицы наполнились трупами.

Где ни проходил человек, всюду богатые города и деревни превращались в пустыни; бледные, дрожащие жители разбегались из домов и в мучительных страданиях умирали в лесах, полях и по дорогам.

Наконец добрался он до своего родного села: здесь проживали его старушка-мать, любимая жена и малые дети. Отчаянье и жалость овладели душою несчастного; он решился утопить себя и Язву, ухватил ее за руки и, обойдя село, бросился вместе с нею с крутого берега в волны.

Сам он утонул, но Моровая язва не могла погибнуть: с легкостью стихийного существа она поднялась из воды и, напуганная смелостью человека, убежала в лесистые горы...

Морозко (Мороз, Трескун, Студенец)

[200x]

Повелитель зимних холодов. Его представляли в образе низенького старичка с длинной седой бородою. Зимой бегает он по полям и улицам и стучит: от его стука начинаются трескучие морозы и сковываются реки льдами. Если ударит он об угол избы, непременно бревно треснет!

Его дыхание производит сильную стужу. Иней и сосульки — его слезы, его замерзшие слова. Снежные облака — его волосы.

Очень не любит он тех, кто дрожит и жалуется на стужу, а бодрым, веселым, здоровым дарует крепость телесную и жаркий румянец. Зима — его супруга, Мароссы (Трескуны) — верные слуги. С ноября по март Морозко такой мощи набирается, что даже солнце перед ним робеет!
На радостях он покрывает стекла оконные изумительными узорами, леденит поверхность озер и рек, чтобы можно было по ним кататься, замораживает снежные горки и веселит честной народ снегом, бодрящим морозцем и веселыми зимними празднованиями.

Морская Пучина - Кругом Глаза

Прекрасный поэтичный образ Океан-моря, наделенный особыми, волшебными свойствами, умом и душою.
Жил на свете новгородский богатырь Василий Буслаев, который не знал, куда девать свою богатырскую силушку.
Такова же дружина его была.
Плыл как-то Василий Буслаевич "через море к зеленым лужкам". Видит — лежит впереди Морская Пучина-Кругом Глаза.
Начал Василий вокруг Морской Пучины похаживать, сафьян-сапожком ее попинывать. Посмотрела на богатыря новгородского Морская Пучина-Кругом Глаза: "Не пинай меня, говорит, не то сам тут будешь!"
Смешлива была дружина Буслаевича, начали дружинники Пучину перескакивать: все до единого перескочили.
Прыгнул Василий — да не перескочил, задел за Пучину пальцем правой ноги... Тут ему и последний, смертный час пришел!

Морской царь

Верховный владыка всех вод, омывающих землю. Когда он веселится в своих пышных подводных чертогах, то разыгрывается непогода и бушующая стихия топит корабли. Дабы умилостивить царя, корабельщики опускают за борт хлеб-соль, а случалось, и людей по жребию, как в былине о Садко.
По древним славянским преданиям, все моря и океаны — это кровь Морского царя, а реки — его дочери.
Иногда в наших сказках Морской царь является в виде лютого жеребца, которого должен объездить сильномогучий богатырь.
Позднейшие сказания рисуют Морского царя не только грозным властелином, но и отцом многочисленной семьи. Только нет у них с водяной царицею — "всем русалкам русалкой'" — сыновей: одни дочери родятся — девы моря с рыбьим хвостом.
Русские простонародные предания вещают из глубины стародавних лет о том, что все дочери Морского царя превратились в большие реки.

Потому-то с ними и связаны во многих местах Руси суеверные представления, являющиеся отголосками древнего обожествления вод земных.

Моховик

Дух мшистых болот, является людям в образе свиньи или барана. Питается растениями, но иногда заедает детей.
Это самый маленький из лесных духов по сравнению с боровиком и лешим.
Подчиняется лесному царю, делает то же, что все лесовые: заводит в глубь своих владений, чтобы там погубить человека.
Средства спасения от моховиков те же, что и от леших.

Навьи

[200x]

Древнейшее название мертвецов. Происходит оно от индоевропейского слова, которое означало вид погребального обряда или реку, по которой плывут в царство мертвых.

До сих пор в народе бытует странное выражение, от которого мурашки по коже бегут: "В нави зрети" - то есть ожидать смерти, а Радуница, день поминовения усопших называется "навий день" и "навьи проводы". В "Повести временных лет" эпидемия в Полоцке приписывалась мертвецам, которые скачут по улицам на незримых конях и поражают всех живых: "Навьи бьют полочан".
Мертвецы, навьи всегда враждебны живым. Даже слишком большая печаль по умершим осуждалась мудрецами, ибо навий можно накликать, как бы призвать к себе своей тоскою, а значит, отдать им себя во власть.

Мертвым — мертвое царство, живым — живое, поэтому от общения с потусторонним миром люди должны всячески остерегаться. Скажем, нельзя париться в бане после полуночи: в эту пору приходят на свой шабаш навьи.

Но уже коли забрел в баньку запоздалый купальщик, надобно быть настороже: как услышишь за спиною тихий шепот, как увидишь куриные следы, вдруг возникшие на золе у печки, — быстренько осеняй себя крестом и беги в чем есть, хоть бы и вовсе нагишом, не то настигнут навьи, отнимут душу...

Ну а чтобы задобрить их, надобно непременно оставить после себя в бане хоть обмылочек, хоть немножко воды на дне шайки. — пусть придут покойнички, пусть потешатся в баньке, как при жизни тешились!
В Радуницу нельзя перелезать через заборы, не то в ступне начнет расти "навья косточка". Она причиняет болезни, даже смертельные, и никогда не гниет в трупе.
Обычно навьи представляются болыпекрылыми хищными птицами, иногда нападающими на человека.

Налет (мечта)

Летает по ночам к людям, тоскующим по покойникам, чтобы извести их.
Мечта, или налет, могут быть видимы только для тех, кого они посещают, остальные замечают лишь сияние.
Сделать налет видимым способны лишь колдуны. Для этого колдун берется рукой за пятку и держит ее "со словом", с заговором.
Летящая мечта, налет тогда остановится, закружится, пока не рассыплется и не предстанет снова человеком.
Бросит колдун пятку — налет снова окажется невидимкой или рассыплется.
Чтобы налет не пугал спящего, его обкладывали крестиками из липы, ставили такие крестики на окнах, дверях, в заслоне, в трубе.
Некоторым колдунам удается договориться с покойником, чтобы он перестал беспокоить живых.
Например, при появлении налета колдуны его увещевают:

"Куда ты идешь? Мертвые к живым не ходят. Аминь! Мое место свято!"
Другие спасаются тем, что кладут на ночь под голову списанную молитву ангелу-хранителю.
Курят в доме ладаном, корнем чародейной плакун-травы.

Намной (навной)

[200x]

Вредоносный дух, подобно навьям, наваливающийся на спящего человека и терзающий его так, что утром обнаруживаются на теле синяки и кровоподтеки.

Горе такому бедолаге — вскорости он непременно захворает, а то и окочурится.

Небо

Наши далекие предки — охотники, жившие в каменном веке, поклонялись двум небесным хозяйкам мироздания — Лосихе и ее дочери, которые впоследствии сменились Большой и Малой Медведицами.
При переходе к земледелию земля стала кормилицей и обожествлялась в Облике Матери-Сырой Земли, двуединой с Отцом Небом.
Сей супружеский союз вовеки нерасторжим. Существовало поверье, что небо и земля где-то сходятся краями, так что женщины, стирающие там белье, вальки укладывают на край неба, а белье развешивают на рожках месяца.
В наших мифах небо называется "божий дом", "дом всего мира". Оно покрывает землю стеклянным куполом, по которому шествует Солнце со звездами и Месяц.
Над прозрачным твердым сводом голубеет водное небо, или "хляби небесные", а под сводом заключены "небеса".
Согласно мифологии южных славян во времена незапамятные Господь ходил по земле, научал людей ремеслам: ведь люди поначалу ничего не умели — ни сеять, ни скот пасти, ни огонь добывать.
А когда научил их всему, то переселился на небеса.
Небо когда-то почти касалось земли: достаточно было подняться на цыпочки, чтобы к нему прикоснуться.
Как-то женщина стирала на бугорке белье и вытерла мыльные руки о небо; другая вытерла их о месяц. Тогда Господь немного приподнял небо.
Через некоторое время один крестьянин пахал на волах землю, плуг за что-то зацепился, оглобля передним концом подскочила вверх и сильно ударила по небу.
Пришлось Господу опять приподнять небеса. А вскоре другой земледелец скосил траву, высушил, сложил в копны, а из копен решил сложить стог — да вилами-то небо и пропорол.
Вот тогда-то Господь окончательно разъединил землю и небеса.
Небо соединяется с землею далеко-далеко, на краю света. На небе обитают боги и души святых праведников.
Жизнь там устроена подобно нашей, только опоясываются люди ремешками вокруг шеи.
У нас на земле, которая находится посередине между миром надземным и подземным, люди и опоясываются посередине — вокруг пояса.
А обитатели нижнего мира, подземного, опоясывают себе колени.
Народная поэзия дает прекрасное изображение космоса — теремом, а небесных светил — обитающею там семьею:
Чудо в тереме показалося: На небе солнце — в Тереме солнце, На небе месяц — в тереме месяц, На небе звезды — в тереме звезды, На небе заря — в тереме заря и вся красота поднебесная.

Помимо терема, небо представлялось нашим далеким пращурам горою, островом, полем с цветами-звездами.
Воображали его, кроме того, даже черепом спящего-великана, под которым величественно плывут облака-мысли.

Нежить (нечистая сила)

[200x]

Собирательное имя всякой черной, потусторонней силы, вредоносной человеку: домовых, русалок, водяных, чертей, а в языческую пору — и всех недобрых духов и божеств.

Нички

Женские мифические существа, о которых на Украине рассказывают, что они в ночное время, особенно по пятницам, стучат и шалят в избах; бабы боятся, чтобы они не выпряли весь лен, и прячут от них свои кудели.

Ниян (Ний)

Один из самых беспощадных и жестокосердных славянских богов, олицетворение тех страшных наказаний, которые ждут после смерти всех злодеев, убийц, супостатов.
Он был властителем славянского ада, судьей мертвых, повелителем мучений. Славяне никогда не могли примириться с тем, что те, кто жили беззаконно, не по совести, обманывая друг друга, грабя своих ближних, могли остаться безнаказанными.

Они искренне полагали, что отомстится, отольется им не на этом свете, так на том. Как и многие другие народы, славяне верили, что место казни для беззаконников — внутри земли.
Конечно, этого бога люди могли только бояться, поэтому святилищ его не существовало. Однако воображали его железным великаном, восседающим в подземелье на черном гранитном троне. Главу его венчала свинцовая корона, в руках сверкали огнем скипетр и меч.
Жертвовали ему не только кровью животных, но и людьми, особенно во время страшных болезней или войн: кидали жребий среди преступников — и тех, на кого он пал, убивали во славу Нияна, сбрасывая в провалы земные, дабы насытился он этой кровью и отвратил беды от невинных.

Ночница (бабица, плачка, крикса)

Это ночной зловредный дух, не дающий спать новорожденным. Обращаясь в летучих мышей, гусениц, птиц, а иногда в длинноволосых женщин в черном одеянии, ночницы бьют, щиплют детей, дают им пососать грудь, а молоко-то — отравленное.

Чтобы уберечь деток, матери не должны качать пустую колыбель, или оставлять на дворе после захода солнца пеленки, или купать младенца в простоявшей ночь воде.

Но уж если ночница привязалась, надо непременно окуривать избу травою "полуночником", а на каждое окно в избе посадить несколько кукол.

Ночь

Смена дня и ночи в древности объяснялась так: некое подземно-подводное чудовище о двух головах — спереди и сзади — вечером проглатывает Солнце, а поутру его изрыгает.
День и Ночь, беспрестанно между собою враждующие брат и сестра, — воплощение Света и Тьмы.
Ночи предшествует Вечерняя заря. Летом в ее угасающих бликах над колосящимся хлебом можно увидеть Мерциану — легкокрылую зарницу.
Ночь — время разгула потусторонних сил, губительных для рода человеческого. Особенно неистовствует нечисть в зимние Святки и в ночь на Ивана Купалу.

А полночь всегда страшна. Ежели отчаянный храбрец рискнет в это время выйти из дома, то рискует столкнуться с Полуночником — хозяйственным божком вроде домового, обходящим деревню.

Ночью Солнце в ладье, влекомой лебедями, утками, гусями и прочей водоплавающей дичью, плывет по подземному океану.

Утром оно подплывает к своему золотому дворцу на востоке и вскоре выезжает из него на колеснице, запряженной белыми златогривыми конями. Так и вершится вековечно суточный круг.

Обдериха (обдерышек)

Банный дух, отличающийся необыкновенной жестокостью. За малейшее нарушение банного ритуала наказывает.
Большим прегрешением считается мытье в бане, в одиночку, особенно в четвертый пар, который уготован обдерихе. На четвертую смену специально для обдерихи оставляют в кадушке немного горячей воды, а на полке кусочек мыла.
С вошедшего в ее пору человека обдериха сдирает кожу, вещает на печку-каменку, а тело забивает под пол, в щели.
Всякое ночное посещение бани, особенно с похвальбой, что Чертей бояться не стоит, карается обдерихой. Наказывает она и тех, кто не оставит ей мыла или воды. В следующее посещение бани она плеснет на провинившегося кипятком или задушит угаром.

Если кто выйдет из бани с поцарапанной или разодранной спиной, значит, обдериха драла.

Видели обдериху под полком в бане, в полуночье она может показаться кошкой с широкими горящими глазами.

Обида

Черная лебедь, птица печали и горя, воплощение всего отчаяния, которое сопутствует человеку в его жизни.

Облакопрогонники

[200x]

В древности так назывались колдуны, обладавшие особенной чародейной силою и умеющие воздействовать на погоду, изменять направление ветров, усмирять вихри.

Ростом они достигали небес, так что им ничего не стоило коснуться белоснежных облачных глыб, разогнать их и выпустить на свободу пресветлое солнце.

Однако при надобности те же чародеи гнали полчища дождевых и снеговых туч на поля, поливая их; иной раз благодаря их стараниям реки выходили из берегов, сутками бушевали ураганы...

Когда же наши далекие предки принимались воевать, счастлива была та сторона, вместе с коей сражались облакопрогонники, ибо могли они противника заставить отступить, среди лета напустив на лагерь его метели, среди зимы полив ледяным дождем, среди дня наведя кромешную тьму и сбив с дороги.

Увы, до наших времен дошли одни лишь отрывочные и восторженные слухи о баснословных колдунах — облакопрогонниках!

Обменыш

[200x]

Одно из любимых занятий бесов — похищение детей. Дьявол подменяет своими чертенятами некрещеных человеческих младенцев.

Без разбору черти уносят и тех, которых в сердцах проклинают матери, и таких, которым в недобрый час скажут неладное (черное) слово, вроде: "Хоть бы черт тебя унес". Уносят и младенцев, оставленных до крещения без надлежащего присмотра, то есть когда младенцам дают заснуть, не перекрестивши их, дают чихнуть и не поздравствуют ангельскую душу, не пожелают роста и здоровья.

Особенно не советуют зевать в банях, где обыкновенно роженицы проводят первые дни после родов. Нечистая сила зорко сторожит и пользуется каждым случаем, когда роженица вздремнет или останется одна. Вот почему опытные повитухи стараются не покидать матерей ни на одну минуту; в крайнем случае, при выходе из бани, крестят все углы.

Если же эти меры предосторожности не будут приняты, то мать и не заметит, как за крышей зашумит сильный ветер, спустится нечистая сила и обменяет ребенка, положив под бок роженицы своего лешачонка или обменыша.
Эти обменыши бывают очень тощи телом и крайне уродливы: ноги у них всегда тоненькие, руки висят плетью, брюхо огромное, а голова непременно большая и свисшая на сторону. Сверх того, они отличаются природной тупостью и злостью и охотно покидают своих приемных родителей, уходя в лес. Впрочем, живут они недолго и часто пропадают без вести или обращаются в головешку.
Что касается судьбы похищенных детей, то черти обыкновенно носят их с собой, заставляя раздувать начавшиеся на земле пожары. Но бывает и иначе.

Похищенные дети отдаются на воспитание русалкам или проклятым девкам, у которых они остаются, превращаясь впоследствии: девочки в русалок, мальчики в леших.
Сюда же, к неизвестным "тайным людям", или к самим дьяволам, поступают "присланные   дети", то есть случайно задушенные матерями во время сна. И в том, и в другом случае душа ребенка считается погибшей, если ее не спасет сама мать постоянными молитвами в  течение сорока дней, при строжайшем посте.

Ребенок, унесенный "тайными людьми", делается сам тайным человеком: невидимо бродит по белому свету, отыскивая себе пропитание. Пьет молоко, оставленное в горшках неблагословенным, снимает с кринок сметану.

Если же ребенок похищен дьяволом, то последний помещает его в темной и тесной темнице. Хотя в темнице нет ни огня, ни кипящей смолы, как в кромешном аду, зато ребенок навсегда лишается света и будет вечно проклинать свою мать за то, что она не уберегла его.

Впрочем, для матери, осыпаемой упреками посторонних и страдающей от личного раскаяния, имеется из этого мучительного положения выход. Необходимо три ночи простоять в церкви на молитве; но беда в том, что не всякий священник разрешает это.

Тем не менее несчастные матери слепо веруют, что если ребенка похитили "тайные люди", то'он, по молитве, явится на своем месте целым и, по окроплении святою водою, останется невредимым.

Оборотень

[200x]

Приписывая превращения влиянию злого колдовства и в то же время признавая души человеческие за существа стихийные, способные менять свои телесные одежды, предки наши пришли к убеждению, что колдуны, ведьмы и нечистые духи могут превращать людей в различных животных.

Убеждение это глубоко укоренилось у всех индоевропейских народов и вызвало множество любопытных сказаний. На Руси думают, что колдун, зная имя человека, может по собственному произволу сделать его оборотнем, а потому имя необходимо утаивать и называться иным, вымышленным.

В пылу злобы и мщения колдуны и ведьмы творят чары и оборачивают своих недругов навсегда или на какой-то срок зверями. Таких невольных оборотней называют вовкулаками, или волкодлаками, потому что всего чаще их представляют в виде волков. Это — более страждущие, чем зловредные существа: они живут в берлогах, рыскают по лесам, воют по-волчьи, но сохраняют человеческий смысл и почти никогда не нападают на деревенские стада; только нестерпимый голод может понудить их искать себе поживы.

Нередко бродят они возле родного села и, когда завидят человека, смотрят на него так жалостно, как будто умоляют о помощи; случалось замечать при этом, что из глаз бедного оборотня струились в три ручья слезы; сырого мяса, которое ему предлагают, он не берет, а брошенный кусок хлеба поедает с жадностью.

Один пригожий юноша презрел любовь ведьмы, и вскоре его постигло жестокое мщение: раз поехал он за дровами, остановился в лесу, взялся за топор и только что замахнулся на дерево, как руки его превратились в волчьи лапы, а затем и весь он покрылся мохнатою шкурою; несчастный бросился к своим волам, но те в испуге шарахнулись в сторону; хотел было остановить их своим голосом, но вместо людской речи раздался протяжный дикий вой.

Другая ведьма оборотила волком своего соседа, который впоследствии, когда освободился от заклятия, рассказывал, что, будучи оборотнем, он подружился с настоящим волком, ходил с ним на добычу, и хотя чувствовал себя человеком, не мог выражать своих мыслей словами, а выл по-волчьи...
Средства, употребляемые колдунами и ведьмами для превращения людей в животных, сходятся с теми, силою которых они сами становятся оборотнями. Средства эти следующие.
Набрасывание звериной шкуры. Крестьяне уверяют, что в старые годы случалось, снимая шкуру с убитой волчицы или медведицы, находить под нею бабу в сарафане. Есть рассказ, что на охотничьей облаве убили трех волков, и когда стали снимать с них шкуры, то под первою нашли молодого жениха, под второю — невесту в ее венчальном уборе, а под третьей — музыканта со скрипкою.
Волшебная науза (петля). Чтобы превратить свадебное сборище в стаю волков, колдуны берут столько ремней или мочал, сколько нужно оборотить лиц; нашептывают на них заклятия и потом этими ремнями или мочалами подпоясывают обреченных, которые тотчас же и становятся волкодлаками.

Такой оборотень не иначе может получить прежний человеческий образ, как разве в том случае, когда чародейный пояс изотрется и лопнет; но и после избавления долгое время бывает дик, сумрачен и не скоро навыкает людской речи.

Народные сказки свидетельствуют еще, что колдуны и ведьмы превращают людей различными зверями и птицами, ударяя их зеленым прутиком, палкою или плетью (кнутом-самобоем).

Удару волшебного прута придается двоякое значение и в преданиях о волкодлаках и оборотнях: им превращаются люди в звериные образы, и, наоборот, им же разрушается сила заклятия, и превращенные возвращаются в среду людей.

Объедало

В поисках украденной невесты герой славянских сказок должен совершить несколько трудных подвигов. Ему помогают достичь желанной цели несколько чудесных умельцев. Объедало разом пожирает двенадцать быков, хлеб кидает в рот полными возами, а все кричит: "Мало!".

Опивало может разом выпить сорок бочек вина или даже целое озеро. Скороход на одной ноге скачет, другая же к уху подвязана; стоит ее отвязать — и вмиг весь белый свет перешагнет скороход. Стрелок попадает мухе в глаз аж за тысячу верст.

Чуткой слышит, как трава растет; а если припадет ухом к земле, то узнает, что на том свете вершится. Мороз-Трескун, или Студенец, вмиг замораживает чугунную баню, раскаленную докрасна. Старик с вязанкою дров, которые, будучи разбросаны, превращаются в несметное воинство.

Один из подвигов Ильи Муромца состоял в убиении нечестивого Идолища, который пожирал зараз по целому быку жареному и пил по котлу меда или пива, а котел был так велик, что его с трудом поднимали двадцать силачей. Не зря Идолище иногда называют Едалищем.

Овинник (гуменник)

[200x]

Как видно из названия, жил этот дух в овинах (на гумнах) — строениях, где крестьяне в старину снопы сушили. Сидел овинник в самом дальнем углу подлаза днем и ночью — глаза горели калеными угольями, как у кошки, да и сам он был похож на огромного кота — весь черный и лохматый, сажей измазанный.
Овинник умел лаять по-собачьи, хлопать в ладоши и хохотать, когда удавалось ему наказать нерадивого хозяина.
Суждено было овиннику стеречь овин, чтоб огонь не разгорелся больше нужного, чтоб не было пожара; следить за укладкою снопов, наблюдать за временем и сроками, как и когда затоплять овин, не позволять делать этого под большие праздники.

В случае нарушения этого завета, бывало, так пихнет в бок ослушника, что тот едва соберет дыхание; ну а на худой конец, разгневавшись, может и сам овин поджечь. Не дозволял он также сушить снопы во время сильных ветров и безжалостно за это наказывал.
Овинник считался самым зловредным из всех духов, окружающих крестьянина в его повседневной жизни: если залютует, ублажить его было нелегко!

Разве что принести к овину пироги и петуха: петуху у входа отрубали голову и кровью кропили по всем углам, а пирог оставляли в подлазе. Вообще, угощение и почет овинник любил так же, как все его нечистые сородичи.

Опытные хозяева не иначе начинали топить овин, как попросив у "хозяина" позволения. А после того, как мужик сбрасывал последний сноп, прежде чем идти домой, обращался к овину лицом, снимал шапку и с низким поклоном говорил:

"Спасибо, батюшка-овинник: послужил ты нынешней осенью верой и правдой!"
Овины, как и бани, были излюбленным местом девичьих гаданий. Приходили сюда на Васильев вечер, в полночь, между вторыми и третьими петухами (излюбленное время у овинников и самое удобное для заговоров). Самая смелая протягивала в окошко руку и спраши­вала:

— Овинник-родимчик, суждено ли мне по нынешнему году замуж идти?
Погладит овинник голой рукой — девушке жить замужем бедно, погладит мохнатой — богато жить. А если никто ее не трогал — значит, в девках предстояло сидеть.

Таков был овинник — хранитель главного крестьянского богатства — хлеба.

Огонь

Древнее почитание огня, основанное на величайших услугах, оказанных им человечеству, и в настоящее время не совсем изгладилось из народной памяти. Не зря называют его царь-огонь!

Стихия, дающая тепло и свет, снизошла с неба, чтобы разделить свою власть над человеческим родом лишь с другой, столь же могучей стихией — водою.
Но, составляя основу человеческой культуры на земле, огонь, вместе с тем, является и истребителем ее: при неудачном и несчастливом применении он временами проявляет могучую и страшную силу, которая сметает с лица земли все, что попадается ей на пути, и которая заставляла первобытных людей, в благоговейном трепете, поклоняться огню и умилостивлять его молитвами и жертвами.

Этот культ выразился у славян в поклонении Перуну. Мгновенное освещение тучи и неба огненною струею повсюду среди славянских племен признается небесным огнем и издревле называется священным, причем, если гром ударит в человека или в строение, то никто не станет их спасать, считая это сопротивлением воле божией.
Кое-где на Руси во время первой грозы разводят в печи огонь, как бы призывая этим покровителя земного пламени на помощь против пламени небесного.
В стародавние годы было в обычае поддерживать на домашнем очаге неугасимое пламя, возженное от огня, добытого из сухой сердцевины дерева: живого огня.

Живой огонь был в большом употреблении как мера борьбы с болезнями. Через него переносили хворых, перегоняли стада. А чтобы вера в очистительную силу этого огня стояла в деревне крепче, по обеим сторонам костра выкапывали две ямы: в одну зарывали живую кошку, в другую — собаку: этим отнимали у чумных оборотней силу бегать по дворам кошками и собаками и душить скотину.

Живым огнем возжигаются купальские костры, через которые прыгала молодежь, дабы быть наделенной здоровьем.

Домашний очаг считался в старину священным. В его огне видели силу, не только дававшую человеку тепло и пищу, но и отгонявшую от жилища всю нечисть, всякую болесть лютую.

Очаг был первым жертвенником славянина-язычника; пылающее на нем дерево — первой жертвою повелителю огней небесных, Перуну-громовнику. Вокруг очага собирались в былую пору совещания родичей. Выселяясь из дедовского гнезда, молодые непременно брали с собою к своему новому очагу горящие уголья со старого.

Только это, по верованиям древних предков наших, и могло сохранить родственные связи. Если огонь в чьем-нибудь очаге погасал, это сулило суеверному воображению всякие беды и слыло предвестником умирания-угасания семьи.

Даже рассыпавшиеся с очага дрова не обещали ничего доброго для хозяев. Плюнуть на очаг почиталось за великий грех. Если кто-нибудь заливал водою чужой очаг, это было выражением непримиримой вражды — на жизнь и смерть.

Озем и Сумерла

Бог и богиня подземного царства. В глубоких, сумрачных провалах раскинулись их необозримые покои, в которых всегда темно, и только неисчислимые богатства недр озаряют их своим блеском: золотые и серебряные жилы, гроздья самоцветных камней, горящие озера нефти — крови земли...

Одежды Озема и Сумерлы из чистого золота, их лица бледны и неприязненны. Ох, не любят они людей, которые ищут богатств земных, оттого так часто обваливаются крепи шахт, взрываются рудники, а порою начинают боги возмущенно трясти землю, чтобы устрашить дерзких хитников.
Только мертвые угодны Озему и Сумерле — мертвые, недвижимые, покорные... Слуги богов — кроты, ужи, и грибы — их соглядатаи и слухачи.

Все, что узнают о жизни людей, все богам подземным рассказывают! Ну а зимой, когда снег покрывает поля и леса, когда ничто не пробьется сквозь белое тяжелое покрывало, Озем и Сумерла обнимают друг друга крепко-крепко, ибо, несмотря на внешнюю суровость, соединяет их великая и нерушимая любовь, и отдаются сладкому сну вместе со всей замерзшей землею.

источник

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ ОТ А ДО Я (ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ | Coldunyana - Дневник Coldunyana | Лента друзей Coldunyana / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»